Исаии 13 глава

Книга Исаии
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Приговор Вавилону, который был открыт Исайе, сыну Амоца.
2 — На лысой горе поднимите знамя,
кричите им громче, рукой помашите —
пусть входят в Княжьи ворота.
3 Я дал приказ Своим святым,
во гневе воинов Своих собрал,
отпразднуют они победу Мою.
4 Гул на горах раздается,
словно от толпы многолюдной:
царства и народы собрались,
Господь Воинств готовит войско к бою!
5 Идут из дальней страны, от края небес
Господь и орудия ярости Его,
чтобы всю землю сокрушить!
6 Рыдайте, близок Господень день,
погибель от Всесильного грядет!
7 Потому опустятся руки
и дрогнет человеческое сердце.
8 От ужаса, от судорог и боли
как женщина при родах, страдают,
сосед не узнает соседа:
лица у всех побагровели.
9 День Господень приходит,
пылая гневом жестоким, беспощадным:
землю превращает он в пустыню
и грешников с нее сметает.
10 Не сияют на небе звезды,
померк свет созвездий,
солнце меркнет на восходе,
и луна не проливает света.
11 Я весь мир за его зло покараю,
нечестивцев — за их преступления,
прекращу довольство надменных,
унижу гордость жестоких.
12 Будет человек дороже злата,
драгоценней золота Офира*.
13 Тогда Я небеса поколеблю,
и земля сотрясется, сойдет с места
от ярости Господа Воинств
в день, когда гнев Его разгорится.
14 Будут люди, как загнанные газели,
как овцы без пастыря;
каждый обратится к своему народу,
каждый побежит в свою землю,
15 и кого поймают — пронзят,
кого схватят — мечом убьют;
16 у них на глазах размозжат их малышей,
разграбят дома, изнасилуют жен.
17 Я на них подниму мидийцев,
которые серебра не ценят,
золото ни во что не ставят:
18 луки их сразят юношей,
младенцев они не помилуют,
на детей с жалостью не глянут.
19 Вавилон, краса среди царств,
величие и гордость халдеев*
станет, как ниспровергнутые Богом
Содом и Гоморра.
20 Вовек не бывать ему населенным,
не жить в нем никаким поколениям,
там арабу шатра не раскинуть,
пастухам туда стад не выгнать.
21 Там поселится пустынная живность,
дома его станут логовом шакалов,
страусы там поселятся,
по руинам козлы* скакать будут.
22 В его башнях захохочут* гиены,
в роскошных дворцах завоют шакалы.

Новой Женевской Библии

13:1 — 23:18 В этих главах собраны пророчества Исаии о Дне Господнем и о том, что он знаменует для всех народов.

13:1 — 14:27 Рассматриваемые стихи книги Исаии содержат грозные пророчества об участи Ассирии и Вавилона. Подобное объединение нельзя назвать случайным, поскольку именно Вавилон стал ярчайшим алмазом в короне Ассирийского царства, чьи правители неизменно прибавляли к своему имени титул царей вавилонских. Во времена Исаии Вавилон был для Ближнего Востока тем, чем в Средние века являлся для Священной империи Рим В этом смысле Вавилон, как средоточие языческой религии и культуры, становится всеобъемлющей метафорой земного — и, следовательно, порочного — царства. Апостол Петр и Иоанн Богослов продолжают использовать символический образ Вавилона по отношению к нечестивым народам (1Пет 5:13; Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:1−18, 24).

13:1 Пророчество. Каждое ветхозаветное пророчество возвещает волю Самого Бога, Его суд или милость.

которое изрек Исаия. Эти слова указывают, что с данного раздела начинаете новый цикл пророчеств.

13:2−5 Господь готовит народы к сражению с Вавилоном.

13:2 знамя. См. ком. к 5:26.

чтобы шли в ворота властелинов. Т.е. чтобы народы сплотились вокруг своих государей перед грозящей опасностью.

13:3 избранным... сильным. Букв.: «освященных». Так названы язычники, поскольку они избраны Богом как орудия Его гнева.

торжествующих. Радостно исполняющих волю Божию.

13:4 Большой шум на горах. Горный хребет Загрос отделял Вавилон от Мидии и Персии. Шум на горах Загроса — нашествие персов и мидийцев на Вавилон.

царств и народов, собравшихся вместе. Союз Мидии, Персии и присоединившихся к ним армян. Кроме того, в союзных войсках были представители и других примкнувших к ним народов.

боевое войско. Господь Саваоф обозревает войско как его Командующий, ибо все это множество народов собралось вместе во исполнение воли Божией.

13:5 из отдаленной страны, от края неба. Народы, обитавшие на периферии цивилизованного мира; возможно, имеется в виду Армения.

13:6−22 Эти стихи описывают картину Дня Господнего.

13:6 день Господа. См. ст. 9:13; ком. к 2:11.

13:7 руки у всех опустились. Под «всеми» подразумеваются вавилоняне, которые с ужасом и бессилием предощущали катастрофу, надвигающуюся из-за Загросских гор.

13:9 Речь идет о земле Вавилона. Однако картина суда над Вавилоном только масштабом уступает панораме последнего Страшного суда Господнего.

13:10 Этот стих содержит апокалипсическое описание конца света. Хотя пророчество конкретно касается Вавилона, ужас Дня Господнего остается неизменным, вне зависимости от того, кто именно его на себе испытывает: Вавилон, Ассирия, Израиль, Иудея или все человечество в целом.

13:11 Я накажу мир за зло. Вавилон являлся олицетворением мирского зла, поэтому на него, в данном случае, Господь распространяет слово «мир».

13:13 потрясу небо, и земля сдвинется с места. Т.е. Господь разрушит устои империи зла на земле.

13:14 каждый... обратится к народу своему. Вавилон был космополитической империей и привлекал своим великолепием и «широкими возможностями». Однако День Господень заставит многих бежать из Вавилона в свои земли.

13:17 Мидян. Евр: «Мадай». Народ Мидии (Быт 10:2). Мидия располагалась к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией (на севере) и Персией (на юге).

13:19 как Содом и Гоморра. См. Быт 19:24−25. Эти города за беззакония свои были уничтожены гневом Божиим. Содом и Гоморра стали нарицательными именами, означающими крайнюю степень человеческого беззакония и богоотступничества и апофеоз гнева Божия.

13:20 не заселится никогда... не будет жителей. Персидский царь Кир вступил в Вавилон в 538 г. до Р.Х. Вавилон являлся неприступной крепостью, но Кир овладел им без боя, поэтому город не был разрушен. Возможно, Вавилон подвергался разрушениям при Дарий и Ксерксе, однако продолжал существовать, постепенно приходя в упадок. В 312 г. до Р.Х. Вавилон оказался под властью Селевка — одного из полководцев Александра Македонского, — который переселил жителей Вавилона в Селевкию. С тех пор Вавилон стал «мертвым» городом. Пророчество Исаии исполнилось буквально.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.