Исаия 26 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 В тот день в земле Иудеи будут петь такую песнь:
Сильный город у нас; Бог возводит спасение, точно стены и вал.
2 Откройте ворота, пусть войдет праведный народ, народ, что остался верным.
3 Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, потому что он верит Тебе.
4 Верьте Господу во все века, потому что Господь, Господь — Скала навеки.
5 Он смиряет живущих на высоте, низвергает высокий город; низвергает его на землю, повергает его в прах.
6 Его попирают ноги — ноги бедных, стопы нищих.
7 Путь праведных прям; Ты делаешь ровной стезю праведных.
8 Да, Господь, идущие по стезе Твоих законов[118], мы надеемся на Тебя; к имени Твоему, к воспоминанию о Тебе стремятся наши сердца.
9 Душа моя жаждет Тебя ночью, утром ищет Тебя дух мой, что внутри меня. Когда приходят на землю Твои суды, жители мира учатся справедливости.
10 Если нечестивым будет явлена милость, то не научатся они справедливости; даже в земле правды продолжают они творить зло и не видят величия Господа.
11 Господи, вознесена Твоя рука, но они не видят её. Пусть увидят ревность Твою к Твоему народу и устыдятся; пусть огонь, уготованный Твоим врагам, пожрет их.
12 Господи, Ты даруешь нам мир, ведь всё, что мы сделали, Ты совершил для нас.
13 О Господь, Бог наш, правили нами другие владыки, помимо Тебя, но лишь Твое имя мы чтим.
14 Мертвы они, не оживут, ведь духи умерших не поднимутся. Ты покарал, погубил их, изгладил память о них.
15 Ты умножил народ, о Господь, Ты умножил народ. Ты славу Себе приобрел; пределы страны Ты расширил.
16 Господи, они приходили к Тебе в горе, когда Ты наказывал их, и едва могли прошептать молитву.[119]
17 Как беременная при родах корчится и кричит от боли, так были мы перед Тобой, Господи.
18 Мы были беременны, от боли корчились, а родили лишь ветер. Мы не дали земле спасения; новых жителей для этого мира не породили.[120]
19 Оживут Твои мертвецы, поднимутся их тела[121]. Обитатели праха, вставайте и пойте от радости. Роса Твоя — света роса, и исторгнет земля мертвых.
20 Иди, народ мой, в свои покои и запри за собой двери; спрячься ненадолго, пока не прошёл Его гнев.
21 Потому что вот, выходит Господь из Своего жилища, наказать жителей земли за их грехи. Земля явит пролитую на ней кровь и не станет больше скрывать своих убитых.

Толкования Августина

Стих 10

Так же и в самом воскресении непросто будет узреть Бога всем, кроме тех, кто чисты сердцем; и потому сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф 5:8). Отсюда уже начал Он говорить о том веке, где не все те, кто воскреснет, узрят Бога, но лишь те, которые воскреснут для вечной жизни, узрят Бога. Не недостойные, о которых сказано: Да возьмется нечестивый, чтобы не узрел он славы Господней, но достойные, о которых Сам Господь сказал, когда присутствовал Он здесь, но не был узрен, как Бог: Кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Ин 14:21).

Послания 177.11. Cl. 0262, 147.44.11.301.10.

Стих 12

И тогда будет под ногами внешний враг наш — дьявол, когда исцелен будет наш внутренний враг — вожделение, и будем мы жить в мире. В каком мире? Которого не видел глаз, и не слышало ухо (9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1Кор 2:9). В каком мире?

О котором не может помыслить никакое сердце, и который не сопровождается никаким раздором. Какой мир? О котором говорит апостол: И мир Божий, превосходящий всякое разумение, да сохранит сердца ваши (7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Флп 4:7)1. О самом этом мире говорит пророк Исаия: Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.

Ты обещал Христа — и даровал Его. Ты обещал Его Крест и пролитие крови во оставление грехов — и даровал. Ты обещал Его вознесение и ниспослание с неба Духа Святого — и даровал. Ты обещал распространить Церковь по всей вселенной — и даровал. Ты обещал, что возникнут еретики для нашего упражнения и испытания и что Церковь одержит победу над их заблуждениями, — и даровал. Ты обещал истребление языческих идолов — и даровал.

Проповеди 77А.2. С1. 0284, 77А, MiAg 1, 578.12.

Примечания

  • 1 — Синод, перевод: И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помъшыения ваши во Христе Иисусе.

* * *

Тогда сказано будет: Смерть! Где твое жало (55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 1Кор 15:55)? Нигде уже не будет греха; не будет того, что тебя пленяет; не будет того, что с тобой борется; не будет того, что возбуждает твою совесть. Тогда не будут говорить: Прости нам долги наши (12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; Мф 6:12). Но что будут говорить? Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.

Источник: Проповеди 131.7. Cl. 0284, 131, PL38, 733.3.

Стих 13

Поэтому тогда предаст Сын Царство Богу и Отцу, когда благодаря Ему Отец будет явно познан. Ибо Его Царство — те, в ком ныне царствует Он по вере. Ведь в одном смысле говорится о Царстве Христа сообразно власти Божества, по которой подчинено Ему целиком все творение, а в другом смысле Царством Его называется Церковь, в соответствии с отличительным свойством веры в Него, сообразно чему молится говорящий: Господствуй над нами (ведь ясно, что Он-то всегда обладает всем); согласно с этим сказано также и следующее: Когда вы были рабами греха, то были свободны от праведности (20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Рим 6:20).

Итак, Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, чтобы никому созерцающему Отца через Сына не нужно было и не хотелось искать успокоения в каком-либо творении или в своей власти.

О различных вопросах 69 А. С1. 0289, 69.103.

Стих 18

В этой надежде на вернейшего обещающего мы даже и теперь отчасти радуемся, пока не наступит та более обильная радость, когда станем мы подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1Ин 3:2), и радости нашей никто не отнимет у нас (22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; Ин 16:22).

Ведь в качестве дарованного нам безвозмездного залога этой надежды мы получили Дух Святой, Который производит в сердцах наших воздыхания неизреченные (26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Рим 8:26) святых желаний. Ибо, как говорит Исаия: Мы зачали и родили Дух спасения.

И Господь говорит: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит, бывает великая радость, потому что родился человек в мир (21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Ин 16:21). Это будет радость, которую никто не отнимет у нас, поскольку от этого зачатия веры мы будем перенесены в вечный свет. Итак, ныне мы постимся и молимся, поскольку ныне день рождения для вечности.

Проповеаи 210.750. С1. 0284, 210, PL 38, 1051.17.

Стих 19

Все предшествующее относится к воскресению блаженных; а слова: земля же нечестивых падет, — хорошо разумеются в том смысле, что тела нечестивых подпадут разрушению осуждения. Затем, если бы мы пожелали обратить внимание и на частности в выражениях, касающихся воскресения блаженных, то слова: Воскреснут мертвии, должны быть относимы к первому воскресению, а следующие за ними: Востанут, иже во гробех, — ко второму. А если зададимся вопросом о тех святых, которых в пришествие Свое застанет здесь Господь живыми, то к ним применяется вполне добавление: возрадуются; роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть. Под исцелением в этом месте мы совершенно правильно разумеем бессмертие. Ибо оно есть полнейшее здравие, которое не восстанавливается, как ежедневными лекарствами, едой и питьем.

«О граде Божием". Что говорил о воскресении мертвых и о воздаянии суда пророк Исаия

Стих 20

Есть две вещи, которые позволяют надеяться на блаженство праведных и конец всякой скорби, — это смерть и воскресение мертвых. В смерти даруется тот покой, о котором говорится через пророка: Пойди, народ мой, войди в покои твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень; в воскресении же — совершенная радость для всего человека в целом, то есть из плоти и духа.

Отсюда и произошло, что сочли подобающим отмечать эти две вещи не трудом поста, но скорее — радостью из-за обновления.

Послания 36. С1. 0262, 36.34.2.13.61.6.

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [118] — Или: судов.
16 [119] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
18 [120] — Букв.: жители этого мира не пали.
19 [121] — Возможный текст; букв.: поднимется мое тело.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.