По Луке 6 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Однажды в субботу Он проходил колосящимся полем; ученики Его рвали колосья и, растирая в ладонях, ели.
2 Фарисеи спросили:
— Почему вы нарушаете субботу?
3 Иисус ответил:
— Неужели вы не читали о том, как поступили, проголодавшись, Давид и его спутники?
4 Войдя в Дом Божий и взяв жертвенный хлеб, они ели то, что позволено есть только священникам.
5 И прибавил:
— Сын Человеческий властен и над субботой.
6 В другую субботу Он пришел в синагогу и проповедовал, а там был человек с иссохшей правой рукой.
7 Книжники и фарисеи выжидали, не совершит ли Иисус исцеления в субботу: им нужен был повод к обвинению против Него.
8 Прочитав их мысли, Иисус сказал сухорукому:
— Поднимись и встань посредине.
Тот поднялся и встал.
9 Иисус спросил их:
— Что, по-вашему, позволено делать в субботу — добро или зло, спасти человека или обречь на гибель?
10 Обведя их взглядом, Иисус приказал ему:
— Вытяни руку.
Тот вытянул, и тотчас рука его исцелилась.
11 А они, придя в бешенство, начали совещаться, что предпринять против Иисуса.
12 Однажды Он удалился для молитвы на гору. Всю ночь Он молился Богу,
13 а когда рассвело, призвал учеников и, выбрав из них двенадцать, назначил Своими посланниками.
14 То были Симон, которого Он назвал Петром, брат его Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей,
15 Матфей, Фома, Иаков, сын Халфая, Симон по кличке Зилот,
16 Иуда, сын Иакова, и Иуда Искариот, который предал Его.
17 Иисус сошел с ними вниз, на равнину, где Его ждало множество учеников и несметные толпы народа со всей Иудеи, из Иерусалима, со взморья Тира и Сидона.
18 Они пришли, чтобы послушать Его и излечиться от болезней. И впрямь, одержимые нечистыми духами исцелялись,
19 и каждый старался прикоснуться к Нему, ибо от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И вот, глядя на учеников, Он заговорил:
— Благословенны бедные,
ибо Царство Божье — ваше.
21
Благословенны голодные:
утолен будет ваш голод.
Благословенны плачущие:
вас ждёт веселье.
22
Благословенны вы, когда вас ненавидят,
и преследуют, и оскорбляют,
когда из ненависти к Сыну Человеческому
предают поношению само ваше имя.
23
Ликуйте в тот день и пляшите от радости:
великая награда ждет вас на небе.
Именно так их отцы поступали с пророками.
24
Но горе вам, богатые:
вы уже получили своё утешенье.
25
Горе вам, сытые:
вы ещё узнаете голод.
Горе вам, тем, кто смеется,
вас ждут скорбь и слёзы.
26
Горе вам, когда люди вас хвалят,
ибо так их отцы хвалили ложных пророков.
27 А вам, слушающим Меня, Я говорю: любите своих врагов, творите добро тем, кто вас ненавидит,
28 благословляйте тех, кто вас проклинает, молитесь за тех, кто вас оскорбляет.
29 Если ударили тебя по щеке, подставь и другую щеку. Если у тебя отнимают плащ, отдай в придачу и рубаху.
30 Любому просящему у тебя давай, а от того, кто взял у тебя, не требуй возврата.
31 Поступайте с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы они поступали с вами.
32 Если вы любите тех, кто любит вас, какая вам за это награда? Ведь и грешники так поступают.
33 Если вы делаете добро тем, кто делает добро вам, какая вам за это награда? Ведь и грешники делают так.
34 Если вы даете взаймы лишь тем, от кого надеетесь получить назад, какая вам за это награда? Ведь и грешники грешникам дают взаймы, чтобы получить обратно сполна.
35 Нет, любите своих врагов, творите добро и взаймы давайте, ничего не ожидая получить обратно. Тогда велика будет ваша награда, и станете вы сынами Всевышнего, ибо Он милостив даже к неблагодарным и злым.
36 Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш.
37 Не судите — и не будете судимы. Не осуждайте — и вас не осудят. Прощайте — простят и вас.
38 Давайте — и вам дано будет. Мерой хорошей, умятой, утрясенной, переполненной отсыплют вам в подол, ибо какой мерой мерите, такой будет отмерено вам.
39 Он рассказал им такую притчу:
— Может ли слепой быть поводырем слепому? Разве не свалятся оба в яму?
40 Ученик не может превзойти учителя; даже пройдя полное обучение, он только сравняется с учителем.
41 Почему щепку в глазу брата ты видишь, а бревна в своём глазу не замечаешь?
42 Как же ты говоришь брату «дай я выну тебе щепку из глаза», а бревна у себя в глазу не видишь? Лицемер, сначала вынь бревно у себя, и только тогда ты ясно увидишь, как вынуть щепку из глаза у брата.
43 Хорошее дерево не приносит плохих плодов, а гнилое дерево не приносит хороших плодов.
44 Каждое дерево по плодам узнается. Не собирают с терновника инжир, а с шиповника — виноград.
45 Добрый человек из запасов доброты в своем сердце извлекает доброе, а злой из злобы своей — только злое: чем переполнено сердце, то и выходит из уст.
46 Почему вы зовете Меня «Господин! Господин!» и не исполняете того, что Я говорю?
47 Я расскажу вам, кому подобен тот, кто приходит ко Мне, слышит Мои слова и исполняет их.
48 Он подобен построившему дом человеку, который углубился в землю и заложил основание на прочном камне. Когда в половодье на дом обрушился речной поток, дом остался незыблем, так как был добротно построен.
49 А тот, кто слышал слова Мои, но не исполнил, подобен человеку, построившему дом на земле, без фундамента. Как только нахлынул поток, дом рухнул, обрушился полностью!

Новый Библейский Комментарий

6:1−11 Отношение Иисуса к субботе (см.: Мф 12:1−14; Мк 2:23 — 3:6). Первый эпизод касается предписаний, запрещающих иудеям совершать в субботу какого-либо рода работу (даже срывать и растирать колосья). Когда фарисеи узнали (несомненно, из чьих-то сплетен), что Иисус нарушает этот придуманный людьми закон, они раскритиковали Его. Он ответил им примером из Писания о том, как царь Давид позволил своим людям есть в храме хлебы предложения, «которых не должно было есть никому, кроме одних священников» (1Цар 21:1−6). Иисус не собирался сделать поступок Давида примером для подражания, но на его примере хотел показать фарисеям, что нигде в Писании не поощрялось формальное и бездумное следование букве закона, как того требовали фарисеи. Суббота была введена ради пользы людей, а Сын Человеческий является Господином субботы. Но поскольку суббота была днем, посвященным Господу Богу, утверждение Иисуса было равносильно Его признанию Своей Божественной сущности.

Во втором эпизоде не исключено, что фарисеи подстроили присутствие больного в синагоге во время субботнего богослужения, чтобы посмотреть, как поступит Иисус. Он принял их негласный вызов и поставил перед ними вопрос: если то, что Он исцелит человека в субботу, греховно, то насколько греховнее то, что они замышляют Его убить? По закону нарушение субботы каралось смертью, и у евангелиста Марка мы читаем, что с этого дня фарисеи стали искать возможность убить Иисуса.

6:12−49 Наставление Иисуса ученикам

Вкратце обрисовав общий характер служения Христа и рассказав о Его конфронтации с некоторыми иудейскими религиозными начальниками, Лука переходит к рассказу о том, как Иисус выбирал Своих ближайших последователей и какие наставления Он дал всем, кто желал последовать за Ним.

6:12−16 Избрание двенадцати апостолов (см.: Мф 10:1−4; Мк 3:13−19). Из всех евангелистов только Лука привлекает внимание к тому, что Иисус молился всю ночь, перед тем как совершить важный выбор Двенадцати. Из большого числа тех, кто откликнулся на Его учение, Он избрал двенадцать Апостолов. Это слово напоминает нам о группе людей, которые заняли главенствующее положение в Церкви после воскресения Христа, но здесь оно отображает, что Иисус, называя их апостолами, говорил об их назначении — то есть о послании (греч. apostello) Своих сотоварищей на проповедь. Лука не упоминает, когда Симону дали новое имя — Петр, то есть «камень» (ср.:Мф 16:18; Ин 1:42). Варфоломей — возможно, Нафанаил (см.: Ин 1:45−51). Матфей и Левий (5:27) — это один и тот же человек (для иудея было вполне обычным иметь два имени). Апостол Симон Зилот был ярым националистом. Иуда Иаковлев (ср.: Ин 14:22) — апостол «Фаддей» у евангелиста Марка. Искариот означает «человек из Кериофа» либо «убийца», «лжец» (вероятнее всего, первое).

6:17−19 Собрание народа (ср.: Мф 4:23−25; 12:15−21; Мк 3:7−12). Спустившись с горы, Иисус стал на ровном месте, где Он был досягаемым для народа, стекающегося из соседних с Галилеей местностей. Конечно, их особенно привлекал Его дар исцелять, однако Иисус использовал эту возможность, чтобы учить их.

Рассказывая историю именно в таком порядке (в отличие от Марка, у которого рассказ о призвании Двенадцати следует за этим параграфом), Лука показывает, что послушать Иисуса собралась огромная толпа народа (ср.: 7:1), ибо проповедь была обращена не только к Двенадцати.

6:20−26 Два типа людей (см.: Мф 5:1−12). Эта «проповедь на ровном месте» у Луки является версией гораздо более длинной «Нагорной проповеди» в Мф. 5−7. Принято считать, что Матфей дополнил проповедь различными изречениями Иисуса, которые подходили по тематике.

Иисус начал проповедь противопоставлением двух различных типов людей. К первому типу Он отнес тех людей, которые в человеческом понятии вызывают жалость, однако в глазах Иисуса они блаженны, то есть счастливы от того, что им обещано. Они — бедные и нуждающиеся, голодные и скорбящие. Хотя некоторые воспринимают эти выражения как буквальное описание состояния людей, но их следует понимать в основном (но не исключительно) в духовном смысле (ср.: Мф 5:3, 6). Здесь говорится о людях, испытывающих неудовлетворенность окружающим миром и своим положением в нем и потому жаждущих того, что может дать только Господь. Им обещано, что Господь услышит их молитвы и дарует все, о чем они просят, в Царстве Божьем, которое и является основной темой проповеди Иисуса Христа. Окружающие могут оскорблять и унижать их, насмехаясь над их стойкой верой в Сына Человеческого, однако они получат награду от Бога, как уже случалось с пророками. Эта четвертая заповедь блаженства показывает, что Иисус имел в виду Своих учеников и говорил о преимуществах быть Его учениками.

Другой тип людей в земной жизни пользуется всем, что может предложить современный мир: они удовлетворяют свои стремления к материальным благам, к удаче и доброй репутации в своем окружении. Поэтому они больше ничего не хотят. Им не нужно с плачем обращаться к Господу в молитве, ведь они думают, что у них всего предостаточно! Но настанет время, говорит Иисус, когда у них не будет ничего (ср.: 2:34).

6:27−38 Любовь и милосердие (см.: Мф 5:39−48; 7:1, 2, 12). Если первая часть проповеди была посвящена отношению учеников к Господу, то вторая касалась взаимоотношений между людьми и говорила о необходимости любить своих врагов. Основной принцип изложен в стихах 27, 28, из которых следует, что враги — это, прежде всего, те, кто преследует учеников Христа (ср.: 6:22). Иисус приводит два примера проявлений такой любви: противление злу терпением и кротостью (вместо привычной мести) и способность отдать грабителю больше, чем тот собирался взять. Ученики Христа Должны быть готовы спокойно и добровольно отказаться от собственности, а в стихе 31 сформулировано «золотое правило» христианского поведения.

Иисус допускает, что даже очень грешные люди способны испытать чувство благодарности и воздать добром тем, кто был добр с ними. Однако ученикам Христа следует пойти дальше и не просто делать добро в расчете на благодарность или в благодарность за то, что к ним относились по-доброму. Возможно, люди, поступающие таким образом, никогда не дождутся земной благодарности, но зато им уготована небесная награда: Господь признает их Своими истинными сынами, которые, подобно их Отцу Небесному, проявляют милосердие к тем, кто этого недостоин.

О том, какова будет награда поступающим таким образом, сказано в стихах 37, 38. Человек, который умеет любить по-настоящему, будет любим Богом так же и даже больше того. Человек, не осуждающий других, не будет осужден Богом, а человек, который дает по доброй воле, получит обильную награду, как из сосуда, настолько переполненного зерном, что оно просыпается наружу.

Отметим снова: вышесказанное относится к ученикам. Иисус не говорит, что единственное, что следует делать, чтобы удостоиться небесной награды, — это возлюбить своих ближних.

Такой тип поведения можно назвать революционным. Здесь уместен вопрос, насколько буквально следует воспринимать слова Христа? Возможно, Он намеренно употреблял шокирующие примеры, чтобы заставить людей задуматься. Безусловно, Иисус не призывал Своих последователей проявлять бездумную и расточительную щедрость по отношению к лентяям и грабителям, которым это лишь помогло бы утвердиться в своем образе жизни. Принципы, изложенные здесь, подразумевают разумное и вдумчивое отношение к ним. В равной степени это касается всех христианских принципов.

Примечания. Ст. 32 Грешники здесь — общее название для мирских людей, которые не связаны законами Царства Божьего.

6:39−49 Картины ученичества (см.: Мф 15:14; 10:24−42; 7:3−5, 16−18; 12:33−35; 7:24−27; ср.: Ин 13:16; 15:20). Иисус заканчивает проповедь несколькими высказываниями в духе поговорок и притчей, которые поясняют, какими чертами характера нужно обладать Его ученикам.

Ст. 39−42 Первая группа высказываний посвящена духовному зрению. Ученикам следует долго и старательно учиться, прежде чем они смогут учить других. Ибо люди, которые развиваются под влиянием своего учителя, не станут лучше учителя, но если учитель ошибется, ошибутся и его ученики. Перед тем как выявлять ошибки других, следует научиться видеть свои. Иисус намеренно использует в Своих наставлениях юмор и преувеличение, чтобы доходчиво донести Свою мысль, растолковать ее.

Ст. 43−45 Добрые поступки могут рождаться только в добром сердце. Ожидать добрых плодов от негодного дерева так же глупо, как ждать хороших поступков от злого человека. Только такой человек, у которого сокровищница сердца переполнена добром, способен распространять правильное учение.

Ст. 46−49 И, наконец, самое важное: необходимо действительно следовать этим (и другим) словам Господа. Тот, кто слушает их и не повинуется, на самом деле глупец. Тот, кто слушает и повинуется, останется в безопасности в Судный день, подобно человеку, позаботившемуся о том, чтобы основание его дома было положено на камне.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.