1 The burden[a] against Babylon which Isaiah the son of Amoz saw.
Raise your voice to them;
Wave your hand, that they may enter the gates of the nobles.
I have also called My mighty ones for My anger —
Those who rejoice in My exaltation.”
Like that of many people!
A tumultuous noise of the kingdoms of nations gathered together!
The Lord of hosts musters
The army for battle.
From the end of heaven —
The Lord and His [c]weapons of indignation,
To destroy the whole land.
It will come as destruction from the Almighty.
Every man’s heart will melt,
Pangs[d] and sorrows will take hold of them;
They will be in pain as a woman in childbirth;
They will be amazed at one another;
Their faces will be like flames.
Cruel, with both wrath and fierce anger,
To lay the land desolate;
And He will destroy its sinners from it.
Will not give their light;
The sun will be darkened in its going forth,
And the moon will not cause its light to shine.
And the wicked for their iniquity;
I will halt the arrogance of the proud,
And will lay low the haughtiness of the [e]terrible.
A man more than the golden wedge of Ophir.
And the earth will move out of her place,
In the wrath of the Lord of hosts
And in the day of His fierce anger.
And as a sheep that no man [f]takes up;
Every man will turn to his own people,
And everyone will flee to his own land.
And everyone who is captured will fall by the sword.
Their houses will be plundered
And their wives ravished.
Who will not [g]regard silver;
And as for gold, they will not delight in it.
And they will have no pity on the fruit of the womb;
Their eye will not spare children.
The beauty of the Chaldeans’ pride,
Will be as when God overthrew Sodom and Gomorrah.
Nor will it be settled from generation to generation;
Nor will the Arabian pitch tents there,
Nor will the shepherds make their sheepfolds there.
And their houses will be full of [h]owls;
Ostriches will dwell there,
And wild goats will caper there.
And jackals in their pleasant palaces.
Her time is near to come,
And her days will not be prolonged.”
13:1 — 23:18 В этих главах собраны пророчества Исаии о Дне Господнем и о том, что он знаменует для всех народов.
13:1 — 14:27 Рассматриваемые стихи книги Исаии содержат грозные пророчества об участи Ассирии и Вавилона. Подобное объединение нельзя назвать случайным, поскольку именно Вавилон стал ярчайшим алмазом в короне Ассирийского царства, чьи правители неизменно прибавляли к своему имени титул царей вавилонских. Во времена Исаии Вавилон был для Ближнего Востока тем, чем в Средние века являлся для Священной империи Рим В этом смысле Вавилон, как средоточие языческой религии и культуры, становится всеобъемлющей метафорой земного — и, следовательно, порочного — царства. Апостол Петр и Иоанн Богослов продолжают использовать символический образ Вавилона по отношению к нечестивым народам (1Пет 5:13; Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:1−18, 24).
13:1 Пророчество. Каждое ветхозаветное пророчество возвещает волю Самого Бога, Его суд или милость.
которое изрек Исаия. Эти слова указывают, что с данного раздела начинаете новый цикл пророчеств.
13:2−5 Господь готовит народы к сражению с Вавилоном.
13:2 знамя. См. ком. к 5:26.
чтобы шли в ворота властелинов. Т.е. чтобы народы сплотились вокруг своих государей перед грозящей опасностью.
13:3 избранным... сильным. Букв.: «освященных». Так названы язычники, поскольку они избраны Богом как орудия Его гнева.
торжествующих. Радостно исполняющих волю Божию.
13:4 Большой шум на горах. Горный хребет Загрос отделял Вавилон от Мидии и Персии. Шум на горах Загроса — нашествие персов и мидийцев на Вавилон.
царств и народов, собравшихся вместе. Союз Мидии, Персии и присоединившихся к ним армян. Кроме того, в союзных войсках были представители и других примкнувших к ним народов.
боевое войско. Господь Саваоф обозревает войско как его Командующий, ибо все это множество народов собралось вместе во исполнение воли Божией.
13:5 из отдаленной страны, от края неба. Народы, обитавшие на периферии цивилизованного мира; возможно, имеется в виду Армения.
13:6−22 Эти стихи описывают картину Дня Господнего.
13:6 день Господа. См. ст. 9:13; ком. к 2:11.
13:7 руки у всех опустились. Под «всеми» подразумеваются вавилоняне, которые с ужасом и бессилием предощущали катастрофу, надвигающуюся из-за Загросских гор.
13:9 Речь идет о земле Вавилона. Однако картина суда над Вавилоном только масштабом уступает панораме последнего Страшного суда Господнего.
13:10 Этот стих содержит апокалипсическое описание конца света. Хотя пророчество конкретно касается Вавилона, ужас Дня Господнего остается неизменным, вне зависимости от того, кто именно его на себе испытывает: Вавилон, Ассирия, Израиль, Иудея или все человечество в целом.
13:11 Я накажу мир за зло. Вавилон являлся олицетворением мирского зла, поэтому на него, в данном случае, Господь распространяет слово «мир».
13:13 потрясу небо, и земля сдвинется с места. Т.е. Господь разрушит устои империи зла на земле.
13:14 каждый... обратится к народу своему. Вавилон был космополитической империей и привлекал своим великолепием и «широкими возможностями». Однако День Господень заставит многих бежать из Вавилона в свои земли.
13:17 Мидян. Евр: «Мадай». Народ Мидии (Быт 10:2). Мидия располагалась к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией (на севере) и Персией (на юге).
13:19 как Содом и Гоморра. См. Быт 19:24−25. Эти города за беззакония свои были уничтожены гневом Божиим. Содом и Гоморра стали нарицательными именами, означающими крайнюю степень человеческого беззакония и богоотступничества и апофеоз гнева Божия.
13:20 не заселится никогда... не будет жителей. Персидский царь Кир вступил в Вавилон в 538 г. до Р.Х. Вавилон являлся неприступной крепостью, но Кир овладел им без боя, поэтому город не был разрушен. Возможно, Вавилон подвергался разрушениям при Дарий и Ксерксе, однако продолжал существовать, постепенно приходя в упадок. В 312 г. до Р.Х. Вавилон оказался под властью Селевка — одного из полководцев Александра Македонского, — который переселил жителей Вавилона в Селевкию. С тех пор Вавилон стал «мертвым» городом. Пророчество Исаии исполнилось буквально.