От Луки 12 глава

От Луки
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 Тем временем собрались огромные толпы, и люди теснили друг друга. Иисус начал говорить, обращаясь вначале к своим ученикам: — Берегитесь фарисейской закваски: не будьте лицемерами.
2 Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы явным.
3 Поэтому, что вы говорите в темноте, будет услышано при свете, и что вы прошептали во внутренней комнате, будет провозглашено с крыш.
4 — Я говорю вам, Моим друзьям: не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может.
5 Я скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, убив, может бросить вас в ад. Да, говорю вам, его бойтесь.
6 Не продают ли пять воробьев всего за две мелких монеты? Однако ни один из них не забыт Богом.
7 Даже волосы на вашей голове все сосчитаны! Не бойтесь, вы дороже множества воробьев!
8 — Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами,
9 а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами.
10 Каждый, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но кто оскорбит Святого Духа, тот не будет прощен.
11 Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить,
12 потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить.
13 Кто-то в толпе сказал Иисусу: — Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.
14 Иисус ответил: — Друг, кто Меня назначил судьей над вами?
15 И Он сказал им: — Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек, его жизнь не зависит от этого.
16 И Он рассказал им притчу: — Земля одного богатого человека принесла ему хороший урожай.
17"Что мне делать? Мне негде хранить весь собранный урожай, — подумал он.
18 — Вот что я сделаю, — решил он тогда, — я снесу мои хранилища и построю большие, в них будет достаточно места для моего зерна и имущества.
19 Тогда можно будет сказать себе: теперь у тебя полно добра на много лет. Отдыхай, ешь, пей, веселись".
20 Но Бог сказал ему: "Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь потребуют у тебя. Кому достанется все, что ты приготовил?"
21 Так будет с каждым, кто копит богатство для себя, но не приобретает Божьего богатства.
22 Затем Иисус сказал своим ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь о своей жизни, что вам есть, или о теле, во что одеться.
23 Жизнь важнее пищи, и тело важнее одежды.
24 Посмотрите на воронов, они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, однако Бог питает их. Насколько же вы ценнее этих птиц!
25 Кто из вас своими заботами может прибавить себе жизни хотя бы на час?
26 Если вы не можете сделать даже этого, то зачем вам заботиться об остальном?
27 Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже царь Соломон во всем своем величии не одевался так, как хотя бы одна из них.
28 Но если Бог так одевает растение, которое сегодня есть, а завтра будет брошено в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
29 Не заботьтесь о том, что вам есть или что пить, не тревожьтесь об этом.
30 Языческий мир живет в погоне за всем этим, но ваш Отец знает, что вы в этом нуждаетесь.
31 Ищите лучше Его Царства, и остальное тоже будет дано вам.
32 Не бойся, малое стадо, ведь вашему Отцу было угодно дать вам Царство!
33 Продавайте ваше имущество и давайте милостыню. Приобретайте себе такие кошельки, которые не изнашиваются, сокровища на небе, где ни вор к ним не подберется, ни моль их не съест.
34 Потому что там, где хранится ваше богатство, там будет и ваше сердце.
35 — Будьте всегда готовы к действию, и пусть ваши светильники горят,
36 как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему.
37 Счастье тем слугам, которых хозяин, возвратившись, найдет бодрствующими. Говорю вам правду, он тогда сам подпояшется как слуга, пригласит их к столу и будет прислуживать им.
38 Счастливы те слуги, которых хозяин застанет готовыми, даже если он придет среди ночи или перед рассветом.
39 И еще скажу: если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он не позволил бы ему проникнуть в свой дом.
40 Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда не ожидаете.
41 Петр спросил: — Господи, Ты говоришь эту притчу только нам или всем?
42 Господь ответил: — Верный и предусмотрительный управляющий, которого хозяин поставил над остальными слугами, раздает им пищу вовремя.
43 Счастье тому, кого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.
44 Говорю вам правду: он доверит ему все свое имение.
45 Но если тот слуга решит: "Мой хозяин придет еще не скоро", — и станет бить слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать,
46 то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными.
47 Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился, или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит,
48 а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится.
49 — Я пришел принести огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!
50 Но Мне еще предстоит пройти крещение, и как Я томлюсь, пока это не совершится!
51 Вы думаете, Я пришел, чтобы принести мир земле? Нет, говорю вам, не мир, а разделение.
52 Семья, в которой пять человек, разделится, трое против двоих и двое против троих.
53 Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови.
54 Иисус опять обратился к народу: — Когда вы видите облако на западе, вы сразу говорите, что будет ливень, и действительно идет ливень.
55 И когда дует южный ветер, вы говорите — будет жарко, и так и бывает.
56 Лицемеры! Вы знаете, что означают приметы земли и неба, так почему же вы не знаете, какое настало время?
57 Почему вы сами не рассудите, в чем истина?
58 Когда ты идешь со своим противником в суд, постарайся примириться с ним еще по пути, иначе он приведет тебя к судье, судья отдаст тебя стражнику, и тот бросит тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда до тех пор, пока не выплатишь все до последнего гроша.

Толкование Далласской семинарии

1. НАСТАВЛЕНИЯ, ДАННЫЕ В УЗКОМ КРУГУ УЧЕНИКОВ (12:1−53)

а. Иисус призывает Своих свидетелей к бесстрашию (12:1−12)

Лк 12:1−3. Прежде всего Господь указывает на то, что лицемерить просто неразумно, поскольку рано или поздно все тайное станет явным (сравните 8:17). Итак, ученикам всегда следует оставаться открытыми и прямодушными и остерегаться закваски фарисейской, то есть, уча, не впадать, подобно им, в лицемерие. В Писаниях «закваска» нередко символизирует зло (сравните Мк 8:15).

Лк 12:4−12. (Мф 10:28−31). Иисус призывает Своих учеников, называя их друзьями, быть бесстрашными (12:4, 7; сравните стих 32), помня о том, что Бог неизменно печется о них. Поэтому бояться им надо не людей, которые могут убить лишь тело (11:48−50), но Бога, Который имеет власть ввергнуть в ад. Ибо от Него невозможно скрыть ничего (стихи 2−3).

Он знает «всех» и «вся», и даже малые птицы не забыты у Него. Однако следующие истине Его несравненно ценнее в Его глазах малых птиц, продающихся по пять за два ассария (медную римскую монетку, составлявшую примерно шестнадцатую часть динария — средней дневной платы труженика. Слово «ассарий» встречается только тут и в Мф 10:29). Заботясь даже о таких малых птичках, Бог тем более заботится о Своих детях, зная даже сколько волос у каждого из них на голове.

Смысл сказанного в стихах 8−10 заключается в том, что ученики должны сделать выбор. Кто исповедует Меня пред человеками (подразумевается — как Мессию) встанет тем самым на путь спасения. Те же, кто не сделают этого, лишат себя доступа к спасению. Далее Христос предостерегает против хулы на Святого Духа, которая не прощается.

У Матфея (Мф 12:32) Иисус связывает это с деятельностью книжников и фарисеев, отвергавших Его. Может быть, Иисус подразумевал, что Святой Дух свидетельствует им о Нем как о Мессии, и, отвергая свидетельство Духа, они оскорбляют Его и тем отвергают единственный путь спасения, предлагаемый Самим Богом. (В историческом контексте учителям Закона могут быть противопоставлены братья Иисуса, которые поначалу тоже не принимали Его (Ин 7:5), но затем уверовали (Деян 1:14) и, конечно, получили прощение, хотя в свое время «говорили против Сына Человеческого».)

Далее Христос предупреждает учеников (12:11−12), что когда их поведут к начальствам и властям за проповедь Евангелия (Деян 4:1−21), Сам Дух Святой научит их в тот час, что должно говорить. Он будет им неизменным помощником.

б. Иисус — о грехе жадности (12:13−21)

Лк 12:13−21. Здесь Господь предостерегает от любостяжания, подчеркивая, что жизнь человека не зависят от изобилия его имения. В подтверждение Он приводит притчу о богаче, который вознамерился построить более вместительные житницы, чем имел прежде, для собранного на его поле богатого урожая. Он исходил из того, что теперь его ожидает «легкая жизнь» — ведь он всем обладает в избытке.

Но Бог, отвечая на его мысли, назвал этого человека безумным, потому что не знал он, что не только дни, но и часы его уже сочтены (в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И все накопленное им богатство достанется другому. Так бывает с теми, — подытожил Иисус, — кто… не в Бога богатеет (сравните 1Тим 6:6−10; Иак 1:10). К этой теме Лука возвратится в 16 главе.

в. Иисус — о тщете житейских забот (12:22−34) (Мф 6:25−34)

Наивысшей точки эта тема достигает в стихе 31, где Иисус призывает учеников прежде всего искать Царствия Божиего. «По пути» Он высказывает относительно забот житейских три вещи.

Лк 12:22−24. Смысл этих стихов в том, что неразумно предаваться волнениям о материальных благах, в первую очередь, потому, что душа и тело человека больше пищи и… одежды (сравните стих 15); для сравнения Иисус снова привлекает птиц (сравните стихи 6−7), на этот раз — воронов: если Бог и их питает, то насколько же больше позаботится Он о Своих детях.

Лк 12:25−28. Тревожиться о «материальном» неразумно еще и потому, что ценой этих тревог мало что в жизни можно изменить. В этой связи Иисус опять привлекает внимание учеников к сфере творения Божия, о котором Отец Небесный постоянно печется (к лилиям, которые «одеты» Им так, как и царь Соломон… не одевался).

Лк 12:29−31. В заключение Иисус говорит, что чрезмерное увлечение «житейским» и «материальным» (именно «увлеченность» всем этим, а не естественные человеческие заботы о хлебе насущном имел в виду Господь, — от ред.) присуще людям мира сего, не имеющим Бога. Они порабощены материальным, не зная высшей ценности духовной жизни. Те же, кто стремятся к духовному (ищут Царствия Божия), получают от Бога и все необходимое «материальное».

Лк 12:32−34. Иисус повторяет Свой призыв к ученикам «не бояться» (сравните стихи 4, 7). Он сравнивает их с малым стадом; они, действительно, как будто бы представляли собой небольшую беззащитную группу. Но ведь Отец Небесный, напоминает Иисус благоволил именно им дать …Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лука снова возвращается к этой теме в главах 16 и 19). Раннехристианская Церковь так и поступала (Деян 2:44−45; Деян 4:32−37). Смысл этого призыва Господа в том, что имеющие земные сокровища привязаны к ним и в мыслях своих и в сердце. А христианам надо «приготовлять» себе сокровище неоскудевающее на небесах, которое не уничтожить моли и не украсть вору. Это и значит «в Бога богатеть» (стих 21) и как следствие этого — не обременять себя «заботами житейскими».

г. Учение Иисуса о «постоянной готовности» (12:35−48) (Мф 24:45−51)

Христос приводит две притчи (35−40 и 42−48), которые «объединены» вопросом Петра (стих 41). Вторая притча продолжает первую и поясняет ее.

Лк 12:35−40. «Препоясанные чресла» и «горящие светильники» (стих 35) — символы готовности. Последователи Христа всегда должны быть в состоянии готовности, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (стих 40). В притче описана сцена ожидания слугами их господина, который должен возвратиться со свадебного пира. Мысль здесь та, что когда бы он ни «постучал», им следует быть наготове, чтобы отворить ему. И если господин найдет их бодрствующими (стих 37), то и сам окажет слугам не меньше внимания, чем они ему. Блаженны рабы те, ибо Мессия «послужит» Своим верным и вознаградит тех, кто «бодрствовал».

Иносказание о «воре» содержит ту же мысль: последователи Христа должны быть готовы к неожиданному пришествию Сына Человеческого.

Лк 12:41. Вопрос Петра побуждает Иисуса рассказать следующую притчу — в развитие и пояснение первой.

Лк 12:42−48. Прямого ответа на вопрос Петра — к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем? — Господь не дал. Однако из Его слов можно заключить, что в первую очередь Он обращался к тем, кто был облечен властью над Израилем в то время. Религиозные вожди народа призваны были милостиво и «благоразумно» руководить им в ожидании прихода Мессии. Но они не выполнили возложенной на них задачи и «не бодрствовали» в ожидании Царствия. (Не следует удивляться, что Матфей, рассказывая ту же притчу (Мф 24:45−51), упоминает о «рабе, поставленном над другими», так как домоправители на востоке часто назначались из рабов. — От ред.)

Допуская более расширительное толкование, можно предположить, что во второй притче Господь подразумевал всех «рабов», знающих волю «господина своего», но дерзко и упорно не исполняющих ее. Такие «верующие» будут подвергнуты одной участи с неверными (т. е. с неверующими).

Христос говорит, что «участь» эта будет более тяжкой, чем участь тех, кто творили достойное наказания по незнанию своему (т. е. не зная о грядущем приходе Сына Человеческого — стих 48а).

С тех, кто прекрасно знал откровения Божии, но жили так, как будто не верили им, больше взыщут. (В расширительном плане это может относиться к тем, кому Богом даны были особые духовные и иные преимущества (кому дано много… кому много вверено), и кто не употребил их на дело Его. — От ред.).

д. Христос — о том, что Его ученики не найдут понимания в мире (12:49−53) (Мф 10:34−36)

Лк 12:49−53. Быть учеником Христа — значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле… но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие — отвергать его. Свое учение Он уподобляет огню «пожирающему» (Огонь пришел Я низвесть на землю… — стих 49). Иисус горячо желал, чтобы дело Его совершалось в этом мире во всей его силе и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!).

Жизнь Его и смерть станут основой Его суда над Израилем. И суд этот, подобно огню, очистит израильский народ. Под крещением, которым должен креститься, Иисус несомненно подразумевал Свои страдания и смерть на Голгофском кресте (и как Я томлюсь, пока сие совершится!).

Заметим, что «разделение» в семьях, о котором говорит Христос в стихе 51, продолжается и поныне. Особому «остракизму» подвергаются со стороны своих близких и друзей верующие во Христа евреи. Но всякому, кто хочет быть Его последователем, необходимо принять и это.

2. НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА НАРОДУ (12:54 — 13:21)

После наставлений, данных узкому кругу учеников, Иисус обращается теперь к народу. В этом разделе отражено шесть событий, в которых главную роль играют народ, толпа. Свое внимание Иисус сосредоточивает теперь на них.

а. Учение о знамениях (12:54−56) (Мф 16:2−3)

Лк 12:54−56. Он упрекает народ в неумении или нежелании понимать то, что видит. Будучи свидетелями Его служения, эти люди оказались неспособными осознать, что Он и есть обещанный им Мессия. Между тем как знамения природы они распознают легко (облако на западе… ветер с юга), другими словами, умеют распознавать лице земли и неба, понимать духовные знамения они отказываются. Потому и «не узнают» Его в своей среде и времени сего, когда Он пришел предложить им Царство. Не узнают и отвергают Его и Его Царство.

б. Сравнение с судейской тяжбой (12:57−59)

Лк 12:57−59. На примере «житейской ситуации» Иисус говорит здесь о важности примирения с Богом. Ведь даже перед лицом угрозы, исходящей от «земного судьи», лучше постараться примириться со своим соперником хотя бы в последний момент — иначе можно попасть в руки судебного исполнителя, взыскивающего долги, который ввергнет «должника» в темницу, откуда он не выйдет, пока не отдаст и последней полушки.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.