Hiob 36 глава

Hiob
Schlachter Bibel 1951 → Толковая Библия Лопухина

Schlachter Bibel 1951

1 Und Elihu fuhr fort und sprach:
2 Gedulde dich noch ein wenig, so will ich dich lehren, ich habe noch mehr zu reden für Gott.
3 Ich will mein Wissen weither holen und meinem Schöpfer Gerechtigkeit widerfahren lassen!
4 Denn wahrlich, meine Reden sind keine Lügen, du hast es mit einem ganz Verständigen zu tun!
5 Siehe, Gott ist mächtig, doch verachtet er niemand; groß ist die Kraft seines Herzens.
6 Den Gottlosen läßt er nicht leben, aber den Elenden schafft er Recht.
7 Er wendet seine Augen nicht ab von den Gerechten und setzt sie auf ewig mit Königen auf den Thron, damit sie herrschen.
8 Sind sie aber in Fesseln gebunden, in Banden des Elends gefangen,
9 so hält er ihnen ihre Taten und ihre Übertretungen vor; denn sie haben sich überhoben;
10 er öffnet ihr Ohr der Bestrafung und befiehlt ihnen, sich von der Bosheit abzukehren.
11 Wenn sie dann gehorchen und sich unterwerfen, so werden sie ihre Tage in Glück und ihre Jahre in Wohlfahrt beendigen.
12 Gehorchen sie aber nicht, so kommen sie um durchs Schwert und sterben dahin in ihrem Unverstand.
13 Denn die, welche ruchlosen Herzens sind, widersetzen sich; sie flehen nicht, wenn er sie gefesselt hat.
14 Ihre Seele stirbt in der Jugend und ihr Leben unter den Hurern.
15 Den Gedemütigten aber rettet er durch die Demütigung und öffnet durch die Trübsal sein Ohr.
16 Und auch dich lockt er aus der Enge in die Weite, da keine Not mehr sein wird, und an einen reichbesetzten Tisch.
17 Bist du aber vom Urteil des Gottlosen erfüllt, so werden Urteil und Gericht dich treffen.
18 Der Zorn verleite dich ja nicht zur Lästerung, und die Menge des Lösegeldes besteche dich nicht.
19 Wird er deinen Reichtum schätzen? Er achtet nicht auf Gold, noch auf alle Anstrengungen der Kraft.
20 Sehne dich nicht nach der Nacht, da Völker untergehen werden.
21 Hüte dich, wende dich nicht zum Bösen, denn dieses ziehst du dem Leiden vor.
22 Siehe, Gott ist erhaben in seiner Kraft, wo ist ein Lehrer wie er?
23 Wer will ihn zur Rede stellen über seinen Weg, und wer will zu ihm sagen: Du hast Unrecht getan?
24 Gedenke daran, sein Tun zu erheben; die Menschen sollen es besingen.
25 Alle Menschen sehen es ja, der Sterbliche schaut es von ferne.
26 Siehe, wie erhaben ist Gott! Wir aber verstehen ihn nicht; die Zahl seiner Jahre hat niemand erforscht.
27 Denn er zieht Wassertropfen herauf; sie träufeln als Regen aus seinem Dunst, den die Wolken rieseln lassen,
28 sie triefen auf viele Menschen herab.
29 Versteht man auch das Ausspannen der Wolken und das Krachen seines Gezelts?
30 Siehe, er breitet sein Licht um sich her aus und bedeckt die Gründe des Meeres;
31 denn damit richtet er die Völker und gibt Speise die Fülle.
32 Seine Hände bedeckt er mit Licht und gebietet ihm, zu treffen.
33 Sein Donnern kündigt ihn an, die Herde sein Heraufsteigen im Gewitter .

Толковая Библия Лопухина

Четвертая речь Елиуя. 1−33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию.

Иов 36:2. подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.

Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного.

Иов 36:3. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,

Иов 36:4. потому что слова мои точно не ложь: пред тобою — совершенный в познаниях.

Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, — из действий Творца в истории человечества и природе («издалека» евр. «лемерахок», ср. Иов 39:29; Ис 37:26) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога.

Иов 36:5. Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;

В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (Иов 9:4−12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, — «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество — чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12:13).

Иов 36:6−15. Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества.

Иов 36:6. Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;

Иов 36:7. Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.

Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34:19) и охраняет добро — «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1Цар 2:8; Пс 112:7−8:131.12).

Иов 36:8. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия,

Иов 36:9. то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились,

Иов 36:10. и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.

Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, — превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия («узы бедствий» — ср Иов 13:27; Ис 28:22, Пс 106:10 и д.). Они вызываются впадением праведников в грех, несмотря на божественные предостережения («потому что умножились», буквально: «потому что они поступали гордо» ср. Иез 33:13:18), и направляются к исправлению, — просветлению рассудка и совести («открывает... ухо», ср. Иов 33:16) и укреплению воли («отстали от нечестия», евр. «овен» ничтожество, грех слабости; ср. Иов 13:10; 1Ин 1:9).

Иов 36:11. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости;

Иов 36:12. если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.

Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. Ис 1:19; Иез 33:14−16), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели (Иез 33:13; Ис 1:20), он умирает «в неразумии», — греховности (по кн. Притчей, глупость — синоним нечестия, греховности).

Иов 36:13. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;

Иов 36:14. поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.

В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное «лицемеры») они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. Иов 5:2), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. Иов 5:26) и проводят такую же позорную жизнь, как «кедешим» («effeminati» Vulg.) — официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов (Втор 23:18; 3Цар 14:24:15.12, 22.46).

Иов 36:15. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его.

Иов 36:16. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком;

Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий («вывел бы из стеснения на простор», ср. Пс 4:2:17.20, 117.5, 118.45) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: «поставляемое на стол твой было бы наполнено туком» (ср. Пс 21:27:22.5; Притч 9:2).

Иов 36:17. но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки.

Иов 36:18. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя.

Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова («преисполнен суждениями нечестивых», ср. Иов 34:7), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев («суждение и осуждение — близки»), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, «Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление» (буквальный перевод первой половины 18 ст.; ср. ст. 13; Иов 34:37), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя («пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния», — вторая половина 18 ст.).

Иов 36:19. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу.

Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: «твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?» Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. Иов 19:7), а равно и обращения к силе (ср. Иов 9:19). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.

Иов 36:20. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте.

К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное («не желай», буквально «не вздыхай»; ср. Иов 7:2) требование «ночи», т. е. божественного суда (Иов 34:20:25, 35.10; ср. Иов 13:18 и д.; Иов 16:21:23.3 и д.). В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта «ночь», суд кончается гибелью целых народов («истребляются», буквально — «уносятся, как прах», ср. Пс 1:4; Ис 5:26); уцелеют ли же в это время отдельные личности?

Иов 36:21. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.

Противополагая «нечестию» «страдание», Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом.

Иов 36:22−33. Явления видимой природы, — откровение божественного всемогущества и премудрости, — как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22−25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением «вот» (ср. ст. 5).

Иов 36:22. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?

Бог — всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. Иов 34:17−18). Еврейские «море», передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, — Делича и др., выражением «наставник», следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом «правитель», «δυνάοτης» — LXX.

Иов 36:23. Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?

В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве («кто укажет», точнее — «кто Ему предписал пути Его»? ср. Иов 34:13:33), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости.

Иов 36:24. Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят.

Иов 36:25. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.

Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. Иов 12:15), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям (Пс 103:33) других людей («дела, которые воспеты другими людьми», вместо неправильного синодального: «дела, которые люди видят»), видящих дела Божии «издали», смотрящих на них с почтением.

Иов 36:26. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.

Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека.

Иов 36:27. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем:

Показателями величия Божия, — мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог «собирает», буквально «привлекает» (евр. «йегара»; ср. Иов 15:8) «капли воды». Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя «при Его паре» (евр. «леедо», ср. Быт 2:6; синодальное «во множестве»), т. е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей.

Иов 36:29. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?

Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. Пс 103:2:104.29; Иез 27:7) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков («шатер», ср. Пс 17:12) громе.

Иов 36:30. Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.

Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых «корней его», до самой глубины.

Иов 36:31. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.

Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.

Иов 36:32. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.

Иов 36:33. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.

Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. Пс 10:6:17.14 и д.; Прем 19:12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, — намек на их беспокойство перед наступлением грозы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.