Hiob 33 глава

Hiob
Schlachter Bibel 1951 → Толковая Библия Лопухина

Schlachter Bibel 1951

1 Doch höre nun, Hiob, meine Rede, und fasse alle meine Worte!
2 Siehe doch, ich öffne meinen Mund, es redet die Zunge an meinem Gaumen;
3 Meine Reden kommen aus aufrichtigem Herzen, und meine Lippen sprechen lautere Wahrheit aus.
4 Der Geist Gottes hat mich gemacht, und der Odem des Allmächtigen belebt mich.
5 Kannst du es, so widerlege mich; rüste dich, tritt vor mich hin!
6 Siehe, ich stehe zu Gott, gleich wie du; auch ich bin vom Lehm genommen.
7 Siehe, Furcht vor mir soll dich nicht schrecken, und ich will dir nicht lästig sein.
8 Nun hast du vor meinen Ohren gesagt, und ich habe deine eigenen Worte gehört:
9 «Rein bin ich, ohne Vergehen, unbefleckt und ohne Schuld!
10 Siehe, er erfindet Beschuldigungen gegen mich, er hält mich für seinen Feind;
11 er legt meine Füße in den Stock und lauert auf alle meine Schritte.»
12 Siehe, das sagst du nicht mit Recht, darauf muß ich dir antworten; denn Gott ist größer als der Mensch.
13 Warum haderst du denn mit ihm, da er doch keine seiner Taten zu verantworten hat?
14 Sondern Gott redet einmal und zum zweitenmal, aber man beachtet es nicht.
15 Im Traum, im Nachtgesicht, wenn tiefer Schlaf die Menschen befällt und sie in ihren Betten schlafen,
16 da öffnet er das Ohr der Menschen und besiegelt seine Warnung an sie,
17 damit der Mensch von seinem Tun abstehe und er den Mann vor Übermut beschütze,
18 daß er seine Seele von der Grube zurückhalte, und sein Leben, daß er nicht renne ins Geschoß.
19 Er züchtigt ihn mit Schmerzen auf seinem Lager, ein hartes Gericht geht über seinen Leib,
20 daß ihm das Brot zum Ekel wird, seiner Seele die Lieblingsspeise;
21 sein Fleisch schwindet dahin, man sieht es nicht mehr, und seine Gebeine, die man sonst nicht sah, werden bloß;
22 seine Seele naht sich der Grube und sein Leben den Todesmächten.
23 Wenn es dann für ihn einen Engel gibt, einen Mittler, einen aus Tausenden, der dem Menschen verkündigt seine Gerechtigkeit;
24 wenn er sich über ihn erbarmt und spricht: «Erlöse ihn, daß er nicht zur Grube hinabfahre; ich habe ein Lösegeld gefunden!»
25 Alsdann wird sein Fleisch wieder grünen von Jugendfrische, er wird wiederkehren zu den Tagen seiner Jugend;
26 er wird zu Gott bitten, der wird ihm gnädig sein, ihn sein Angesicht mit Jauchzen sehen lassen und dem Menschen seine Gerechtigkeit wiedergeben.
27 Er wird singen vor den Menschen und sagen: Ich hatte gesündigt und das Recht verkehrt; aber er hat mir nicht vergolten nach Verdienst;
28 er hat meine Seele erlöst, daß sie nicht in die Grube gefahren ist, so daß mein Leben das Licht wieder sieht!
29 Siehe, dies alles tut Gott zwei oder dreimal mit dem Menschen,
30 daß er seine Seele vom Verderben herumhole und ihn erleuchte mit dem Lichte der Lebendigen.
31 Merke auf, Hiob, höre mir zu, schweige, und ich will reden!
32 Hast du aber Worte, so antworte mir, sage her, denn ich wünsche deine Rechtfertigung;
33 wo aber nicht, so höre mir zu, schweige, und ich will dich Weisheit lehren!

Толковая Библия Лопухина

Окончание введения и первая речь Елиуя. 1−7. Обращенное к Иову увещание внимательно отнестись к его речам. 8−33. Разбор одного из неправильных взглядов Иова.

Иов 33:1. Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.

Иов 33:2. Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей.

Иов 33:3. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое.

Беспристрастные по содержанию (Иов 32:21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца («внимай всем словам»). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13:4).

Иов 33:4. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.

Иов 33:5. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною.

Иов 33:6. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения;

Иов 33:7. поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя.

И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: «вот, у Бога, пред Богом (евр. «ла-эл», ср. Иов 12:16) я, как и ты» (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним — вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. Иов 9:34:13.21, 16.22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: «вот я, по желанию твоему, вместо Бога», не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13:3−5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.

Иов 33:8. Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:

Иов 33:9. чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды;

Иов 33:10. а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником;

Иов 33:11. поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими.

Иов 33:12. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека.

Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10:7:12.4, 13.23, 16.17, 23.10, 27.5 и д.); как ограничение подобного взгляда см. Иов 8:20−21:13.23, 26, 14.4, 16−17, а Бога — «выискивающим причины неприязни» (евр. «тенуот»; ср. Числ.14:34; Иов 32:7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10:13−14:13.24, 27, 19.11, 30.21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог — «выше человека» (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога («выше человека»). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.

Иов 33:13. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих.

Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13:24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. Иов 9:12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.

Иов 33:14. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:

Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.

Иов 33:15. во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.

Иов 33:16. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,

Иов 33:17. чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,

Иов 33:18. чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.

Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения («открывает ухо»: ср. 2Цар 7:27; Пс 39:7) и охранения своих наставлений от забвения («запечатлевает», буквально — «полагает печать»: запечатание в смысле охранения Песн 4:12; Дан 6:17; Мф 27:66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. «предприятие», евр. «маасе», — 1Цар 20:19; Быт 20:3:6), удалить от гордости (Дан 3) и тем спасти от смерти («от пропасти»; ср. Пс 15:10:30.4). — естественного наказания за грех (Быт 3:3).

Иов 33:19. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, -

Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой «постоянная борьба волнует его кости» (ср. Пс 37:4), — нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.

Иов 33:20. и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.

Иов 33:21. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.

Иов 33:22. И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти.

Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни «ламмитим», — ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24:16; Пс 77:49).

Иов 33:23. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, -

В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. «мелиц», ср. Быт 42:33; 2Пар 32:31; Ис 43:27), указывающего больному истинный путь («йашеро», ср. Притч 14:2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. Быт 48:15; Пс 33:8).

Иов 33:24. Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.

Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63:9).

Иов 33:25. Тогда тело его сделается свеже́е, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.

Иов 33:26. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.

Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, — мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. Иов 5:19 и д.; Иов 8:21:11.15 и д.).

Иов 33:29. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,

Иов 33:30. чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.

Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов.

Иов 33:32. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания;

Иов 33:33. если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости.

Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.