1 Samuel 11 глава

Samuel
New Living Translation → Новой Женевской Библии

New Living Translation

Saul Defeats the Ammonites

1 About a month later,a King Nahash of Ammon led his army against the Israelite town of Jabesh-gilead. But all the citizens of Jabesh asked for peace. “Make a treaty with us, and we will be your servants,” they pleaded.
2 “All right,” Nahash said, “but only on one condition. I will gouge out the right eye of every one of you as a disgrace to all Israel!”
3 “Give us seven days to send messengers throughout Israel!” replied the elders of Jabesh. “If no one comes to save us, we will agree to your terms.”
4 When the messengers came to Gibeah of Saul and told the people about their plight, everyone broke into tears.
5 Saul had been plowing a field with his oxen, and when he returned to town, he asked, “What’s the matter? Why is everyone crying?” So they told him about the message from Jabesh.
6 Then the Spirit of God came powerfully upon Saul, and he became very angry.
7 He took two oxen and cut them into pieces and sent the messengers to carry them throughout Israel with this message: “This is what will happen to the oxen of anyone who refuses to follow Saul and Samuel into battle!” And the LORD made the people afraid of Saul’s anger, and all of them came out together as one.
8 When Saul mobilized them at Bezek, he found that there were 300,000 men from Israel and 30,000b men from Judah.
9 So Saul sent the messengers back to Jabesh-gilead to say, “We will rescue you by noontime tomorrow!” There was great joy throughout the town when that message arrived!
10 The men of Jabesh then told their enemies, “Tomorrow we will come out to you, and you can do to us whatever you wish.”
11 But before dawn the next morning, Saul arrived, having divided his army into three detachments. He launched a surprise attack against the Ammonites and slaughtered them the whole morning. The remnant of their army was so badly scattered that no two of them were left together.
12 Then the people exclaimed to Samuel, “Now where are those men who said, ‘Why should Saul rule over us?’ Bring them here, and we will kill them!”
13 But Saul replied, “No one will be executed today, for today the LORD has rescued Israel!”
14 Then Samuel said to the people, “Come, let us all go to Gilgal to renew the kingdom.”
15 So they all went to Gilgal, and in a solemn ceremony before the LORD they made Saul king. Then they offered peace offerings to the LORD, and Saul and all the Israelites were filled with joy.

Новой Женевской Библии

11:1 Наас Аммонитянин. Аммонитяне были семитским народом (согласно Быт 19:38 и Втор 2:19 они принадлежали к числу потомков Лота), населявшим земли к востоку от Иордана и к югу от реки Иавок. Временами аммонитяне бывали дружественно настроены по отношению к Израилю (2Цар 10:2), однако часто территориальные притязания этого народа становились причиной военных конфликтов на восточных границах Израиля (Суд 3:13; Суд 11:4).

Иавис Галаадский. Город, принадлежащий, по всей вероятности, колену Гадову.

11:2 с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз. Сам Наас утверждает, что он хочет поступить таким образом, дабы «положить бесчестие на всего Израиля». Но в то же время, как отмечает Иосиф Флавий («Иудейские древности», 6.5.1), потеря правого глаза сделала бы жителей Иависа Галаадского небоеспособными.

11:3 мы выйдем к тебе. Старейшины Иависа явно хотели, чтобы Наас понял эти их слова в том смысле, что через семь дней они будут готовы сдаться ему. Однако соответствующее древнееврейское выражение могло также иметь и иное значение, а именно «выйдем на битву» (напр., 1Цар 8:20; 1Цар 18:30; 2Цар 18:2−4). В ст. 10 оно употребляется старейшинами уже с очевидной иронией, поскольку в то время как Наас все еще ожидает, что жители «выйдут к нему» для сдачи, те, зная о приближающейся подмоге, намерены в нужный момент выйти из стен города и дать аммонитянам сражение.

11:5 пришел Саул позади волов с поля. До сих пор Саул не сделал ничего, что могло бы развеять сомнения «негодных людей», говоривших: «ему ли спасать нас?» (10:27).

11:6 сошел Дух Божий на Саула. Воздействие Духа Божиего на Самсона передано сходным выражением (см. ком. к 10:6); но только в данном случае (как и в 10:10) в древнееврейском тексте стоит не слово Бог, а Имя Божие, в переводах передаваемое обыкновенно как Господь.

11:8 в Везеке. Везек располагался западнее реки Иордан, на той же широте, что и Иавис Галаадский.

сынов Израилевых... мужей Иудиных. Еще до разделения Израиля на два царства (3Цар, гл. 12) между южными и северными племенами отмечались некоторые различия (17:52; 18:16; 2Цар 2:10; 3:10; 5:5; 11:11; 12:8; 19:11, 40−43; 20:2; 21:2; 24:1, 9; Нав 11:21).

11:10 выйдем к вам. См. ком. к ст. 3. 11:11 три отряда. См. 13:17; Суд 7:16; Суд 9:43; 2Цар 18:2. во время утренней стражи. Израильтяне использовали эффект неожиданности, атаковав аммонитян приблизительно между двумя часами ночи и шестью часами утра.

11:12 дайте этих людей. В число этих людей могли входить и «негодные люди», выражавшие ранее сомнения в достоинствах Саула (10:27).

11:13 Господь совершил спасение в Израиле. Эти слова делают честь Саулу, но, в то же время, он произносит их в ответ на вопрос, обращенный не к нему, а к Самуилу (ст. 12), и превышает, таким образом, границы своих полномочий. Некоторые комментаторы полагают также, что прощение, дарованное Саулом пленникам, свидетельствует прежде всего о его пренебрежении священным законом.

11:14 пойдем в Галгал, и обновим там царство. С одной стороны, обновлено (т.е. «возобновлено») должно быть восхождение Саула на престол (см. ком. к ст. 15), с другой же, возобновлению подлежит правление над Израилем Господа (гл. 12), которому отныне предстоит осуществляться через новую структуру земной власти (см. ком. к 8:22 и 10:1).

в Галгал. См. ком. к 13:4.

11:15 поставили... Саула царем. В древнем Израиле процесс восхождения того или иного лица к власти должен был, как правило, развиваться по следующей трехчастной схеме: 1) избрание его Господом (о чем становилось известно либо через личное откровение избранному, либо, как в случае Саула, через посредство пророка); 2) свершение избранным великих деяний, призванных, во-первых, продемонстрировать его личную незаурядность и, во-вторых, показать, что Бог в нужный момент придает Своему избраннику необходимые силы; 3) подтверждение народом полномочий этого избранника, уже успевшего зарекомендовать себя в качестве лидера. Самуил изначально полагал, что в случае Саула эта схема воплотится на практике следующим образом: 1) избрание Саула через Самуила (см. 9:16; 10:1); 2) демонстрация Саулом своей отваги при нападении на филистимский отряд в Гиве (см. 10:5, 7−8); 3) всенародное утверждение Саула в качестве царя. Однако поскольку Саул обошел второй из трех этапов (см. ком. к 10:14−16), процесс его воцарения остановился, и Самуил вынужден был созвать народ в Массифе с тем, чтобы привлечь внимание к фигуре Саула (10:17−27). Но и при этом некоторые из народа ставили под сомнение правомерность выдвижения на роль спасителя Израиля человека, никак до сих пор себя не зарекомендовавшего (10:27). Теперь же, в гл. 11, Саул победой над аммонитянами восполняет этот пробел в своей биографии и, таким образом, ничто уже не препятствует перейти к третьему этапу — к всенародному утверждению Саула в качестве царя.

мирные жертвы. См. ком. к 10:8.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.