Proverbs 23 глава

Proverbs
New American Standard Bible → Комментарии МакДональда

New American Standard Bible

On Life and Conduct

1 When you sit down to dine with a ruler,
Consider carefully what is before you,
2 And put a knife to your throat
If you are a man of great appetite.
3 Do not desire his delicacies,
For it is deceptive food.
4 Do not weary yourself to gain wealth,
Cease from your consideration of it.
5 When you set your eyes on it, it is gone.
For wealth certainly makes itself wings
Like an eagle that flies toward the heavens.
6 Do not eat the bread of a selfish man,
Or desire his delicacies;
7 For as he thinks within himself, so he is.
He says to you, “Eat and drink!”
But his heart is not with you.
8 You will vomit up the morsel you have eaten,
And waste your compliments.
9 Do not speak in the hearing of a fool,
For he will despise the wisdom of your words.
10 Do not move the ancient boundary
Or go into the fields of the fatherless,
11 For their Redeemer is strong;
He will plead their case against you.
12 Apply your heart to discipline
And your ears to words of knowledge.
13 Do not hold back discipline from the child,
Although you strike him with the rod, he will not die.
14 You shall strike him with the rod
And rescue his soul from Sheol.
15 My son, if your heart is wise,
My own heart also will be glad;
16 And my inmost being will rejoice
When your lips speak what is right.
17 Do not let your heart envy sinners,
But live in the fear of the LORD always.
18 Surely there is a future,
And your hope will not be cut off.
19 Listen, my son, and be wise,
And direct your heart in the way.
20 Do not be with heavy drinkers of wine,
Or with gluttonous eaters of meat;
21 For the heavy drinker and the glutton will come to poverty,
And drowsiness will clothe one with rags.
22 Listen to your father who begot you,
And do not despise your mother when she is old.
23 Buy truth, and do not sell it,
Get wisdom and instruction and understanding.
24 The father of the righteous will greatly rejoice,
And he who sires a wise son will be glad in him.
25 Let your father and your mother be glad,
And let her rejoice who gave birth to you.
26 Give me your heart, my son,
And let your eyes delight in my ways.
27 For a harlot is a deep pit
And an adulterous woman is a narrow well.
28 Surely she lurks as a robber,
And increases the faithless among men.
29 Who has woe? Who has sorrow?
Who has contentions? Who has complaining?
Who has wounds without cause?
Who has redness of eyes?
30 Those who linger long over wine,
Those who go to taste mixed wine.
31 Do not look on the wine when it is red,
When it sparkles in the cup,
When it goes down smoothly;
32 At the last it bites like a serpent
And stings like a viper.
33 Your eyes will see strange things
And your mind will utter perverse things.
34 And you will be like one who lies down in the middle of the sea,
Or like one who lies down on the top of a mast.
35 “They struck me, but I did not become ill;
They beat me, but I did not know it.
When shall I awake?
I will seek another drink.”

Комментарии МакДональда

23:1−3 Здесь Писание предостерегает нас от обжорства и переедания. Когда мы садимся есть с влиятельным человеком, мы должны задуматься о том, что или кто (ДжНД) находится перед нами. Тогда мы должны поставить преграду в нашей гортани, то есть, быть умеренными в еде и питье.

Стих 3 предполагает, что кто-то может потчевать нас яствами и дорогими винами для того, чтобы таким образом повлиять на нас. То есть, такой прием является не бескорыстным гостеприимством, а способом использовать нас для какой-то коварной цели.

23:4−5 Непрестанные старания нажить богатство есть «мудрость», которой стоит избегать. Это означает, что вы тратите свою жизнь в погоне за ложными ценностями, возлагая свое упование на то, что однажды исчезнет. Богатство обладает способностью делать себе крылья и улетать, как орел.

23:6−8 Еще одна социальная западня, которую нужно избегать! Не будьте гостем человека завистливого, скупого, который будет жалеть о каждом съеденном вами кусочке. Важно не то, что он говорит, а то, каковы мысли в душе его, — то, что он думает. Потому что пока он говорит: «Пожалуйста, ешь. бери добавки, ешь и пей!», на самом деле, он подсчитывает каждый глоток, каждый кусочек пищи.

Живая Библия перефразирует эти стихи следующим образом:

Не водитесь со злыми людьми, не ищите их благосклонности и подарков. Их доброта обманчива, они хотят сделать вас орудием в своих руках. Вкусные деликатесы, которыми они угощают вас, прокиснут у вас в желудке, и вы изблюете их, и вам придется взять назад ваши слова благодарности за их «доброту».

23:9 Не пытайтесь учить тупого, бестолкового глупца. Вы лишь зря потратите на него свое время. Он презрит ваши разумные слова.

23:10−11 Не пытайтесь нечестным путем захватить то, что принадлежит другому, тайно передвигая камни давней межи. Не обманывайте беззащитных, захватывая их поля. Потому что Защитник силен. Вам придется иметь дело с Ним! Он вступится в их дело с тобою.

23:12 В учении нет легкого пути. Оно требует дисциплины и прилежания. Не обращайте внимания на объявления, которые обещают результаты «за три занятия».

23:13−14 Позволить ребенку делать все, что ему хочется, не является проявлением доброты. Библия не поощряет вседозволенность, но призывает исправлять и наказывать ребенка розгою, и обещает, что он не умрет. Это может означать, что побои не убьют его, или, что наказание спасет его от досрочной, бессмысленной смерти. Оно спасет душу его от преисподней.

Вместо того, чтобы наказать своих нечестивых сыновей, Илий лишь мягко упрекнул их: «для чего вы делаете такие дела?» (1Цар 2:22−25). Он потворствовал вседозволенности, которая привела к крушению его дома, служения священства, и всего народа.

Давид тоже потерпел неудачу в родительском наставлении своих детей. Он никогда не огорчал Адонию исправлениями и наставлениями (3Цар 1:6). После двух изменнических попыток захватить престол, Адония был убит Соломоном.

23:15−16 Отцу доставляет радость, когда его сын имеет мудрое сердце и уста, которые говорят истину. Учитель испытывает такую же радость, когда его ученик принимает мудрость и делится ею с другими. Говоря о том же, Павел писал: «Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1Фес 3:8). А апостол Иоанн сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин 1:4).

23:17−18 Есть нечто лучшее, чем завидовать благосостоянию нечестивых — это жить в постоянном общении с Господом. Времяпровождение с нечестивыми приносит разочарование; время, проведенное с Господом, приносит радость. Таким образом, урок заключается в том, чтобы сделать общение с Богом главной целью нашей жизни. И, также, помнить, что есть будущий день расплаты для нечестивых, и сияющая надежда на вознаграждение для праведных, которая не разочарует. Наша будущность взирает за порог смерти и воскресения, ожидая славного небесного царства.

23:19 Что бы ни делали окружающие его, послушный сын должен прислушиваться к наставлению, быть мудрым, и направлять свое сердце на правильный путь, то есть, на путь Божий.

23:20−21 Существуют два рода «пьяниц» — те, кто слишком много пьют, и те, кто слишком много едят. И те, и другие — плохая компания для того, кто хочет жить хорошей жизнью.

Невоздержанность берет свое. Пьяница и пресыщающийся направляются к нищете. Помутнение сознания, к которому приводит неумеренность, оденет человека в лохмотья.

23:22 Молодые люди должны приветствовать советы своего отца, и не относится к своей матери с пренебрежением. Люди старшего поколения имеют за своими плечами многие годы жизненного опыта. Молодые должны осознавать это и пытаться извлечь из их опыта как можно большую пользу для себя.

23:23 Мы должны быть готовы заплатить за истину самую высокую цену, и не продавать ее ни за какое вознаграждение. То же самое относится и к мудрости, учению и разуму. Мы не должны жалеть никаких усилий на то, чтобы приобрести их, и никогда не расставаться с ними, что бы ни сулил нам этот мир.

23:24−25 Современный обычай гласит: «Подари отцу галстук в День Отца, и матери — коробку шоколадных конфет в День Матери». Но намного более приятен для родителей сын, который строит свою жизнь мудро и рассудительно. Поэтому, Писание увещевает: «Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя». Доставь радость своим родителям.

23:26−28 Ревностная, отчаянная мольба: «Сын мой! отдай сердце твое мне.» открывает череду серьезных предостережений против аморальности и пьянства. Автор говорит: «Внимательно прислушайся к советам и наставлениям, которые я даю тебе». Блудница подобна глубокой, скрытой пропасти, которая станет ловушкой для легкомысленных. Она — тесный колодезь — туда легко упасть, но трудно выбраться. Она сидит в засаде, как разбойник. Может быть, у нее патологическая ненависть к мужчинам, и поэтому она мстит им, опутывая их сетями обмана, завлекая их на приманку, как рыбу. Она ежедневно пополняет свой список неверных мужей, чьи семьи и браки распадаются.

23:29−30 Остальные стихи главы 23 являются классическим описанием алкоголика. Он навлекает на себя самые разные скорби, и шатается от одного горя к другому. Его жизнь полна ссор, поскольку он постоянно пытается затеять драку. Он непрестанно ворчит и жалуется, но никак не осознает того, что он сам является причиной всех своих бед! У него синяки, раны, подбиты глаза — следы бессмысленных стычек. Его глаза затуманены и налиты кровью. Он всю ночь сидит в кабаке, поглощая одну выпивку за другой.

23:31−32 Его предостерегают не поддаваться обольщению прозрачного красного вина, его сиянием, тем, как оно ухаживается ровно. Но он не слушает, и поэтому ему приходится нести последствия своих действий, которые подобны укусам змея и жалу аспида — так же ядовиты и болезненны.

23:33−34 Его глаза будут видеть странные видения — ужасы белой горячки, жестоких психических отклонений, вызванных чрезмерным и длительным употреблением алкоголя. Его речь невнятна, спутана и отвратительна. Он качается из стороны в сторону, непрочно держась на ногах, как если бы его бросали волны в море, или он уснул бы на верху мачты, которую бросает с одной стороны на другую.

23:35 Кто-то избил его, но когда к нему вернулось сознание, он утверждает, что ему не было больно. Его покалечили, но он не чувствовал этого. Как только он полностью проснется, он намеревается опять отправиться в бар, чтобы снова напиться.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.