От Луки 12 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда собралась многотысячная толпа, так что люди теснили друг друга, Иисус сначала обратился к Своим ученикам:
«Берегитесь фарисейской закваски. Я говорю об их лицемерии.
2 Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и ничего тайного, что не стало бы явным.
3 Поэтому, что сказано в темноте, будет услышано при свете. И всё, что шёпотом сказано в потайной комнате, будет провозглашено с крыш».
4 Потом Иисус сказал людям:
«Но говорю вам, друзья мои, не бойтесь тех, кто убивает тело, потому что они не могут сделать ничего больше этого.
5 Я скажу вам, кого нужно бояться: Бога, Который имеет власть не только погубить ваше тело, но и ввергнуть в ад вашу душу. Поверьте Мне, вот кого вам следует бояться!
6 Разве не продаются пять воробьёв за два гроша? И всё же даже они не забыты Богом!
7 А у вас даже волосы на голове пересчитаны. Не бойтесь! Вы стоите больше множества воробьёв».
8 «Истинно говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, того Сын Человеческий, признает перед Ангелами Божьими.
9 Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Сын Человеческий отвергнет перед Ангелами Божьими.
10 И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но злословящий против Святого Духа прощён не будет.
11 И когда вас приведут в синагогу, чтобы вы предстали перед предводителями и другими важными людьми, то не беспокойтесь о том, что говорить сильным и власть имущим,
12 так как в тот час Святой Дух научит вас, что сказать».
13 Кто-то из толпы попросил Иисуса:
«Учитель, вели моему брату, чтобы он поделил со мной наследство, оставленное нам отцом».
14 Но Иисус ответил на это:
«Человек, кто поставил Меня судить и делить между вами двумя наследство?»
15 А людям Иисус сказал:
«Будьте осторожны и берегитесь жадности во всех её проявлениях, потому что жизнь не зависит от вашего имущества, как бы богаты вы ни были».
16 Затем Иисус рассказал им притчу:
«Земля одного богача дала хороший урожай.
17 Он подумал: „Что мне делать? Мне негде хранить урожай”.
18 Тогда богач решил: „Сделаю вот что: снесу все мои амбары и построю большие, и соберу в них всё зерно и всё своё добро”.
19 И я скажу себе: „Много добра запасено у тебя на долгие годы. Отдыхай, ешь, пей и веселись!”
20 Но Бог сказал ему: „Глупец! Этой ночью ты умрёшь. Кому же достанется то, что ты заготовил?”
21 Так всегда бывает с человеком, который копит для себя богатства, но не богат перед Богом».
22 А Своим ученикам Иисус сказал:
«Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь ни о вашей жизни, что будете есть, ни о вашем теле, во что одеться,
23 так как жизнь важнее пищи, а тело важнее одежды.
24 Посмотрите на птиц. Они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, но Бог кормит их. А вы достойны много большего, чем птицы!
25 Никто из вас не продлит жизнь хоть на час бесконечными заботами.
26 Если вы самого малого сделать не можете, зачем же заботиться об остальном?
27 Посмотрите, как растут полевые цветы. Они не трудятся, не прядут, но говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не был одет, как любой из этих цветов.
28 Если Бог одевает так траву полевую, которая сегодня живёт, а завтра будет брошена в огонь, то насколько же лучше оденет Он вас, маловерные!
29 И не ищите, что вам есть и пить, и не тревожьтесь.
30 Язычники всё время беспокоятся об этом, а ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
31 А потому стремитесь только к Царству Божьему, и всё остальное вам также дано будет».
32 «Не бойся же, паства Моя! Потому что Отец ваш хочет дать вам Царство.
33 Продайте всё, что у вас есть, и отдайте эти деньги бедным. Стремитесь к богатствам непреходящим, сокровищу неисчерпаемому на небесах, где ни вор не может подобраться к нему, ни тлен не может его погубить.
34 Потому что где ваше сокровище, там будут и ваши сердца».
35 «Будьте готовы ко всему: пусть одежда будет на вас, и светильники зажжены.
36 Будьте как слуги, ожидающие возвращения господина со свадебного пира с тем, чтобы, когда он придёт и постучит в дверь, они могли бы тотчас отворить ему.
37 Блаженны те слуги, так как господин увидит, что его слуги наготове и ждут его. Правду вам говорю, что тот господин наденет на себя простую одежду, а слугам велит сесть за стол и станет прислуживать им.
38 Этим слугам, может быть, придётся дожидаться его до полуночи или даже позже! Но блаженны они, если господин придёт и застанет их бодрствующими.
39 Помните, что если бы хозяин дома знал, в какое время придёт вор, то не допустил бы вора в свой дом.
40 Будьте же и вы готовы, потому что в неожиданный для вас час придёт Сын Человеческий».
41 Пётр спросил:
«Господи, нам ли только Ты рассказал эту притчу или также и всем остальным?»
42 Тогда Господь ответил:
«Кто же верный и благоразумный слуга, которого господин поставит над своими слугами, чтобы раздать им положенную меру хлеба?
43 Блажен слуга, чей господин, вернувшись, застанет его за исполнением своих обязанностей.
44 Правду вам говорю, что он поручит ему управлять своим имением.
45 Нерадивый же слуга, который говорит себе: „Мой господин вернётся не скоро”, начнёт избивать других слуг, есть, пить и напиваться.
46 Господин того слуги, придя в день и час, когда тот его не ожидает, рассечёт его на части и отведёт ему место среди неверующих.
47 Тот слуга, который, зная волю своего господина, не был готов и не сделал, что господин велел, будет жестоко наказан.
48 Тот же, кто не знал волю своего господина, но сделал то, что заслуживает наказания, будет наказан меньше, чем тот, который знал, что должен сделать. Кому много дано, с того много и спросится, и кому доверено многое, с того больше и взыщется».
49 «Я пришёл зажечь огонь на земле и желал бы, чтобы он уже возгорелся!
50 Но Я должен быть крещён особым крещением, и как томлюсь Я, ожидая, когда оно свершится!
51 Вы думаете, что Я пришёл принести покой в этот мир? Нет, Я пришёл, чтобы принести миру разделение.
52 Отныне в семье из пятерых человек все будут друг против друга: трое будут против двоих, двое будут против троих.
53 Тогда отец и сын разделятся: сын против отца и отец против сына; мать и дочь разделятся: дочь против матери и мать против дочери; свекровь и невестка разделятся: невестка против свекрови, и свекровь против невестки».
54 Затем Иисус обратился к народу с такими словами:
«Когда вы видите облака, собирающиеся на западе, вы тотчас же говорите: „Будет дождь”. И дождь вскоре начинается.
55 Когда дует южный ветер, вы говорите: „Будет жарко”. Так и бывает.
56 Лицемеры! Взглянув на небо и землю, вы можете определить, какая будет погода. Так почему же вы не можете понять того, что сейчас происходит?»
57 «Почему же вы сами не можете решить, что правильно?
58 Когда идёшь в суд со своим противником, постарайся по пути уладить всё миром. Иначе он приведёт тебя к судье, а тот бросит тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе, что не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё до последнего гроша».

Толкование Далласской семинарии

1. НАСТАВЛЕНИЯ, ДАННЫЕ В УЗКОМ КРУГУ УЧЕНИКОВ (12:1−53)

а. Иисус призывает Своих свидетелей к бесстрашию (12:1−12)

Лк 12:1−3. Прежде всего Господь указывает на то, что лицемерить просто неразумно, поскольку рано или поздно все тайное станет явным (сравните 8:17). Итак, ученикам всегда следует оставаться открытыми и прямодушными и остерегаться закваски фарисейской, то есть, уча, не впадать, подобно им, в лицемерие. В Писаниях «закваска» нередко символизирует зло (сравните Мк 8:15).

Лк 12:4−12. (Мф 10:28−31). Иисус призывает Своих учеников, называя их друзьями, быть бесстрашными (12:4, 7; сравните стих 32), помня о том, что Бог неизменно печется о них. Поэтому бояться им надо не людей, которые могут убить лишь тело (11:48−50), но Бога, Который имеет власть ввергнуть в ад. Ибо от Него невозможно скрыть ничего (стихи 2−3).

Он знает «всех» и «вся», и даже малые птицы не забыты у Него. Однако следующие истине Его несравненно ценнее в Его глазах малых птиц, продающихся по пять за два ассария (медную римскую монетку, составлявшую примерно шестнадцатую часть динария — средней дневной платы труженика. Слово «ассарий» встречается только тут и в Мф 10:29). Заботясь даже о таких малых птичках, Бог тем более заботится о Своих детях, зная даже сколько волос у каждого из них на голове.

Смысл сказанного в стихах 8−10 заключается в том, что ученики должны сделать выбор. Кто исповедует Меня пред человеками (подразумевается — как Мессию) встанет тем самым на путь спасения. Те же, кто не сделают этого, лишат себя доступа к спасению. Далее Христос предостерегает против хулы на Святого Духа, которая не прощается.

У Матфея (Мф 12:32) Иисус связывает это с деятельностью книжников и фарисеев, отвергавших Его. Может быть, Иисус подразумевал, что Святой Дух свидетельствует им о Нем как о Мессии, и, отвергая свидетельство Духа, они оскорбляют Его и тем отвергают единственный путь спасения, предлагаемый Самим Богом. (В историческом контексте учителям Закона могут быть противопоставлены братья Иисуса, которые поначалу тоже не принимали Его (Ин 7:5), но затем уверовали (Деян 1:14) и, конечно, получили прощение, хотя в свое время «говорили против Сына Человеческого».)

Далее Христос предупреждает учеников (12:11−12), что когда их поведут к начальствам и властям за проповедь Евангелия (Деян 4:1−21), Сам Дух Святой научит их в тот час, что должно говорить. Он будет им неизменным помощником.

б. Иисус — о грехе жадности (12:13−21)

Лк 12:13−21. Здесь Господь предостерегает от любостяжания, подчеркивая, что жизнь человека не зависят от изобилия его имения. В подтверждение Он приводит притчу о богаче, который вознамерился построить более вместительные житницы, чем имел прежде, для собранного на его поле богатого урожая. Он исходил из того, что теперь его ожидает «легкая жизнь» — ведь он всем обладает в избытке.

Но Бог, отвечая на его мысли, назвал этого человека безумным, потому что не знал он, что не только дни, но и часы его уже сочтены (в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И все накопленное им богатство достанется другому. Так бывает с теми, — подытожил Иисус, — кто… не в Бога богатеет (сравните 1Тим 6:6−10; Иак 1:10). К этой теме Лука возвратится в 16 главе.

в. Иисус — о тщете житейских забот (12:22−34) (Мф 6:25−34)

Наивысшей точки эта тема достигает в стихе 31, где Иисус призывает учеников прежде всего искать Царствия Божиего. «По пути» Он высказывает относительно забот житейских три вещи.

Лк 12:22−24. Смысл этих стихов в том, что неразумно предаваться волнениям о материальных благах, в первую очередь, потому, что душа и тело человека больше пищи и… одежды (сравните стих 15); для сравнения Иисус снова привлекает птиц (сравните стихи 6−7), на этот раз — воронов: если Бог и их питает, то насколько же больше позаботится Он о Своих детях.

Лк 12:25−28. Тревожиться о «материальном» неразумно еще и потому, что ценой этих тревог мало что в жизни можно изменить. В этой связи Иисус опять привлекает внимание учеников к сфере творения Божия, о котором Отец Небесный постоянно печется (к лилиям, которые «одеты» Им так, как и царь Соломон… не одевался).

Лк 12:29−31. В заключение Иисус говорит, что чрезмерное увлечение «житейским» и «материальным» (именно «увлеченность» всем этим, а не естественные человеческие заботы о хлебе насущном имел в виду Господь, — от ред.) присуще людям мира сего, не имеющим Бога. Они порабощены материальным, не зная высшей ценности духовной жизни. Те же, кто стремятся к духовному (ищут Царствия Божия), получают от Бога и все необходимое «материальное».

Лк 12:32−34. Иисус повторяет Свой призыв к ученикам «не бояться» (сравните стихи 4, 7). Он сравнивает их с малым стадом; они, действительно, как будто бы представляли собой небольшую беззащитную группу. Но ведь Отец Небесный, напоминает Иисус благоволил именно им дать …Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лука снова возвращается к этой теме в главах 16 и 19). Раннехристианская Церковь так и поступала (Деян 2:44−45; Деян 4:32−37). Смысл этого призыва Господа в том, что имеющие земные сокровища привязаны к ним и в мыслях своих и в сердце. А христианам надо «приготовлять» себе сокровище неоскудевающее на небесах, которое не уничтожить моли и не украсть вору. Это и значит «в Бога богатеть» (стих 21) и как следствие этого — не обременять себя «заботами житейскими».

г. Учение Иисуса о «постоянной готовности» (12:35−48) (Мф 24:45−51)

Христос приводит две притчи (35−40 и 42−48), которые «объединены» вопросом Петра (стих 41). Вторая притча продолжает первую и поясняет ее.

Лк 12:35−40. «Препоясанные чресла» и «горящие светильники» (стих 35) — символы готовности. Последователи Христа всегда должны быть в состоянии готовности, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (стих 40). В притче описана сцена ожидания слугами их господина, который должен возвратиться со свадебного пира. Мысль здесь та, что когда бы он ни «постучал», им следует быть наготове, чтобы отворить ему. И если господин найдет их бодрствующими (стих 37), то и сам окажет слугам не меньше внимания, чем они ему. Блаженны рабы те, ибо Мессия «послужит» Своим верным и вознаградит тех, кто «бодрствовал».

Иносказание о «воре» содержит ту же мысль: последователи Христа должны быть готовы к неожиданному пришествию Сына Человеческого.

Лк 12:41. Вопрос Петра побуждает Иисуса рассказать следующую притчу — в развитие и пояснение первой.

Лк 12:42−48. Прямого ответа на вопрос Петра — к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем? — Господь не дал. Однако из Его слов можно заключить, что в первую очередь Он обращался к тем, кто был облечен властью над Израилем в то время. Религиозные вожди народа призваны были милостиво и «благоразумно» руководить им в ожидании прихода Мессии. Но они не выполнили возложенной на них задачи и «не бодрствовали» в ожидании Царствия. (Не следует удивляться, что Матфей, рассказывая ту же притчу (Мф 24:45−51), упоминает о «рабе, поставленном над другими», так как домоправители на востоке часто назначались из рабов. — От ред.)

Допуская более расширительное толкование, можно предположить, что во второй притче Господь подразумевал всех «рабов», знающих волю «господина своего», но дерзко и упорно не исполняющих ее. Такие «верующие» будут подвергнуты одной участи с неверными (т. е. с неверующими).

Христос говорит, что «участь» эта будет более тяжкой, чем участь тех, кто творили достойное наказания по незнанию своему (т. е. не зная о грядущем приходе Сына Человеческого — стих 48а).

С тех, кто прекрасно знал откровения Божии, но жили так, как будто не верили им, больше взыщут. (В расширительном плане это может относиться к тем, кому Богом даны были особые духовные и иные преимущества (кому дано много… кому много вверено), и кто не употребил их на дело Его. — От ред.).

д. Христос — о том, что Его ученики не найдут понимания в мире (12:49−53) (Мф 10:34−36)

Лк 12:49−53. Быть учеником Христа — значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле… но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие — отвергать его. Свое учение Он уподобляет огню «пожирающему» (Огонь пришел Я низвесть на землю… — стих 49). Иисус горячо желал, чтобы дело Его совершалось в этом мире во всей его силе и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!).

Жизнь Его и смерть станут основой Его суда над Израилем. И суд этот, подобно огню, очистит израильский народ. Под крещением, которым должен креститься, Иисус несомненно подразумевал Свои страдания и смерть на Голгофском кресте (и как Я томлюсь, пока сие совершится!).

Заметим, что «разделение» в семьях, о котором говорит Христос в стихе 51, продолжается и поныне. Особому «остракизму» подвергаются со стороны своих близких и друзей верующие во Христа евреи. Но всякому, кто хочет быть Его последователем, необходимо принять и это.

2. НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА НАРОДУ (12:54 — 13:21)

После наставлений, данных узкому кругу учеников, Иисус обращается теперь к народу. В этом разделе отражено шесть событий, в которых главную роль играют народ, толпа. Свое внимание Иисус сосредоточивает теперь на них.

а. Учение о знамениях (12:54−56) (Мф 16:2−3)

Лк 12:54−56. Он упрекает народ в неумении или нежелании понимать то, что видит. Будучи свидетелями Его служения, эти люди оказались неспособными осознать, что Он и есть обещанный им Мессия. Между тем как знамения природы они распознают легко (облако на западе… ветер с юга), другими словами, умеют распознавать лице земли и неба, понимать духовные знамения они отказываются. Потому и «не узнают» Его в своей среде и времени сего, когда Он пришел предложить им Царство. Не узнают и отвергают Его и Его Царство.

б. Сравнение с судейской тяжбой (12:57−59)

Лк 12:57−59. На примере «житейской ситуации» Иисус говорит здесь о важности примирения с Богом. Ведь даже перед лицом угрозы, исходящей от «земного судьи», лучше постараться примириться со своим соперником хотя бы в последний момент — иначе можно попасть в руки судебного исполнителя, взыскивающего долги, который ввергнет «должника» в темницу, откуда он не выйдет, пока не отдаст и последней полушки.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.