От Луки 7 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Окончив Свою речь, Иисус вошёл в Капернаум.
2 Там находился один центурион, чей слуга был так болен, что находился при смерти. Этот слуга был очень дорог центуриону.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему иудейских старейшин с просьбой прийти и спасти его слугу.
4 Они пришли к Иисусу и стали умолять Его:
«Этот центурион достоин Твоей помощи.
5 Он любит наш народ и даже построил для нас синагогу».
6 Иисус пошёл с ними, но, когда Он был уже недалеко от дома, центурион послал друзей передать Ему:
«Не утруждай Себя, Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл под мой кров,
7 потому я и сам не счёл себя достойным прийти к Тебе. Но стоит только Тебе приказать, и мой слуга будет исцелён.
8 Я подвластный человек, и в моём подчинении находятся солдаты. Я говорю одному: „Иди!” — и он идёт, другому: „Приди!” — и он приходит, говорю слуге: „Сделай это!” — и он делает».
9 Иисус услышал и поразился и, повернувшись к толпе, шедшей за Ним, сказал:
«Говорю вам, что не встречал Я такой веры даже в Израиле».
10 Вернувшись домой, посыльные нашли слугу исцелённым.
11 На следующий день Иисус пошёл в город Наин, сопровождаемый учениками и большой толпой народа.
12 Когда Он подходил к городским воротам, люди выносили умершего, единственного сына вдовы. С ней было много народа.
13 Увидев её, Господь исполнился жалости к ней и сказал:
«Не плачь».
14 Он подошёл и дотронулся до гроба. Люди, которые несли гроб, остановились, и Иисус сказал:
«Юноша, говорю тебе, встань!»
15 Сразу же он сел и стал говорить. Так Иисус вернул юношу его матери.
16 Всех охватил страх, и все славили Бога:
«Великий пророк появился среди нас».
И ещё:
«Бог заботится о Своём народе».
17 Весть об Иисусе распространилась по всей Иудее и окрестным местам.
18 Ученики Иоанна рассказали ему обо всём, что совершил Иисус.
19 Позвав двух учеников, Иоанн послал их к Господу спросить:
«Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ждать нам другого?»
20 Придя к Иисусу, они сказали:
«Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ждать нам другого?»
21 В то время Иисус исцелил многих людей от болезней, недугов, нечистых духов и многим слепым даровал зрение.
22 Он же ответил ученикам:
«Идите и расскажите Иоанну о том, что видели и слышали: слепые прозревают, хромые начинают ходить, прокажённые очищаются, к глухим возвращается слух, мёртвые воскресают, нищие слышат Благую Весть.
23 Блажен тот, кто принимает Меня».
24 Когда же посыльные Иоанна ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:
«На что вы ходили смотреть в пустыне? На тростник, раскачиваемый ветром?
25 На что же вы ходили смотреть? На человека, одетого в роскошные одежды? Но люди, одевающиеся в роскошные одежды и живущие в роскоши, живут в царских дворцах.
26 На что же вы ходили смотреть? На пророка? Да, Я говорю вам, что Иоанн больше, чем пророк.
27 Это тот, о котором сказано: „Смотри! Я посылаю перед Тобой вестника Своего. Он подготовит Тебе путь”.
28 Я говорю вам, что среди всех людей, когда-либо родившихся, нет человека, который бы превосходил Иоанна в величии, но самый малый в Царстве Божьем превосходит его в величии».
29 И весь народ, слушавший Иисуса, даже сборщики налогов, признали правду Божью, приняв крещение Иоанна.
30 Но фарисеи и законоучители отвергли волю Божью о себе, отказавшись креститься у Иоанна.
31 Иисус продолжил:
«С кем Мне сравнить людей этого поколения? Кому подобны они?
32 Они подобны детям, сидящим на рыночной площади и говорящим друг другу: „Мы играли для вас на свирели, но вы не плясали. Мы пели печальную песню, но вы не печалились”.
33 Пришёл Иоанн Креститель. Он не ест хлеба, не пьёт вина, и вы говорите: „В нём сидит бес”.
34 Пришёл Сын Человеческий. Он ест и пьёт, и вы говорите: „Посмотрите на Этого Человека! Он слишком много ест и пьёт слишком много вина, Он друг сборщиков налогов и грешников”.
35 Мудрость же доказывается поступками».
36 Один фарисей пригласил Иисуса поесть с ним. Иисус вошёл в дом фарисея и занял место за столом.
37 В то время в городе жила одна грешница. Узнав, что Иисус ест в доме фарисея, она принесла алебастровый сосуд с благовонным маслом.
38 Стоя у ног Иисуса и плача, она обливала Его ноги слезами и вытирала их своими волосами, целовала Его ноги и мазала их благовониями.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Иисуса, сказал про себя:
«Если бы Этот Человек был пророком, Он бы знал, что женщина, прикасающаяся к Нему, — грешница».
40 Иисус обратился к нему с такими словами:
«Симон, Я хочу сказать тебе кое-что».
Симон ответил:
«Скажи, Учитель».
41 Тогда Иисус спросил:
«У ростовщика было два должника: один должен был ему пятьсот серебряных монет, а другой пятьдесят.
42 Но так как им было нечем заплатить, то он простил им долг. Который из двоих будет больше любить ростовщика?»
43 Симон ответил:
«Я думаю тот, которому он простил больше денег».
«Ты рассудил правильно, — сказал Иисус
44 и, повернувшись к женщине, продолжал, — ты видишь эту женщину? Я пришёл в твой дом, но ты не дал Мне воды омыть ноги, а она омыла Мои ноги слезами и осушила их своими волосами.
45 Ты Меня не поцеловал, а она, с тех пор как Я вошёл, не перестаёт целовать Мои ноги.
46 Ты мне голову не помазал маслом, а она помазала Мои ноги благовонным маслом.
47 И поэтому Я говорю тебе, что у этой женщины было много грехов, но они прощаются ей. Вот почему она любит сильно. А тот, кому мало прощается, и любит мало».
48 И сказал Иисус женщине:
«Твои грехи прощаются тебе».
49 Все гости стали говорить между собой:
«Кто же Это Такой, что даже грехи может отпускать?»
50 Иисус же сказал женщине:
«Твоя вера спасла тебя. Иди с миром».

Толкование Далласской семинарии

1. ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО И ВОСКРЕШЕНИЕ УМЕРШЕГО (7:1−17)

а. Исцеление слуги сотника (7:1−10) (Мф 8:5−13; Ин 4:43−54)

Лк 7:1−10. После проповеди, произнесенной перед учениками вне города (глава 6), Иисус возвратился в Капернаум, где Он явил столько мессианских знамений. Сотник, о котором здесь идет речь, в отличие от большинства римских солдат и командиров, пользовался любовью и уважением евреев, живших в Капернауме и его окрестностях, поскольку и сам любил их и даже построил им синагогу (7:4−5). У этого сотника слуга, которым он дорожил, был болен, при смерти (стих 2). Он же настолько верил в чудесную силу Иисуса, что не сомневался: Иисус может исцелить слугу его.

Возможно, одной из причин, почему он послал к Нему иудейских старейшин, было его сомнение в том, что Иисус захочет исполнить просьбу римского солдата. Правда, в Евангелии от Матфея (8:5−13) при описании того же эпизода ничего не говорится о «посланцах». У Матфея сотник сам приходит к Иисусу и произносит те же самые слова, которые Лука влагает в уста старейшин (Лк 7:6, 8)

Излагая этот эпизод несколько иначе, Лука подчеркивает, что сотник полагал дерзостью со своей стороны самое это обращение к Иисусу и остро ощущал свое «недостоинство» перед Ним (стих 7). Чувства и поведение сотника сильно удивили Иисуса, Который сказал: в Израиле не нашел Я такой веры. Концепция веры красной нитью проходит через главы 7−8. Веры в Иисуса Христа как в Мессию, которая имеет жизненно-важное значение, во все, что было сказано Им. Позже подчеркнутое звучание у Луки обретет исповедание веры язычниками.

б. Воскрешение сына наинской вдовы (7:11−17)

Лк 7:11−17. В свете рассказа Луки о воскрешении Иисусом сына наинской вдовы особое значение приобретает последовавшая за этим беседа между Ним и Иоанновыми учениками (стихи 18−23).

Толпа людей сопутствовала Иисусу на пути из Капернаума в Наин, расположенный примерно в 40 км на юго-запад от Капернаума. Из ворот Наина, навстречу им, вышла многолюдная похоронная процессия: несли гроб с умершим юношей, единственным сыном у матери вдовы. Судьба, постигшая ее, была особенно горестной, потому что по смерти сына она осталась не только одинокой, но и беззащитной, не имея, видимо, близкого родственника-мужчину. (Вспомним, что помощи вдовам придавалось особое значение как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена.)

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. Кажется, и сама эта женщина и сопровождавшие ее прониклись верой в Иисуса; об этом говорит и такая деталь: когда Он подошед, прикоснулся к одру, несшие его остановились. Он же сказал: юноша! тебе говорю, встань. Немедленно мертвый, поднявшись, сел и стал говорить.

Видевшие это исполнились благоговейным страхом; и славили Бога за то, что великий пророк восстал между ними (мысленно они, очевидно, сравнивали Иисуса с Илией или Елисеем). Такое мнение о Нем, пишет Лука, распространилось по всей Иудее (т. е. по всей Палестине) и по всей окрестности (очевидно, по соседним странам).

2. ИИСУС — О ДЕЛАХ СВОИХ (17:18−35) (Мф 11:2−19)

а. Иоанн Креститель посылает к Иисусу за разъяснением (7:18−23)

Лк 7:18−23. Встреча Иисуса с учениками Иоанна произошла тогда, когда сам Креститель сидел в темнице (Мф 11:2). Служение его, возможно, продолжалось не более года. Иоанн ожидал, что Мессия, придя, установит Свое Царство (как он, Иоанн, возвестил об этом). Но вот он оказался в темнице, и ему угрожала смерть, а Царство все еще «не пришло». Так Мессия ли Иисус, Которого он крестил? — с волнением думал узник. Он хорошо знал Ветхий Завет и знал дела, которые должно совершить Мессии, однако, почему Он медлит с установлением Царства?

В конце-концов Иоанн послал… двоих из учеников своих к Иисусу с вопросом: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? Они пришли к Нему в те дни, когда Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Ученикам Иоанна Крестителя Иисус ответил словами пророка Исаии (Ис 61:1−2) — теми же, которые прочитал в одну из суббот в назаретской синагоге. Разве не свидетельствуют эти слова — в свете дел, совершенных Мною — что Я и есть Мессия? — как бы говорил Он. Фразой блажен, кто не соблазнится о Мне Иисус, видимо, завершил эту беседу. Ни у Марка ни у Луки не записано, как прореагировал Иоанн на ответ Христа, переданный ему его учениками.

б. Иисус осуждает израильтян за то, что не приняли служения Иоанна Крестителя, как и Его служения (7:24−35)

Лк 7:24−28. Воспользовавшись вопросом Иоанновых учеников, Иисус стал говорить народу о служении Крестителя с одобрением и похвалой. Когда Иоанн был на свободе, многие ходили в пустыню, чтобы увидеть этого несгибаемого человека, отнюдь не похожего на трость ветром колеблемую. Они ходили туда не для того, чтобы увидеть персону изнеженную и богато одетую, ибо таковые живут при дворах царских.

Нет, они ходили в пустыню, чтобы смотреть на пророка, на того, кто даже больше пророка, по словам Иисуса. Ибо в соответствии с предсказанным Малахией (Мал 3:1) Иоанн явился и как предтеча Мессии. В Мал 3:1−2 говорится о двух «посланцах». О предтече (в русском тексте — «Ангел Мой»), т. е. об Иоанне Крестителе, и об «Ангеле Завета», то есть о Самом Мессии.

Иисус очень высоко отозвался об Иоанне: Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; из второй части этой фразы не следует, однако, что Иоанн не принадлежал к Царству Божию, — ведь так же, как Сам Иисус, он проповедовал покаяние и прощение грехов. Мысль здесь та, что и величайший пророк — не столь велик, как гражданин Царства Божия. (Здесь еще возможен тот смысловой оттенок, что принадлежащие к Царству имеют несомненно преимущество перед пророками, на которых смотрели как на Божиих избранников ветхозаветного времени. Граждане же Царства будут находиться под Новым Заветом, и закон Божий будет написан на сердцах их; Иер 31:31−34.) Наименьший в Царстве будет превосходить Иоанна Крестителя в духовном отношении.

Лк 7:29−30. Лука проводит разделение между теми людьми, которые слушали Иисуса. Часть из них, включая мытарей, приняла под действием Его слов Иоанново крещение покаяния (совершенное, видимо, его учениками — от ред.), тем воздав славу Богу. В отличие от них, фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе — в том смысле, что, отказавшись от крещения покаяния, отвергли и самый призыв Предтечи к нему. И тем самым отвергли Божий план спасения для себя, возможность войти в Царство Божие. Иронический аспект этого обстоятельства заключается в том, что книжникам и фарисеям следовало бы знать о Предтече и о Мессии больше, чем людям из народа.

Лк 7:31−35. Авторская вставка Луки, прерывающая ход повествования, служит пояснению следующих пяти стихов. В короткой притче Господь сравнивает людей рода сего (подразумевая не «народ», упоминаемый в стихе 29, а религиозных вождей, отвергнувших как Иоанна, так и Его, Иисуса) с капризными детьми, которые не могут угодить друг другу.

Так и вождей народа Иоанн Креститель не устраивал из-за своего чрезмерного аскетизма и крайней строгости, а Иисус — по причине чрезмерного «вольнодумства» (в понимании фарисеев). Но, замечает Иисус, премудрость (Его и Иоанна учения) будет оправдана всеми, кто последуют ей. Другими словами, в них (в их конечной судьбе) получит доказательство ее истинность.

3. ВСТРЕЧА ИИСУСА С ГРЕШНИЦЕЙ (7:36−50)

В этом разделе иллюстрируется принцип, изложенный Иисусом в стихе 35. Фарисею по имени Симон противопоставлена грешница, которая получает прощение (стих 47) и спасение (стих 50).

Лк 7:36−38. Симон фарисей (стих 40) пригласил Иисуса вкусить с ним пищи, однако не исполнил по отношению к Нему обычая, состоявшего в том, что приглашенным к трапезе гостям перед едой подавалась вода для омытия ног (ведь дороги в Палестине были большей частью немощенными, и в открытые сандалии, которые обычно носили путники, неизбежно набивались пыль и песок).

Узнав о том, что Иисус приглашен Симоном, в дом к нему пришла одна из местных женщин, о которой сказано, что она была грешница (скорей всего, женщина легкого поведения, о чем всем в городе было известно). Ее, конечно, никто не приглашал, и все-таки она пришла, принеся сосуд с миром. В самом приходе ее в дом фарисея не было ничего странного, ибо было принято, что в дом, куда приглашен раввин, другие могут приходить без приглашения, чтобы послушать его. Слушая Иисуса, женщина плакала, и слезы ее падали Ему на ноги.

Обычным знаком уважения к человеку было возлияние благовоний ему на голову. Но эта грешница, возможно, считала себя недостойной помазать Иисусу голову и помазала Ему ноги. Все, что она делала (отирала слезы свои с Его ног волосами своими, целовала ноги Его), свидетельствовало о высочайшем ее благоговении перед Ним и о глубочайшей к Нему нежности. А то, что она принесла миро, чтобы возлить на Него, несомненно, явилось для нее, которая едва ли была богата, огромной тратой. Остается лишь гадать о причине ее слез: плакала ли она от раскаяния или от радости, что находится рядом с Тем, в Котором узнала Мессию?

Лк 7:39. Симон фарисей, хозяин дома, между тем, не признал в Нем и пророка, подумав, что если бы Он был пророком, то знал бы… какая женщина прикасается к Нему, и не допустил бы ее прикосновений, чтобы не стать ритуально нечистым.

Лк 7:40−43. Иисус, зная помышления Симона (сравните 5:22), сказал ему притчу, из коей следовало, что тот, кому много прощено, будет любить больше, чем тот, кому прощено мало.

Лк 7:44−50. Он применил эту притчу к Симону и к женщине. Она нуждалась в том, чтобы Мессия простил ей грехи ее многие. Соответственно и любовь ее к Нему была очень большой. Это не значит, что у фарисея не было особой нужды в прощении его грехов. Его обращение с Иисусом разительно отличалось от обращения с Ним женщины потому, что она верила в Иисуса и сознавала свою нужду в Нем, а он — нет, полагая себя человеком праведным.

Мера его заблуждения была такова, что он не удосужился оказать Иисусу и обычных знаков внимания и вежливости: не дал Ему воды для омытия ног, не поцеловал Его в щеку (обычное мужское приветствие тех дней) и не помазал Ему головы и малой толикой масла. Много возлюбившей грешнице Господь простил ее грехи и отпустил ее со словами: вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Свидетели этого, другие гости Симона фарисея, лишь удивленно спрашивали друг друга: кто это, что и грехи прощает? Хотя в этой ситуации Иисус открыто не сказал о Себе как о Мессии, слова Его и действия не оставляли в этом сомнения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.