кричите им громче, рукой помашите —
пусть входят в Княжьи ворота.
во гневе воинов Своих собрал,
отпразднуют они победу Мою.
словно от толпы многолюдной:
царства и народы собрались,
Господь Воинств готовит войско к бою!
Господь и орудия ярости Его,
чтобы всю землю сокрушить!
погибель от Всесильного грядет!
и дрогнет человеческое сердце.
как женщина при родах, страдают,
сосед не узнает соседа:
лица у всех побагровели.
пылая гневом жестоким, беспощадным:
землю превращает он в пустыню
и грешников с нее сметает.
померк свет созвездий,
солнце меркнет на восходе,
и луна не проливает света.
нечестивцев — за их преступления,
прекращу довольство надменных,
унижу гордость жестоких.
драгоценней золота Офира*.
и земля сотрясется, сойдет с места
от ярости Господа Воинств
в день, когда гнев Его разгорится.
как овцы без пастыря;
каждый обратится к своему народу,
каждый побежит в свою землю,
кого схватят — мечом убьют;
разграбят дома, изнасилуют жен.
которые серебра не ценят,
золото ни во что не ставят:
младенцев они не помилуют,
на детей с жалостью не глянут.
величие и гордость халдеев*
станет, как ниспровергнутые Богом
Содом и Гоморра.
не жить в нем никаким поколениям,
там арабу шатра не раскинуть,
пастухам туда стад не выгнать.
дома его станут логовом шакалов,
страусы там поселятся,
по руинам козлы* скакать будут.
в роскошных дворцах завоют шакалы.
13:1 — 23:18 В этих главах собраны пророчества Исаии о Дне Господнем и о том, что он знаменует для всех народов.
13:1 — 14:27 Рассматриваемые стихи книги Исаии содержат грозные пророчества об участи Ассирии и Вавилона. Подобное объединение нельзя назвать случайным, поскольку именно Вавилон стал ярчайшим алмазом в короне Ассирийского царства, чьи правители неизменно прибавляли к своему имени титул царей вавилонских. Во времена Исаии Вавилон был для Ближнего Востока тем, чем в Средние века являлся для Священной империи Рим В этом смысле Вавилон, как средоточие языческой религии и культуры, становится всеобъемлющей метафорой земного — и, следовательно, порочного — царства. Апостол Петр и Иоанн Богослов продолжают использовать символический образ Вавилона по отношению к нечестивым народам (1Пет 5:13; Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:1−18, 24).
13:1 Пророчество. Каждое ветхозаветное пророчество возвещает волю Самого Бога, Его суд или милость.
которое изрек Исаия. Эти слова указывают, что с данного раздела начинаете новый цикл пророчеств.
13:2−5 Господь готовит народы к сражению с Вавилоном.
13:2 знамя. См. ком. к 5:26.
чтобы шли в ворота властелинов. Т.е. чтобы народы сплотились вокруг своих государей перед грозящей опасностью.
13:3 избранным... сильным. Букв.: «освященных». Так названы язычники, поскольку они избраны Богом как орудия Его гнева.
торжествующих. Радостно исполняющих волю Божию.
13:4 Большой шум на горах. Горный хребет Загрос отделял Вавилон от Мидии и Персии. Шум на горах Загроса — нашествие персов и мидийцев на Вавилон.
царств и народов, собравшихся вместе. Союз Мидии, Персии и присоединившихся к ним армян. Кроме того, в союзных войсках были представители и других примкнувших к ним народов.
боевое войско. Господь Саваоф обозревает войско как его Командующий, ибо все это множество народов собралось вместе во исполнение воли Божией.
13:5 из отдаленной страны, от края неба. Народы, обитавшие на периферии цивилизованного мира; возможно, имеется в виду Армения.
13:6−22 Эти стихи описывают картину Дня Господнего.
13:6 день Господа. См. ст. 9:13; ком. к 2:11.
13:7 руки у всех опустились. Под «всеми» подразумеваются вавилоняне, которые с ужасом и бессилием предощущали катастрофу, надвигающуюся из-за Загросских гор.
13:9 Речь идет о земле Вавилона. Однако картина суда над Вавилоном только масштабом уступает панораме последнего Страшного суда Господнего.
13:10 Этот стих содержит апокалипсическое описание конца света. Хотя пророчество конкретно касается Вавилона, ужас Дня Господнего остается неизменным, вне зависимости от того, кто именно его на себе испытывает: Вавилон, Ассирия, Израиль, Иудея или все человечество в целом.
13:11 Я накажу мир за зло. Вавилон являлся олицетворением мирского зла, поэтому на него, в данном случае, Господь распространяет слово «мир».
13:13 потрясу небо, и земля сдвинется с места. Т.е. Господь разрушит устои империи зла на земле.
13:14 каждый... обратится к народу своему. Вавилон был космополитической империей и привлекал своим великолепием и «широкими возможностями». Однако День Господень заставит многих бежать из Вавилона в свои земли.
13:17 Мидян. Евр: «Мадай». Народ Мидии (Быт 10:2). Мидия располагалась к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией (на севере) и Персией (на юге).
13:19 как Содом и Гоморра. См. Быт 19:24−25. Эти города за беззакония свои были уничтожены гневом Божиим. Содом и Гоморра стали нарицательными именами, означающими крайнюю степень человеческого беззакония и богоотступничества и апофеоз гнева Божия.
13:20 не заселится никогда... не будет жителей. Персидский царь Кир вступил в Вавилон в 538 г. до Р.Х. Вавилон являлся неприступной крепостью, но Кир овладел им без боя, поэтому город не был разрушен. Возможно, Вавилон подвергался разрушениям при Дарий и Ксерксе, однако продолжал существовать, постепенно приходя в упадок. В 312 г. до Р.Х. Вавилон оказался под властью Селевка — одного из полководцев Александра Македонского, — который переселил жителей Вавилона в Селевкию. С тех пор Вавилон стал «мертвым» городом. Пророчество Исаии исполнилось буквально.