По Луке 5 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Однажды, когда Иисус стоял на берегу Геннисаретского озера и на Него напирала толпа, внимавшая Божьему слову,
2 Он заметил у кромки воды две лодки, оставленных рыбаками, промывавшими сети.
3 Взойдя на одну из них, на лодку Симона, и попросив того немного отгрести от берега, Иисус сел и стал учить народ с лодки.
4 Закончив проповедь, Он сказал Симону:
— Теперь плыви на глубокое место, и там забросьте сети для лова.
5 Симон ответил:
— Наставник, мы тяжко трудились всю ночь и ничего не поймали. Но раз Ты велишь, попытаюсь ещё раз.
6 И при повторной попытке сети захватили такой улов, что начали рваться.
7 Пришлось Симону знаками звать на помощь товарищей, что были в другой лодке, и те, подоспев, нагрузили обе лодки таким количеством рыбы, что лодки начали тонуть.
8 Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и взмолился:
— Господин мой, оставь меня, ибо я грешник!
9 В такой ужас пришел Симон со своими помощниками от обилия рыбы.
10 С ним были его товарищи по артели Иаков и Иоанн, сыновья Завдая. Но Иисус сказал Симону:
— Не бойся, отныне ты будешь ловцом людей.
11 Они вытащили лодки на берег, бросили всё и пошли за Ним.
12 В каком-то городе прокаженный увидел Иисуса и, пав ниц, взмолился:
— Господин мой, в Твоей власти меня очистить, если Ты захочешь!
13 Иисус, прикоснувшись к нему рукой, сказал:
— Да, Я этого хочу. Очистись.
И проказа тотчас сошла с него.
14 Но Иисус запретил ему рассказывать об этом, прибавив:
— Иди, покажись священнику и принеси за своё очищение жертву, как велел Моисей, для свидетельства им.
15 Тем не менее молва об Иисусе разнеслась ещё больше, и к Нему стекались целые толпы слушателей и жаждущих исцелиться.
16 А Он часто уходил в безлюдные места и молился.
17 Однажды Он проповедовал перед фарисеями и книжниками из всех селений Галилеи, из Иудеи и Иерусалима, и сила Господня исцелять была с Ним.
18 Несколько человек принесли на носилках парализованного и хотели внести в дом, чтобы положить перед Ним,
19 но не смогли пронести больного сквозь толпу и вынуждены были забраться на крышу, разобрать черепицу и опустить его, вместе с носилками, прямо перед Иисусом.
20 Видя, сколь сильна у них вера, Иисус сказал больному: «Грехи твои прощены, друг».
21 Фарисеи и книжники подумали: «Кто Он такой, почему Он кощунствует? Кто кроме Бога может прощать грехи?»
22 Но Иисус, прочитав их мысли, сказал:
— О чём это вы сейчас подумали?
23 Что, по-вашему, легче: сказать «грехи твои прощены» или сказать «встань и иди»?
24 Так вот, чтобы вы знали, что Сыну Человеческому дана власть на земле прощать грехи, Я приказываю тебе — обратился Он к паралитику — Вставай, бери носилки и иди домой.
25 И тот, у всех на глазах, поднялся, взял носилки, на которых лежал, и пошёл домой, восхваляя Бога.
26 Все присутствующие были потрясены и восславили Бога, со страхом повторяя: «Какое чудо видели мы сегодня!»
27 После этого Иисус вышел и увидел откупщика по имени Левий, сидевшего и собиравшего пошлину, и сказал ему:
— Следуй за Мной.
28 Тот, всё бросив, встал и пошел за Ним.
29 Позднее Левий дал обед в Его честь, и среди приглашенных было много откупщиков.
30 Но фарисеи и книжники из фарисеев возроптали, говоря Его ученикам:
— Почему вы едите и пьёте с откупщиками и грешниками?
31 Иисус им ответил:
— Не здоровым нужен врач, а больным.
32 Не праведных пришел Я звать к раскаянию, а грешных.
33 Они сказали Ему:
— Ученики Иоанна часто постятся и молятся, ученики фарисеев тоже, а Твои пьют и едят.
34 Иисус возразил:
— Заставите ли вы поститься людей на свадьбе, когда жених рядом с ними?
35 Придет ещё время, когда жениха отнимут у них. Вот тогда они и будут поститься.
36 Он рассказал им такую притчу:
— Не отрезают кусок от нового плаща, чтобы поставить заплату на старый. Иначе и новый испортишь, и старому пользы от заплаты не будет.
37 Не наливают молодое вино в старые мехи. Иначе вино, разорвав мехи, и само выльется, и их загубит.
38 Молодое вино наливают в новые мехи.
39 Никто, отведав старого вина, не захочет нового; всякий скажет, что старое лучше.

Новый Библейский Комментарий

5:1−11 Призвание учеников (ср.: Мф 4:18−22; Мк 1:16−20). Евангелист Марк гораздо более кратко повествует о призвании Иисусом учеников, делая упор на то, что единственно правильный ответ на весть о Царстве Божьем — это немедленное повиновение и последование за Господом. Лука говорит об этом гораздо подробнее, подчеркивая, что призвание учеников произошло только после того, как Иисус завоевал дружбу Симона и показал ему Свою силу. Симон был опытным рыбаком и знал, что лучше всего ловить рыбу ночью в глубокой воде. (В дневное время они обычно ловили рыбу на мелководье.) Во всяком случае, он был уже в достаточной степени впечатлен Иисусом, поэтому повиновался Его приказу. Однако же, когда власть и святость Иисуса открылись ему полнее, его охватил благоговейный страх, он почувствовал себя недостойным находиться в присутствии Того, Кто выказал неземную силу и таким образом проявил Свою Святость. Симон вовсе не был законченным грешником, но он испытал благоговейный страх, который следует испытывать в присутствии Божественной святости (ср.: Суд 13:21, 22). Однако Иисус велел Симону не бояться (ср.: 1:13, 30) и призвал его стать учеником, используя выражения, которые соответствовали данному занятию Симона. Все внимание здесь сосредоточено на Симоне как главном из Двенадцати: о присутствии Андрея мы можем лишь догадываться по стиху 6.

Примечания. Ст. 1 Озеро Геннисаретское — это другое название озера (или моря) Галилейского. Геннисарет — название равнины к югу от Капернаума.

Ст. 3 О том, как Иисус учил иудеев из лодки, см.: Мк 4:1, 2.

Ст. 11 Рассуждения о том, что колоссальный улов рыбы был нужен, исключительно чтобы обеспечить провиантом родственников учеников, находящихся у последних на содержании, или о том, что улов символизирует «ловлю душ» будущих последователей Христа (ср.: Ин 21:1−14), представляются спекулятивными.

5:12 — 6:11 Начало противостояния Иисуса и фарисеев

В данном отрывке Лука описывает пять различных случаев, когда фарисеи расценили действия Иисуса и Его учеников как нарушение закона Моисеева (исключая первый случай). Кроме того, на этих при мерах Лука показывает, насколько отличны законы Царства Божьего от сухого буквализма фарисеев.

5:12−16 Исцеление прокаженного (см.: Мф 8:1−4; Мк 1:40−45). В первой истории (в отличие от остальных) у фарисеев не было повода усмотреть в действиях Иисуса нарушение законов Моисеевых. Словом проказа могли обозначаться самые разные кожные заболевания, не обязательно заразные. Если люди, которых ранее считали прокаженными, каким-то образом исцелялись от своего недуга, им следовало обязательно отправиться к священнику для проведения специального ритуала и засвидетельствования их выздоровления (Лев 14:1−32). И только после этого можно было возвращаться к нормальной жизни в общине. Исцелив прокаженного, Иисус велел ему поступить в соответствии с законом. Из этого эпизода видно, что Иисус совершал исцеления людей в ответ на их искреннюю веру, хотя прямо об этом не говорится. Кроме того, история с исцелением прокаженного наглядно демонстрирует, насколько возрос авторитет Иисуса как Учителя и как Целителя.

5:17−26 Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (см.: Мф 9:1−8; Мк 2:1−12). Упоминание о присутствии фарисеев и законоучителей в самом начале этого рассказа сразу подготавливает читателей к неизбежной конфронтации их с Иисусом. Фарисеи были одной из двух главных религиозно-политических партий, главный упор они делали на строгом выполнении всех пунктов закона; законоучители должны были поучать иудеев, как правильно следовать тому или иному требованию закона. Существовал целый класс профессионально обученных законоучителей, которые в основном были фарисеями. У евангелиста Луки сказано, что расслабленного спустили в комнату сквозь кровлю, то есть через отверстие в кровле (такой тип плоской крыши был хорошо знаком греческим читателям). У Марка кровлю дома «раскрыли... проковав ее». Иисус не стал сразу же исцелять расслабленного, но вначале сказал, что прощаются (там и тогда) все его грехи. Очевидно, это было вызвано тем, что расслабленный считал свою болезнь наказанием от Господа за какие-то особые прегрешения; это, конечно, не означает, что болезнь или несчастье — всегда наказание за грех (13:1−5). Пророк или священник могли отпускать грехи именем Бога. Весь вопрос заключался в том, имел ли Иисус пророческую власть поступать таким образом; если же нет, то Он обманывал людей, приписывая Себе способность действовать во имя Бога. На самом деле Иисус заявлял о Своих правах Сына Человеческого, Который станет осуществлять последний Божий Суд над человечеством (ср.: Дан 7:9−22; Лк 9:26; 12:8, 9). В ответ Он дал косвенное доказательство Своей власти, показав, что обладает также Божественной способностью исцеления (17). Это должно было наглядно продемонстрировать зрителям Его власть совершать невидимые (а потому недоказуемые) действия.

5:27−32 Отношение Иисуса к грешникам (см.: Мф 9:9−13; Мк 2:13−17). В отличие от 5:1−11, этот отрывок только косвенно упоминает основы учения. Главная цель этой истории — показать, каких людей призвал Иисус, и объяснить Его действия. Он с радостью благовествовал мытарю Левию и его товарищам, и Его объяснение этому — вне всякой критики. Ожидать от Него, что Он станет избегать больных, — все равно, что ожидать подобного от врача. Его долг — быть с нуждающимися, которых Он призывает к покаянию; те же, кто считает себя праведными, не нуждаются в Его попечении. Мытари, то есть сборщики налогов, считались религиозно «нечистыми», потому что они работали на римлян. Их ненавидели за то, что они обогащались за счет своих собратьев-иудеев. Грешники, упоминаемые здесь наряду с мытарями, — это изгои, проститутки, представители преступного мира и прочие люди с сомнительной репутацией.

5:33−39 Отношение Иисуса к посту (см.: Мф 9:14−17; Мк 2:18−22). В соответствии с ветхозаветными установлениями иудеям следовало поститься только раз в году в Судный день (Йом Киппур). Фарисеям же предписывалось поститься дважды в неделю, однако евангельский дух несовместим с формально-юридическим толкованием закона. Иисус сказал, что сейчас Его ученикам было бы так же неуместно поститься, как неуместно удерживаться от пищи и веселья друзьям жениха во время брачного пира. Наступила новая эра спасения, и печальные обряды прошлого несовместимы с ней. Только когда наступят скорбные дни между смертью Иисуса Христа и Его воскресением, пост и плач вновь станут необходимы.

Кроме того, невозможно совместить евангельское учение со старыми традициями, установленными в свое время людьми. Новое миросозерцание может утратить свою цельность, и в любом случае невозможно совмещать два разных пути, как невозможно пришивать к ветхой одежде заплату из новой и крепкой ткани или вливать молодое вино в старые мехи, от времени утратившие прочность и эластичность. В стихе 39, вероятно, содержится ироничный намек на иудеев, которые отказываются от молодого вина Евангелия, полагая, что старые традиции лучше.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.