Proverbs 22 глава

Proverbs
New American Standard Bible → Комментарии МакДональда

New American Standard Bible

On Life and Conduct

1 A good name is to be more desired than great wealth,
Favor is better than silver and gold.
2 The rich and the poor have a common bond,
The LORD is the maker of them all.
3 The prudent sees the evil and hides himself,
But the naive go on, and are punished for it.
4 The reward of humility and the fear of the LORD
Are riches, honor and life.
5 Thorns and snares are in the way of the perverse;
He who guards himself will be far from them.
6 Train up a child in the way he should go,
Even when he is old he will not depart from it.
7 The rich rules over the poor,
And the borrower becomes the lender’s slave.
8 He who sows iniquity will reap vanity,
And the rod of his fury will perish.
9 He who is generous will be blessed,
For he gives some of his food to the poor.
10 Drive out the scoffer, and contention will go out,
Even strife and dishonor will cease.
11 He who loves purity of heart
And whose speech is gracious, the king is his friend.
12 The eyes of the LORD preserve knowledge,
But He overthrows the words of the treacherous man.
13 The sluggard says, “There is a lion outside;
I will be killed in the streets!”
14 The mouth of an adulteress is a deep pit;
He who is cursed of the LORD will fall into it.
15 Foolishness is bound up in the heart of a child;
The rod of discipline will remove it far from him.
16 He who oppresses the poor to make more for himself
Or who gives to the rich, will only come to poverty.
17 Incline your ear and hear the words of the wise,
And apply your mind to my knowledge;
18 For it will be pleasant if you keep them within you,
That they may be ready on your lips.
19 So that your trust may be in the LORD,
I have taught you today, even you.
20 Have I not written to you excellent things
Of counsels and knowledge,
21 To make you know the certainty of the words of truth
That you may correctly answer him who sent you?
22 Do not rob the poor because he is poor,
Or crush the afflicted at the gate;
23 For the LORD will plead their case
And take the life of those who rob them.
24 Do not associate with a man given to anger;
Or go with a hot-tempered man,
25 Or you will learn his ways
And find a snare for yourself.
26 Do not be among those who give pledges,
Among those who become guarantors for debts.
27 If you have nothing with which to pay,
Why should he take your bed from under you?
28 Do not move the ancient boundary
Which your fathers have set.
29 Do you see a man skilled in his work?
He will stand before kings;
He will not stand before obscure men.

Комментарии МакДональда

22:1 Доброе имя означает добрую репутацию — плод хорошего характера. Оно лучше большого богатства, потому что более ценно, более сильно и более долговечно.

По тем же самым причинам, добрая слава лучше серебра и золота.

22:2 Социальные различия искусственны, в том смысле, что мы все принадлежим к единой человеческой семье, и все происходим от одного Спасителя. Классовые различия, существующие при жизни, исчезают при смерти.

22:3 Благоразумный человек смотрит в будущее и укрывается от грядущего суда. Израильтяне сделали это в ночь Пасхи, окропив косяки дверей кровью. Мы делаем это, обретая наше убежище во Христе.

Неопытные, или беспечные, бездумные люди идут вперед в своей глупости и «поплатятся за это» (Моффат).

22:4 Смирение и страх Господень могут показаться избитой и банальной фразой, однако не пренебрегайте ими, не испробовав их на себе. Они вознаграждаются духовными благословениями, божественной славой и жизнью с избытком.

22:5 Самые разные трудности и препятствия лежат на пути коварного человека. Тот, кто хранит себя в чистоте, избегает их.

22:6 Обычное истолкование этого стиха гласит, что если вы правильно наставите ребенка в детстве, при начале пути его, то он и дальше в жизни пойдет правильной дорогой. Конечно, и в этом случае есть исключения, однако этот принцип остается общим правилом. Генри Уард Беечер замечает:

«Не так сложно заставить ребенка или дерево расти правильно, если вы будете направлять их, пока они еще молоды, но выправить их, после того, как вы позволили им пойти неверным путем, намного труднее». Сюзанна Уэсли, мать Чарльза, Джона и еще 15 детей, следовала в их воспитании следующим принципам: (1) Преодолеть самоволие в ребенке, таким образом действуя вместе с Богом к спасению его души. (2) Научить его молиться, как только он научится говорить. (3) Не давать ребенку того, что он требует с плачем, а только то, что полезно для него, если он об этом вежливо попросит. (4) Чтобы предотвратить ложь, не наказывать погрешности, в которых он признался добровольно, при этом никогда не оставлять незамеченными непокорность и сознательный грех. (5) Хвалить и вознаграждать хорошее поведение. (6) Строго исполнять все обещания, которые вы даете вашему ребенку. Эта притча также может иметь и другое истолкование, призывающее родителей наставлять и научать детей в соответствии с их природными склонностями и талантами, нежели заставлять их обучаться профессиям и навыкам, к которым они не расположены. Таким образом, Киднер пишет, что этот стих учит родителей с уважением относиться к индивидуальности и свободному выбору ребенка, не поощряя при этом его самоволие.

Также, притча может служить предостережением о том, что если вы будете наставлять ребенка в том пути, которым он сам желает идти, он останется избалованным и эгоистичным на всю жизнь. Джей Адамс пишет:

«Этот стих является не обетованием, а предостережением для родителей, что если они снисходительно позволят ребенку наставлять самого себя в соответствии с его собственными желаниями, они не должны ожидать того, что он изменит этой привычке, когда повзрослеет. Дети рождаются грешниками и, когда им позволяют следовать их собственным прихотям, вполне естественно развивают соответствующие греховные привычки. Основная мысль заключается в том, что подобные привычки укореняются весьма глубоко, когда им позволено процветать в ребенке с самого раннего возраста».

22:7 Деньги представляют собой власть и силу, которые могут использоваться на добро или на зло. Слишком часто богатые используют их на зло, и, возможно поэтому, деньги называются «богатством неправедным».

Должник становится рабом заимодавца. Долг есть форма рабства. Он требует выплаты непомерных кредитных процентов. Он заставляет человека трудиться без отдыха. Он ограничивает его мобильность и его способность воспользоваться предоставляющимися возможностями.

22:8 Тот, кто сеет неправду, не пожнет ничего достойного или существенного. Попытки побоями и гневом заставить людей подчиниться не увенчаются успехом.

22:9 Милосердый, щедрый человек благословляется, творя благотворительность. Разделяя свое достояние с бедными, он приобретает радость сейчас и вознаграждение в будущем.

22:10 Когда кощунник не реагирует на наставление, исправление и увещевание, следующим шагом является изгнание. Прогони его! Когда Измаил был изгнан из дома Авраама, раздоры, ссоры и насмешки прекратились (Быт 21:9−10).

22:11 Человек, который любит чистоту сердца, и чья речь полна благодати, будет наслаждаться царственной дружбой. Под «царем» здесь может подразумеваться Бог.

Доброе слово в благодати,
Один лишь жест, одна слеза,
Способны исцелить израненное сердце,
И дружбу сделать искреннею навсегда.
Автор неизвестен.

22:12 Господь охраняет и навсегда сохраняет познание истины, так, чтобы оно никогда не исчезло с земли, невзирая на неистовство бесов и людей. Тот же Господь ниспровергает лжеучения и разоблачает ложь.

22:13 Если ленивец не может найти оправдания, чтобы не ходить на работу, он сам придумает причину, какой бы нелепой она ни казалась. Здесь он говорит, что на улицах города бродит лев. Что может делать в городе лев? Вероятнее всего, это не более, чем кот!

22:14 Обольстительные слова блудницы скрывают в себе западню, которой трудно избежать. Человек, который отрекся от Господа, попадет в эту ловушку. Стих напоминает нам о том, что, когда люди постоянно отвергают познание Бога, Он подчас оставляет их во власти греха (см. Рим 1:24, 26, 28).

22:15 Озорство и самоволие свойственны сердцу молодых людей, но, применив орудие наставления к седалищу разума, вы можете избавить ребенка или юношу от этих пороков. Мэттью Генри советует:

«Дети нуждаются в том, чтобы родители исправляли и дисциплинировали их; а мы все нуждаемся в исправлении нашим небесным Отцом (Евр 12:6, 7). Оказавшись под Его исправлением, мы должны оставить глупость и беспрекословно подчиниться».

22:16 Работодатель, который обогащается за счет того, что выплачивает своим работникам мизерную плату, содержа их на грани голодной смерти, в конце концов, сам обнищает. То же произойдет и с человеком, который дает богатым, вероятно для того, чтобы заслужить или сохранить их благосклонность. Мы должны давать тем, кто не может дать нам взамен.

IV. ПРИТЧИ МУДРЫХ МУЖЕЙ (22:17 — 24:34)

А. Слова мудрых (22:17 — 24:22)

22:17 Стихи 17−21 представляют собой вступление к притчам с 22:22 по 24:22. Отрывок приглашает читателя приклонить ухо, чтобы услышать слова мудрых. Возможно, некоторые из этих притч принадлежали другим авторам и были собраны воедино Соломоном, но вторая часть стиха указывает на то, что некоторые из них принадлежат ему самому.

22:18 Человек должен хранить эти притчи в своем сердце (помнить и исполнять) и позволить им быть в устах его (передавать их другим).

22:19 Соломон доводит эти притчи до своих читателей для того, чтобы они могли научиться воистину полагаться на Господа.

22:20 В Исправленном Стандартном Переводе (ИСВ) этот стих гласит: «Не написал ли я тебе тридцать утверждений увещевания и разумения?» Некоторые исследователи указывают на то, что следующие за этими словами притчи (до 24:22) можно разделить примерно на 30 групп следующим образом:

22: 22, 23 24, 25 26, 27 28 29

23: 1−3

23: 4, 5 6−8 9 10, 11, 12 13, 14

23: 15, 16 17, 18 19−21

23: 22−25 26−28 29−35

24: 1, 2 3, 4 5, 6 7:8, 9 10

24: 11, 12 13, 14 15, 16 17, 18:19, 20:21, 22

Перевод Беркели звучит как: «Не написал ли я тебе ранее советы и наставления.?» Слово «ранее» является противопоставлением слову «сегодня» в стихе 19.

22:21 Цель автора заключалась в том, чтобы передать слова истины, так, чтобы его ученики могли бы научить других, которые послали их к нему за советом, или чтобы они могли удовлетворить пославших их для научения.

22:23 Здесь начинается следующая часть книги Притч, которая заканчивается в 24:22. Никто не должен эксплуатировать беззащитного бедного. Также, никто не должен проявлять несправедливость по отношению к несчастному у ворот, то есть, в месте суда. Ибо Бог выступает в защиту бедных, и Он накажет богатого притеснителя и нечестного судью.

22:24−25 Дружба с гневливым, вспыльчивым человеком — плохое дело. Человек часто начинает уподобляться людям, с которыми он общается. Это может стать настоящей западней, потому что один момент страсти может разрушить всю жизнь и свидетельство человека.

22:26−27 Дать руку (рукопожатие) в знак поручительства здесь означает взять на себя гарантию за долг другого.

Поступать так глупо. Если вы не можете полностью оплатить долг, для чего подвергать себя риску того, что из вашего дома вынесут даже мебель, таким образом обрекая себя на неудобство и посрамление?

22:28 Межой давней была гряда камней, которая обозначала границы земельного надела человека. Нечестные люди часто передвигали эти границы посреди ночи, чтобы увеличить размер своего участка за счет земли своих соседей.

В духовном значении такой древней межой является «вера, однажды преданная святым» (Иуда 3). Основополагающие доктрины христианства должны оставаться неизменными.

22:29 Человек, умелый и проворный в своем деле, будет повышен и займет почетное положение. Он не будет служить перед простыми людьми. Это еще одно напоминание о том, что сливки всегда поднимаются на поверхность. Мы видим это в жизнях Иосифа, Моисея, Даниила и Неемии.

Высоты, которых достигли и сохранили великие,
Были достигнуты не внезапным порывом.
Но пока их соратники спали,
Они в ночи в трудах стремились ввысь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.