От Луки 12 глава

От Луки
Слово Жизни → Елизаветинская на русском

 
 

Тем временем собрались огромные толпы, и люди теснили друг друга. Иисус начал говорить, обращаясь вначале к своим ученикам: — Берегитесь фарисейской закваски: не будьте лицемерами.
 
О нихже собравшымся тмам народа, яко попирати друг друга, начат глаголати учеником своим первее: внемлите себе от кваса фарисейска, еже есть лицемерие.

Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы явным.
 
Ничтоже бо покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется:

Поэтому, что вы говорите в темноте, будет услышано при свете, и что вы прошептали во внутренней комнате, будет провозглашено с крыш.
 
зане, елика во тме ресте, во свете услышатся: и еже ко уху глаголасте во храмех, проповестся на кровех.

— Я говорю вам, Моим друзьям: не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может.
 
глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити:

Я скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, убив, может бросить вас в ад. Да, говорю вам, его бойтесь.
 
сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся.

Не продают ли пять воробьев всего за две мелких монеты? Однако ни один из них не забыт Богом.
 
Не пять ли птиц ценится пенязема двема? и ни едина от них несть забвена пред Богом.

Даже волосы на вашей голове все сосчитаны! Не бойтесь, вы дороже множества воробьев!
 
Но и власи главы вашея вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц унши есте вы.

— Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами,
 
глаголю же вам: всяк, иже аще исповесть мя пред человеки, и Сын Человеческий исповесть его пред ангелы Божиими:

а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами.
 
а отвергийся мене пред человеки отвержен будет пред ангелы Божиими.

Каждый, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но кто оскорбит Святого Духа, тот не будет прощен.
 
И всяк иже речет слово на Сына Человеческаго, оставится ему: а на святаго Духа хулившему не оставится.

Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить,
 
Егда же приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете:

потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить.
 
святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи.

Кто-то в толпе сказал Иисусу: — Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.
 
Рече же ему некий от народа: Учителю, рцы брату моему разделити со мною достояние.

Иисус ответил: — Друг, кто Меня назначил судьей над вами?
 
Он же рече ему: человече, кто мя постави судию или делителя над вами?

И Он сказал им: — Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек, его жизнь не зависит от этого.
 
Рече же к ним: блюдите и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его.

И Он рассказал им притчу: — Земля одного богатого человека принесла ему хороший урожай.
 
Рече же притчу к ним, глаголя: человеку некоему богату угобзися нива:

"Что мне делать? Мне негде хранить весь собранный урожай, — подумал он.
 
и мысляше в себе, глаголя: что сотворю, яко не имам где собрати плодов моих?

— Вот что я сделаю, — решил он тогда, — я снесу мои хранилища и построю большие, в них будет достаточно места для моего зерна и имущества.
 
И рече: се сотворю: разорю житницы моя, и болшыя созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя:

Тогда можно будет сказать себе: теперь у тебя полно добра на много лет. Отдыхай, ешь, пей, веселись".
 
и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися.

Но Бог сказал ему: "Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь потребуют у тебя. Кому достанется все, что ты приготовил?"
 
Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут?

Так будет с каждым, кто копит богатство для себя, но не приобретает Божьего богатства.
 
Тако собираяй себе, а не в Бога богатея.

Затем Иисус сказал своим ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь о своей жизни, что вам есть, или о теле, во что одеться.
 
Рече же ко учеником своим: сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте: ни телом, во что облечетеся:

Жизнь важнее пищи, и тело важнее одежды.
 
душа болши есть пищи, и тело одежды.

Посмотрите на воронов, они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, однако Бог питает их. Насколько же вы ценнее этих птиц!
 
Смотрите вран, яко не сеют, ни жнут: имже несть сокровища, ни житницы, и Бог питает их: кольми паче вы есте лучши птиц?

Кто из вас своими заботами может прибавить себе жизни хотя бы на час?
 
Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един?

Если вы не можете сделать даже этого, то зачем вам заботиться об остальном?
 
Аще убо ни мала чесо можете, что о прочих печетеся?

Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже царь Соломон во всем своем величии не одевался так, как хотя бы одна из них.
 
Смотрите крины, како растут: не труждаются, ни прядут: глаголю же вам, яко ни соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих.

Но если Бог так одевает растение, которое сегодня есть, а завтра будет брошено в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
 
Аще же траву, на селе днесь сущу и утре в пещь вмещему, Бог тако одевает: кольми паче вас, маловери?

Не заботьтесь о том, что вам есть или что пить, не тревожьтесь об этом.
 
И вы не ищите, что ясте, или что пиете: и не возноситеся:

Языческий мир живет в погоне за всем этим, но ваш Отец знает, что вы в этом нуждаетесь.
 
всех бо сих языцы мира сего ищут: ваш же Отец весть, яко требуете сих:

Ищите лучше Его Царства, и остальное тоже будет дано вам.
 
обаче ищите Царствия Божия, и сия вся приложатся вам.

Не бойся, малое стадо, ведь вашему Отцу было угодно дать вам Царство!
 
Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство.

Продавайте ваше имущество и давайте милостыню. Приобретайте себе такие кошельки, которые не изнашиваются, сокровища на небе, где ни вор к ним не подберется, ни моль их не съест.
 
Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает.

Потому что там, где хранится ваше богатство, там будет и ваше сердце.
 
Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет.

— Будьте всегда готовы к действию, и пусть ваши светильники горят,
 
Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии:

как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему.
 
и вы подобни человеком чающым господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему.

Счастье тем слугам, которых хозяин, возвратившись, найдет бодрствующими. Говорю вам правду, он тогда сам подпояшется как слуга, пригласит их к столу и будет прислуживать им.
 
Блажени раби тии, ихже пришед господь обрящет бдящих: аминь глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и минув послужит им.

Счастливы те слуги, которых хозяин застанет готовыми, даже если он придет среди ночи или перед рассветом.
 
И аще приидет во вторую стражу, и в третию стражу приидет, и обрящет (их) тако, блажени суть раби тии.

И еще скажу: если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он не позволил бы ему проникнуть в свой дом.
 
Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего:

Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда не ожидаете.
 
и вы убо будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет.

Петр спросил: — Господи, Ты говоришь эту притчу только нам или всем?
 
Рече же ему петр: Господи, к нам ли притчу сию глаголеши, или ко всем?

Господь ответил: — Верный и предусмотрительный управляющий, которого хозяин поставил над остальными слугами, раздает им пищу вовремя.
 
Рече же Господь: кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит господь над челядию своею, даяти во время житомерие?

Счастье тому, кого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.
 
Блажен раб той, егоже пришед господь его обрящет творяща тако:

Говорю вам правду: он доверит ему все свое имение.
 
воистинну глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его.

Но если тот слуга решит: "Мой хозяин придет еще не скоро", — и станет бить слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать,
 
Аще же речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися:

то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными.
 
приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть: и растешет его, и часть его с неверными положит.

Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился, или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит,
 
Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много:

а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится.
 
неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него: и емуже предаша множайше, множайше просят от него.

— Я пришел принести огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!
 
Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся?

Но Мне еще предстоит пройти крещение, и как Я томлюсь, пока это не совершится!
 
Крещением же имам креститися, и како удержуся, дондеже скончаются?

Вы думаете, Я пришел, чтобы принести мир земле? Нет, говорю вам, не мир, а разделение.
 
Мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение:

Семья, в которой пять человек, разделится, трое против двоих и двое против троих.
 
будут бо отселе пять во единем дому разделени, трие на два, и два на три:

Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови.
 
разделится отец на сына, и сын на отца: мати на дщерь, и дщи на матерь: свекры на невесту свою, и невеста на свекровь свою.

Иисус опять обратился к народу: — Когда вы видите облако на западе, вы сразу говорите, что будет ливень, и действительно идет ливень.
 
глаголаше же и народом: егда узрите облак восходящь от запада, абие глаголете: туча грядет: и бывает тако:

И когда дует южный ветер, вы говорите — будет жарко, и так и бывает.
 
и егда юг веющь, глаголете: зной будет: и бывает.

Лицемеры! Вы знаете, что означают приметы земли и неба, так почему же вы не знаете, какое настало время?
 
Лицемери, лице небу и земли весте искушати: времене же сего како не искушаете?

Почему вы сами не рассудите, в чем истина?
 
Что же и о себе не судите праведное?

Когда ты идешь со своим противником в суд, постарайся примириться с ним еще по пути, иначе он приведет тебя к судье, судья отдаст тебя стражнику, и тот бросит тебя в тюрьму.
 
Егда бо грядеши с соперником твоим ко князю, на пути даждь делание избыти от него: да не како привлечет тебе к судии, и судия тя предаст слузе, и слуга всадит тя в темницу:

Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда до тех пор, пока не выплатишь все до последнего гроша.
 
глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже и последнюю медницу воздаси.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.