По Матфею 16 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 А фарисеи и саддукеи, чтобы испытать Его, пришли и попросили явить им знак с неба.
2 Но Он сказал им: Вечером вы говорите: «Небо багровое, это — к хорошей погоде»,
3 а утром говорите: «Небо хмурое и багровое, значит, днем будет пасмурно». Так приметы погоды вы знаете, а знаков времени распознать не можете? (Ср. Лк 54−56).52
4 «Поколение порочное и неверное хочет знаков, но не будет дано ему другого знака, кроме знака Ионы». И Он ушёл от них прочь.
5 Переправляясь на другой берег, ученики забыли взять с собой хлеб.
6 Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!»
7 А они подумали: «Хлеба-то мы и не взяли!»
8 Иисус всё понял и сказал: «Маловеры! Вы думаете о том, что не взяли хлеба?
9 Неужели вы ещё ничего не поняли? Или вы забыли о пяти хлебах на пять тысяч человек и о том, сколько корзин с остатками вы тогда унесли?
10 Забыли о семи хлебах на четыре тысячи человек и о том, сколько корзин с остатками вы унесли?
11 Неужели не ясно, что Я говорю не о хлебе, а чтобы вы береглись фарисейской и саддукейской закваски!»
12 Тогда они поняли, что Он предостерегал их не от хлебной закваски, а от учения фарисеев и саддукеев.
13 Придя в область Кесарии Филипповой, Иисус спросил учеников: «Кем считают люди Сына Человеческого?»
14 Они ответили: «Одни — Иоанном Омывающим, другие — Илиёй, третьи — Иеремией или иным пророком».
15 Тогда Он спросил: «А вы сами кем Меня считаете?»
16 Шимон, он же Пётр, ответил: «Ты — Помазанник, Сын живого Бога!»
17 Иисус воскликнул:
«Счастлив ты, Шимон Бар-Иона,
ибо это тебе открыл
не человек из плоти и крови,
а Отец Мой небесный!
18
Я скажу тебе: ты — Скала,
и на ней Я построю Церковь Мою,
которую не одолеют и силы ада.
19
Я дам тебе ключи от Царства Небесного:
что ты свяжешь на земле, то будет связано и на небе,
а что развяжешь на земле, то будет развязано и на небе».
20 После этого Иисус велел ученикам никому не говорить, что Он — Помазанник.
21 С того времени Он начал открывать им, что должен идти в Иерусалим и вытерпеть много мук от старейшин, первосвященников и книжников, что Он будет казнён, но на третий день воскреснет.
22 Пётр, отведя Его в сторону, начал возражать: «Боже упаси, господин мой! Пусть не случится с Тобой такого!»
23 Но Иисус, взглянув на Петра, сказал: «Прочь от Меня, Сатана! Ты Мне помеха: не о Божьем ты помышляешь, а о человеческом!»
24 Потом Он сказал ученикам:
«Кто хочет идти за Мной,
пусть отвергнет себя
и поднимет свой крест —
и тогда пусть следует за Мной.
25
Кто хочет спасти свою жизнь — тот погибнет.
А кто погибнет ради Меня — обретёт жизнь.
26
Что пользы человеку,
если он приобрёл целый мир,
но потерял жизнь?
Чем может человек
выкупить свою жизнь?
27 Ибо придёт Сын Человеческий с ангелами в славе Отца Своего и воздаст каждому по заслугам53!
28 Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, пока не увидят, как придёт Сын Человеческий и царство Его».

Толкования Августина

Стих 18

"Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою" (16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; Мф 16:16−18). На "сем камени" (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", на этом исповедании созижду церковь мою".

Слово в день Петра и Павла

***

Данное толкование парафраз священника Антония Одайского из его работы "Святоотеческое толкование Евангелия от Матфея 16:18"

Блаженный Августин (†430), основатель западно-христианского богословия, вдохновлявший карфагенские соборы против римской централизации [Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви — М.: Мартис, 2002, стр.286.], утверждает, что Церковь основана на камне, от которого апостол Петр получает имя (fundata est super petram, unde Petrus nomen accepit), подобно тому, как слово «христианин» происходит от имени «Христос» (christianus a Chisto vocatur). Этот камень есть Сам Христос, Церковь основана во Христе (Petra enim erat Christus, ICor.X,4; …fundatur in Christo, ICor.III,11) [Tractatus 124, PL 35, col.1975.]: «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4), — «Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор 3:11). В других своих текстах блаженный Августин камнем считает вероисповедание апостола Петра, и Церковь основана Христом не на человеке, но на этом вероисповедании [John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 — New Rochelle: New City Press, 1993, p.327.]. Апостол Петр олицетворял Церковь, когда исповедовал божественность Иисуса Христа, хотя согласно блаженному Августину, ключи от Царствия Небесного получил не homo unus, sed unitas ecclesiae (не «один человек, но единство Церкви») [Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви — М.: Мартис, 2002, стр.285.]. Как считает проф.Болотов, в апостоле Петре Августин не видит ни главу, ни начальника Церкви, хотя все же высшее средоточие преимуществ Церкви, но о преемстве высокого положения апостола Петра бл.Августин не думает [Там же, стр.285−286.].

Стих 19

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Мф 10:2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех". Ибо эти "ключи" и право "вязать и решить" получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: "Приимите Дух Свят", — и вслед за тем: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся" (22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин 20:22−23); или: "елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф 18:18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе (20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, Еф 2:20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо "пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается" (22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: Притч 5:22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

Источник: Слово в день Петра и Павла

Примечания:

 
Открытый перевод
[52] Часть рукописной традиции добавляет: Вечером вы говорите: «Небо багровое, это — к хорошей погоде», 3 а утром говорите: «Небо хмурое и багровое, значит, днем будет пасмурно». Так приметы погоды вы знаете, а знаков времени распознать не можете? (Ср. Лк 54—56).
[53] Пс 61:13; Прит 24:12.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.