По Матфею 10 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Созвав двенадцать учеников, Он дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять любую болезнь и немощь.
2 Вот имена двенадцати апостолов: во-первых, Шимон, он же Пётр, и его брат Андрей, затем Иаков — сын Завдая, с братом Иоанном,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и откупщик Матфей, Иаков — сын Халфая и Фаддей,
4 Шимон Кананей и Иуда Иш-Карийот, который и выдал его.
5 Велев этим Двенадцати отправиться в путь, Иисус напутствовал их так: «К иноверцам не ходите и самаритянских городов сторонитесь,
6 а идите к пропавшим овцам дома Израилева.
7 Идите и возвещайте, что Царство Небесное уже близко.
8 Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте, прокажённых очищайте, демонов изгоняйте — даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни медяков в поясе,
10 ни дорожной сумы, ни двух рубах, ни обуви, ни посоха, ибо работник заслуживает пропитания.
11 Войдя в город или село, сначала узнайте, кто там человек достойный. У него и гостите, пока не отправитесь дальше.
12 Входя в дом32, приветствуйте этот дом32.
13 И если дом того достоин, пусть ваш «мир» на него снизойдёт, а если нет, пусть вернётся обратно к вам.
14 Если вас не примут и ваших слов не послушают, выйдите из дома и города того и отряхните с ног пыль.
15 Говорю вам истину: в Судный День даже Содому и Гоморре будет лучше, чем тому городу!
16
Посылаю вас, как овец к волкам.
Будьте мудры, как змеи,
и чисты, как голуби.
17 Остерегайтесь, ибо вас будут выдавать на суд синедрионам33 и бичевать в синагогах.
18 Из-за меня вас приведут к наместникам и царям, и вы будете свидетельствовать им и иноверцам.
19 А когда вас будут выдавать властям, не думайте, как и что отвечать. В тот час вам будет дано, что сказать,
20 ибо не вы, а Дух вашего Отца будет говорить в вас.
21
Брат выдаст на смерть брата,
а отец выдаст сына,
и дети на родителей восстанут
и отправят их на смерть.
22
За имя моё все вас возненавидят,
но кто выстоит до конца — спасётся.
23 Преследуют вас в одном городе — бегите в другой. Говорю вам истину: ещё не пройдёте по всем городам Израиля, как явится Сын Человеческий.
24
Ученик не выше учителя,
раб не выше господина.
25
Ученику довольно сравняться с учителем,
рабу — сравняться с господином.
Хозяина дома прозвали Беэл-Зевулом —
о его домочадцах скажут и худшее.
26
Но вы никого не бойтесь.
Нет тайны, которую бы не раскрыли,
и секрета, который бы не узнали.
27
Что говорю вам в темноте —
повторяйте при свете дня,
и что вам шепчут на ухо —
провозглашайте с крыш!
28
Не бойтесь тех, кто убивает тело,
а душу убить не может.
Бойтесь того, кто может погубить
и душу и тело в преисподней.
29 Пара воробьёв продаётся за ассарий, но ни один из них не упадёт на землю, если Отец ваш не захочет.
30 А у вас даже волосы на голове пересчитаны.
31 Не бойтесь! Вы дороже любых воробьёв.
32 Всякого, кто признает Меня перед людьми, и Я признаю перед Отцом моим Небесным,
33 а кто отвергнет Меня перед людьми, того и Я отвергну перед Отцом моим Небесным.
34 Не думайте, что Я принёс земле мир: Я пришёл не с миром, а с мечом.
35 Я пришёл поссорить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью,
36 и домашние — человеку враги34.
37 Кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот Меня недостоин, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот Меня недостоин.
38 И кто не идёт за Мной, взвалив на себя крест, тот Меня недостоин.
39
Всякий, кто сбережёт свою жизнь,
тот потеряет её,
а кто потеряет жизнь ради Меня,
тот обретёт жизнь.
40
Кто принимает вас,
тот принимает Меня,
а кто принимает Меня —
принимает Пославшего Меня.
41
Кто примет пророка, ибо тот пророк,
будет награждён как пророк.
Кто примет праведника, ибо тот праведник,
будет награждён как праведник.
42
Кто даст холодной воды одному из этих меньших,
ибо тот Мой ученик, —
говорю вам истину:
он не останется без награды».

Толкования Августина

Стих 19

См. ст. 20

Стих 20

В этом чтении мы слышали: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. И в другом месте Он говорит: И се, Я с вами во все дни до скончания века (20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:20). Неужели те, кто тогда слышал этот голос, будут пребывать здесь до скончания века? Но Господь заботился не только о тех, кому предстояло покинуть эту жизнь, но также и об остальных, и о нас самих, и о тех, кто после нас будет пребывать в этой жизни, наших преемниках, и видел всех воедино в Своем теле. И потому этот Голос, который говорил: Я с вами во все дни до скончания века, услышали не только они, но и мы. И если тогда мы не слышали [Его] в нашем ведении, то слышали в Его предведении. Вот почему нам, спокойным, словно овцам среди волков (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), следует придерживаться заповедей Того, Кто предостерегает нас, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии. Просты, как голуби, чтобы мы никому не вредили; мудры, как змии, чтобы остерегались, чтобы никто не навредил нам.

Стих 28

Евангелие — это жизнь; нечестие и незнание — это смерть души. И вот, [душа] может умереть, и при этом — бессмертна. Каким же образом она бессмертна? Таким, что постоянно существует некая жизнь, которая в душе никогда не исчезает. Каким же образом она умирает? Не так, чтобы не было жизни, но оставляя жизнь. Ведь и душа, и жизнь — это некие вещи, и сама душа также имеет свою собственную жизнь. Обрати внимание на порядок творения. Жизнь тела — душа, а жизнь души — Бог. Как в теле присутствует жизнь, то есть душа, чтобы тело не умирало, так должна и в душе присутствовать жизнь, то есть Бог, чтобы не умерла душа. Как умирает тело? Покинув душу. Как я говорил немного раньше, я исследую, почему умирает тело? Потому что отделяется от своей жизни — души. Почему же умирает душа? Потому что ее оставляет ее жизнь — Бог. Поэтому, кратко узнав об этом, твердо знайте и придерживайтесь того, что тело мертво без души, а душа мертва без Бога. Любой человек без Бога обладает мертвой душой. Ты скорбишь о мертвых, скорби лучше о грехах, скорби о нечестии, скорби о неверии.

Источник: Проповеди.

Стих 29

См. комм. к 8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, Пс 148:8

Стих 34

«Не мир пришел Я принести, — говорил Господь, — но меч». И слово Божие называется в священном Писании мечом обоюдоострым (12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евр 4:12) по причине остроты двух заветов.

Источник: О граде Божием, 20.21

Стих 37

Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили [тебе]». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», — говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. [Неужели] я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»

Источник: «Проповеди" 65 А.5

***

Возбужденным этой любовью или, скорее, для того, чтобы возбудить, Господь говорит следующее: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и... кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Не уничтожает Он любви к родителям, жене и детям, но упорядочивает ее. Не сказал: «кто любит», но: «кто любит... более... Меня». Это есть то же, что и Церковь говорит в книге Песнь Песней: «и знамя его надо мною — любовь» (4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь. Песн 2:4). Люби отца своего, но не более Господа. Люби родителя, но не более Создателя. Отец хотя и родил, но не сам образовал тебя. Потому что, кто и каков ты будешь, — не знал он, когда ты рождался. Отец воспитал тебя, но не он произвел хлеб для тебя, голодающего. В конце концов, кое-что оставив для тебя на земле, отец твой уходит, чтобы ты последовал ему, и смертью своею освобождает место для твоей жизни. Отец же — твой Бог — все, что ни сохраняет для тебя, сохраняет вместе с Собой, так что ты получаешь наследство вместе с отцом и не ждешь в ожидании наследства, когда владелец уйдет, но соединяешься с Тем, Кто всегда пребывает, ты, имеющий также всегда пребывать. Люби отца, но не более Бога твоего. Люби мать твою, но не более Церкви, которая родила тебя для жизни вечной. Из самой любви к родителям заключи, наконец, как нужно любить Бога и Церковь. Если так должно любить тех, которые родили тебя для того, чтобы ты умер, то как же следует любить тех, кои родили тебя для вечности, чтобы ты всегда пребывал. Люби жену твою, люби детей твоих во имя Бога, научая их чтить вместе с тобою и Бога, с Коим когда соединишься ты, не будешь бояться никакого разделения. Поэтому не следует любить детей своих более Бога, и худо любил бы ты их, если бы не позаботился привести к Богу вместе с собою. Придет и для тебя, быть может, час мученичества. Ты захочешь исповедывать Христа. Исповедав, получишь, может быть, временную смерть. Но вот отец, жена или сын соблазняют тебя, чтобы ты избег страданий, но прельщениями своими производят они то, что ты действительно умираешь. Тогда лишь исполняешь слова Христовы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот не достоин Меня», — когда такие прельщения не действуют на тебя.

Источник: Беседа 344

Примечания:

 
Открытый перевод
[32] Некоторые рукописи добавляют: словами: «Мир этому дому».
[33] Синедрионы — здесь представительные органы самоуправления еврейских общин, выполнявшие, в частности, судебную функцию.
[34] Мих 7:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.