По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Тем временем, при стечении тысяч людей, давивших и толкавших друг друга, Иисус обратился к ученикам со словами: — Берегитесь закваски фарисеев — лицемерия!
 
О нихже собравшымся тмам народа, яко попирати друг друга, начат глаголати учеником своим первее: внемлите себе от кваса фарисейска, еже есть лицемерие.

Нет тайны, которая бы не вышла наружу, и секрета, который бы не был раскрыт.
 
Ничтоже бо покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется:

Все, что вы скажете ночью, прозвучит при свете дня, и все, что вы шептали в спальне, будет провозглашено с крыш.
 
зане, елика во тме ресте, во свете услышатся: и еже ко уху глаголасте во храмех, проповестся на кровех.

Говорю вам, друзья: бойтесь не тех, кто убивает тело, но больше ничем повредить не может.
 
глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити:

Я скажу вам, кого нужно бояться: бойтесь того, кто может не только убить вас, но и ввергнуть в ад. Говорю вам, вот его надо бояться!
 
сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся.

Пять воробьев продаются за два гроша, но ни один из них не забыт у Бога.
 
Не пять ли птиц ценится пенязема двема? и ни едина от них несть забвена пред Богом.

А у вас даже волосы на голове пересчитаны. Не бойтесь, вы дороже любых воробьев.
 
Но и власи главы вашея вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц унши есте вы.

Говорю вам, того, кто признает Меня пред людьми, того Сын Человеческий признает пред ангелами Божьими,
 
глаголю же вам: всяк, иже аще исповесть мя пред человеки, и Сын Человеческий исповесть его пред ангелы Божиими:

а того, кто отвергнет Меня пред людьми, того Сын Человеческий отвергнет пред ангелами Божьими.
 
а отвергийся мене пред человеки отвержен будет пред ангелы Божиими.

Злословящий Сына Человеческого будет прощён, но хула на Духа Святого никому не простится.
 
И всяк иже речет слово на Сына Человеческаго, оставится ему: а на святаго Духа хулившему не оставится.

Когда вас поведут, чтобы вы предстали перед судом синагоги, или правителей, или наместников, не думайте о том, какими словами вам защищаться.
 
Егда же приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете:

Дух Святой подскажет вам, что говорить.
 
святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи.

Один человек из толпы попросил Его: — Учитель, вели брату отдать мне мою долю наследства.
 
Рече же ему некий от народа: Учителю, рцы брату моему разделити со мною достояние.

Иисус сказал: — Друг, кто поставил Меня судьей, чтобы делить ваше имущество?
 
Он же рече ему: человече, кто мя постави судию или делителя над вами?

И, обращаясь ко всем, добавил: — Смотрите же, избегайте всякой алчности, ибо жизнь человека — не в избытке богатств.
 
Рече же к ним: блюдите и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его.

И Он рассказал им такую притчу: — Земля одного богача принесла большой урожай.
 
Рече же притчу к ним, глаголя: человеку некоему богату угобзися нива:

И тот задумался: «Что же мне делать? Где мне хранить такой урожай?»
 
и мысляше в себе, глаголя: что сотворю, яко не имам где собрати плодов моих?

И решил: «Вот что я сделаю! Снесу-ка я свои прежние амбары и поставлю другие, побольше, чтобы хранить хлеб и прочее добро.
 
И рече: се сотворю: разорю житницы моя, и болшыя созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя:

И тогда я скажу себе: Добра, запасенного здесь, хватит на многие годы. Отдыхай же, ешь, пей, веселись!»
 
и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися.

Но Бог сказал ему: «Этой ночью, глупец, ты расстанешься с жизнью. И для кого ты всё это копил?»
 
Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут?

Так будет с каждым, кто копит для себя, вместо того чтобы богатеть для Бога.
 
Тако собираяй себе, а не в Бога богатея.

Затем Иисус обратился к ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не беспокойтесь о том, как добыть еду, чтобы жить, и одежду, чтобы прикрыть тело.
 
Рече же ко учеником своим: сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте: ни телом, во что облечетеся:

Жизнь важнее еды, тело важнее одежды.
 
душа болши есть пищи, и тело одежды.

Взгляните на воронов: они не сеют, не жнут, нет у них ни амбаров, ни складов, но Бог кормит их. А ведь вы дороже, чем птицы!
 
Смотрите вран, яко не сеют, ни жнут: имже несть сокровища, ни житницы, и Бог питает их: кольми паче вы есте лучши птиц?

Кто из вас сможет продлить себе жизнь хоть ненамного, даже если постарается?
 
Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един?

Если даже такая малость вам не по силам, то стоит ли хлопотать о прочем?
 
Аще убо ни мала чесо можете, что о прочих печетеся?

Взгляните на то, как растут лилии. Они не трудятся, не прядут, но поверьте, даже Соломон в расцвете своей славы не одевался так, как любая из них.
 
Смотрите крины, како растут: не труждаются, ни прядут: глаголю же вам, яко ни соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих.

Если Бог так одевает траву, которая сегодня в поле, а завтра будет брошена в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
 
Аще же траву, на селе днесь сущу и утре в пещь вмещему, Бог тако одевает: кольми паче вас, маловери?

Итак, не ищите еды и питья, не изводите себя напрасной заботой.
 
И вы не ищите, что ясте, или что пиете: и не возноситеся:

Все иноверцы поглощены погоней за этим, но Отец ваш знает о ваших нуждах.
 
всех бо сих языцы мира сего ищут: ваш же Отец весть, яко требуете сих:

Ищите Царства Его, а остальное будет дано вам в придачу.
 
обаче ищите Царствия Божия, и сия вся приложатся вам.

Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш решил даровать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство.

Продайте всё, что имеете, и раздайте эти деньги бедным. Приобретите суму, которая не ветшает, небесное хранилище, которое не скудеет, где вор не похитит и моль не подточит.
 
Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает.

Где сокровище ваше, там и будет ваше сердце.
 
Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет.

Подпояшьтесь и держите светильники ваши зажженными,
 
Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии:

как слуги, поджидающие хозяина с пира, чтобы по стуку в дверь сразу открыть ему.
 
и вы подобни человеком чающым господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему.

Счастливы слуги, которых хозяин, вернувшись, застанет готовыми. Говорю вам истину, тогда он сам, подпоясавшись, пригласит их к столу, чтобы им прислуживать.
 
Блажени раби тии, ихже пришед господь обрящет бдящих: аминь глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и минув послужит им.

Счастливы они, если он застанет их готовыми, даже если придет во вторую или в третью ночную стражу.
 
И аще приидет во вторую стражу, и в третию стражу приидет, и обрящет (их) тако, блажени суть раби тии.

Знайте, если бы владельцу дома было известно, в котором часу явится вор, он не дал бы вору пробраться в дом.
 
Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего:

Так и вы должны быть готовы, ибо Сын Человеческий придет внезапно.
 
и вы убо будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет.

Петр спросил: — Господин наш, эта притча — только для нас или и для других тоже?
 
Рече же ему петр: Господи, к нам ли притчу сию глаголеши, или ко всем?

Господь ответил: — Представьте себе разумного и честного домоправителя, которого хозяин поставил над слугами, чтобы выдавать им пищу в срок.
 
Рече же Господь: кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит господь над челядию своею, даяти во время житомерие?

Счастлив он, если хозяин, вернувшись, застанет его выполняющим поручение.
 
Блажен раб той, егоже пришед господь его обрящет творяща тако:

Говорю вам истину, тогда хозяин вверит ему все свое достояние.
 
воистинну глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его.

Но если этот человек подумает: «Хозяин вернется не скоро», — и начнет избивать слуг и служанок, объедаться и допьяна напиваться,
 
Аще же речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися:

то хозяин его вернется в тот день и час, когда он меньше всего этого ожидает. Тогда хозяин разрубит его пополам, осудив его на участь неверных.
 
приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть: и растешет его, и часть его с неверными положит.

Тот слуга, который, зная волю господина, не станет с готовностью исполнять ее, будет наказан плетьми сполна,
 
Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много:

а тот, кто нарушит её по незнанию, будет тоже высечен, но слабее. Кому много дано, с того много и взыщется; кому доверено много, с того спросят еще больше.
 
неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него: и емуже предаша множайше, множайше просят от него.

Я пришел низвести на землю огонь, и как же Я хочу, чтобы он разгорелся!
 
Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся?

Мне ещё предстоит омовение, и как хочу Я, чтобы оно скорее свершилось!
 
Крещением же имам креститися, и како удержуся, дондеже скончаются?

Вы думаете, Я принес на землю мир? Нет, говорю вам, не мир, а вражду!
 
Мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение:

Отныне в семье из пяти человек трое будут враждовать с двумя, а двое будут против троих:
 
будут бо отселе пять во единем дому разделени, трие на два, и два на три:

отец против сына, сын против отца, мать против дочери, дочь против матери, свекровь против невестки, невестка против свекрови.
 
разделится отец на сына, и сын на отца: мати на дщерь, и дщи на матерь: свекры на невесту свою, и невеста на свекровь свою.

Иисус сказал толпе: — Видя, как с запада приближается туча, вы говорите: «Быть ливню», — и начинается дождь.
 
глаголаше же и народом: егда узрите облак восходящь от запада, абие глаголете: туча грядет: и бывает тако:

Когда ветер дует с юга, вы говорите: «Быть зною», — и наступает зной.
 
и егда юг веющь, глаголете: зной будет: и бывает.

Лицемеры, приметы погоды вы знаете, а какое время ныне пришло, понять не хотите?
 
Лицемери, лице небу и земли весте искушати: времене же сего како не искушаете?

Неужели вы сами не знаете, в чём справедливость?
 
Что же и о себе не судите праведное?

Отправляясь с противником на суд, ещё по дороге старайся помириться с ним. Иначе он притащит тебя к судье, судья передаст тебя исполнителю, а тот бросит тебя в тюрьму.
 
Егда бо грядеши с соперником твоим ко князю, на пути даждь делание избыти от него: да не како привлечет тебе к судии, и судия тя предаст слузе, и слуга всадит тя в темницу:

Говорю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не вернешь всё до полушки.
 
глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже и последнюю медницу воздаси.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.