Hiob 11 глава

Hiob
Schlachter Bibel 1951 → Толковая Библия Лопухина

Schlachter Bibel 1951

1 Da antwortete Zophar, der Naamatiter, und sprach:
2 Soll die Menge der Worte unbeantwortet bleiben und der beredte Mann recht behalten?
3 Darfst du mit deinem Geschwätz andern das Maul stopfen und spotten, ohne daß man es dir verweist?
4 Und darfst du sagen: Meine Lehre ist lauter, und ich bin vor Deinen Augen rein?
5 O daß doch Gott reden möchte und seinen Mund auftäte gegen dich!
6 Und daß er dir kundtäte die verborgene Weisheit (denn es gibt noch doppelt soviel, als du weißt), so würdest du sehen, daß Gott dir noch nachläßt von deiner Schuld.
7 Kannst du das Geheimnis Gottes ergründen oder zur Vollkommenheit des Allmächtigen gelangen?
8 Sie ist himmelhoch, (was willst du tun? tiefer als der Scheol), was kannst du wissen?
9 Ihre Ausdehnung ist größer als die Erde und breiter als das Meer.
10 Wenn er einherfährt, verhaftet und vor Gericht stellt, wer will es ihm wehren?
11 Denn er kennt die eitlen Menschen und sieht auch die Schuld, deren man sich nicht bewußt ist;
12 ein Hohlkopf bekommt Verstand, so daß selbst ein junger Wildesel zum Menschen umgeboren wird.
13 Wenn du nun dein Herz bereitest und deine Hände ausstreckst nach Ihm,
14 wenn du das Unrecht entfernst, das an deinen Händen klebt, und in deinen Zelten nichts Böses duldest;
15 dann darfst du ohne Scheu dein Angesicht erheben und fest auftreten ohne Furcht;
16 dann wirst du deiner Mühsal vergessen wie des Wassers, das vorübergeflossen ist;
17 heller als der Mittag wird die Zukunft dir erstehn, das Dunkel wird wie der Morgen sein;
18 dann wirst du getrost sein, weil du Hoffnung hast, und wirst sehen, daß du überall ruhig schlafen kannst.
19 Du legst dich nieder, und niemand schreckt dich auf, nein, viele schmeicheln dir alsdann.
20 Aber die Augen der Gottlosen verschmachten, ihre Zuflucht geht ihnen verloren, und ihre Hoffnung ist das Aushauchen der Seele.

Толковая Библия Лопухина

Речь Софара. — 1−3. Введение, — повод к речи. 4−12. Полная законность и справедливость постигшего Иова наказания. 13−20. Совет Иову раскаяться, и тогда он будет утешен.

Иов 11:1.  И отвечал Софар Наамитянин и сказал:

Иов 11:2. разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?

Иов 11:3. Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?

Многословие не есть признак ума и правды (Притч 10:19), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание (Иов 6:25), а наоборот свидетельствует о глупости (Еккл 5:2:10.14). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости.

Иов 11:4. Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих.

Иов 11:5. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе

Иов 11:6. и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению.

В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности (Иов 10:7) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. Иов 14:17), — прощена.

Иов 11:7. Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?

Иов 11:8. Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?

Иов 11:9. Длиннее земли мера Его и шире моря.

И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это — протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8−9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим 11:33). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.

Иов 11:10. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его?

Иов 11:11. Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?

Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться.

Иов 11:12. Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку.

Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич).

Иов 11:13. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои,

Иов 11:14. и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих,

Иов 11:15. то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться.

Иов 11:16. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем.

Иов 11:17. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро.

Иов 11:18. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно.

Иов 11:19. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя.

Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, «управит сердце свое», — даст ему истинное направление (ст. 13, ср. 1Цар 7:3; 2Пар 20:33; Пс 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. Иов 8:5−6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, — самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18−19; ср. Иов 5:21−24; Лев 26:6; Соф 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч 19:6).

Иов 11:20. А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет.

Совершенно иная участь ждет нечестивого. Он не только не увидит чего-либо хорошего («глаза беззаконных истают» — Втор 28:32), но не в состоянии будет избежать опасностей, — надежда на избавление от них исчезнет (ср. Иов 8:22).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.