(Psalms 1–41)
1 Oh, the joys of those who do not
follow the advice of the wicked,
or stand around with sinners,
or join in with mockers.
meditating on it day and night.
bearing fruit each season.
Their leaves never wither,
and they prosper in all they do.
They are like worthless chaff, scattered by the wind.
Sinners will have no place among the godly.
but the path of the wicked leads to destruction.
Пс 1 Этот псалом относят к разряду сравнительно немногочисленных учительных псалмов, или псалмов мудрости (см. Введение: Характерные особенности и темы). Тема псалма — закон Божий. Отношение к закону во многом определяет человека: праведный любит закон Господа и стремится проникнуться им; нечестивый ненавидит закон. На вопрос, кого можно считать праведниками, дается ответ: тех, кто не отступает от завета между Богом и избранным Им народом.
1:1 Блажен. Это слово гораздо сильнее и шире по значению, чем просто «счастлив», хотя понятие блаженства часто включает в себя и понятие счастья. Блажен принимающий от Бога особую благодать и милость.
не ходит... не стоит... не сидит. Праведный человек характеризуется здесь от противного, т.е. перечислением того, что он избегает делать.
1:2 законе. Это слово может означать как отдельную заповедь, так и все Писание в целом; второе представляется более вероятным. Т.е. праведность человека обусловливается его повиновением слову Писания, которое представляет волю Господа.
воля Его. Праведного человека характеризует любовь к закону Божиему. Закон — воплощенная воля Господа; таким образом, праведный стремится во всем следовать ей.
размышляет он. Возможный перевод: «тихо проговаривает». Праведный человек запоминает слова закона, непрестанно повторяет их и размышляет над ними. Стержнем его размышлений служит слово Божие.
1:3 как дерево. Праведный будет процветать так же, как Иосиф процветал в Египте. Псалмопевец представляет его в образе дерева, посаженного вблизи воды — источника жизни, и потому могучего и вечноцветущего.
1:4−5 Нечестивые лишены корней и не допускаются в собрание праведных.
1:4 Не так — нечестивые. Противопоставление нечестивых праведным в высшей мере выразительно. Они также предстают в образе растения, но растения отмершего, влекомого в разные стороны малейшими порывами ветра.
1:6 знает Господь путь праведных. Два пути — праведный и нечестивый — противопоставлены один другому отношением к ним Господа. Иисус Христос в Своей земной жизни воплотил идеал одного из них — пути праведного.