Hiob 37 глава

Hiob
Schlachter Bibel 1951 → Толковая Библия Лопухина

Schlachter Bibel 1951

1 Ja, darüber erzittert mein Herz und fährt auf von seiner Stelle.
2 Höret auf das Donnern seiner Stimme und auf den Ton, der aus seinem Munde geht!
3 Er läßt ihn dahinfahren unter dem ganzen Himmel und sein Licht bis zu den Enden der Erde.
4 Hinter ihm her brüllt der Donner, er donnert mit seiner majestätischen Stimme, und er spart damit nicht, damit seine Stimme gehört werde.
5 Gott donnert mit seiner Stimme wunderbar; er tut große Dinge, die wir nicht verstehen.
6 Er gebeut dem Schnee: Falle auf die Erde! und läßt Regen fließen, heftige Regengüsse.
7 Aller Menschen Hand versiegelt er, damit alle Leute sein Werk erkennen mögen.
8 Die Tiere suchen ihre Schlupfwinkel auf und bleiben in ihren Höhlen.
9 Aus der Kammer des Südens kommt der Sturm und vom Norden her die Kälte.
10 Vom Hauche Gottes gibt es Eis, und die weiten Wasser frieren zu.
11 Mit Wasserfülle belastet er die Wolken, er zerstreut das Lichtgewölk.
12 Und dieses wendet sich überall hin, wohin er es lenkt, auszurichten alles, was er ihm befiehlt, auf dem ganzen Erdenrund,
13 bald zur Rute, bald zur Wohltat für sein Land.
14 Merke dir das, Hiob, stehe stille und erwäge Gottes Wunder!
15 Weißt du, wie Gott ihnen Befehl gibt, wie er das Licht seiner Wolken leuchten läßt?
16 Verstehst du das Schweben der Wolken, die Wunder dessen, der an Verstand vollkommen ist?
17 Du, dem die Kleider zu warm werden, wenn es auf der Erde schwül wird vom Mittagswind,
18 wölbst du mit Ihm das Firmament, daß es feststeht wie ein gegossener Spiegel?
19 Lehre uns, was wir ihm sagen sollen; wir können nichts vorbringen vor Finsternis.
20 Soll ihm gemeldet werden, daß ich rede? Oder sollte der Mensch wünschen, vertilgt zu werden?
21 Jetzt zwar sehen wir das Licht nicht, das doch leuchtend hinter den Wolken steht; aber der Wind wird sich erheben und sie wegfegen.
22 Von Mitternacht her kommt Goldglanz; Gott ist von wunderbarer Pracht umgeben.
23 Den Allmächtigen finden wir nicht; er ist von unbegreiflicher Kraft, voll Recht und Gerechtigkeit; er beugt sie nicht.
24 Darum fürchten ihn die Menschen; er aber sieht nicht an, die sich weise dünken.

Толковая Библия Лопухина

Окончание речи Елиуя. 1−13. Описание грозы и других физических явлений. 14−24. Заключение.

Иов 37:1−5. Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.

Иов 37:1. И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего.

Гроза с сопровождающими ее громом и молниею — предвестники предстоящего явления Бога (Исх 19:9:16−17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис 6:5; Иез 2:1; Дан 10:7−8).

Иов 37:2. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его.

Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс 28), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя.

Иов 37:3. Под всем небом раскат его, и блистание его — до краев земли.

Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли.

Иов 37:4. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан.

За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь — молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются.

Иов 37:5. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые.

Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер («дивно», ср. Пс 64:6:138.14; Дан 8:24), величие Бога (ср. Пс 28) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.

Иов 37:6. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти.

Иов 37:7. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его.

Иов 37:8. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах.

К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, — между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» — «полагать печать» в Иов 9:7; Откр 20:2−3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс 103:20−22).

Иов 37:9. От юга приходит буря, от севера — стужа.

Зима — время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими «гахедер», — из внутренней части юга (Иов 9:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах Зах 9:1 называется в Талмуде «землею юга», — с юга (Ис 21:1; Зах 9:14) или юго-востока (Ос 13:15), вторая приходит от «миммезарим», — от севера.

Иов 37:10. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.

Под влиянием холодных ветров («от дуновения Божия»; ср. Исх 15:10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною («сжимается»), затвердевает.

Иов 37:11. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его,

Иов 37:12. и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли.

Иов 37:13. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования.

Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального «или в благоволение» должно стоять: «или для Своей земли»: дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.

Иов 37:14. Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии.

Иов 37:15. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего?

Иов 37:16. Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?

Иов 37:17. Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга?

Иов 37:18. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?

Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами, то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?

Иов 37:19. Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.

Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. Иов 9:33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: «но желает ли человек быть уничтоженным?» (буквальное чтение второй половины стиха).

Иов 37:21. Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их.

Правильное чтение данного стиха такое: «и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их». Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа.

Иов 37:22. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие.

Вместо «светлая погода» в буквальном переводе с еврейского должно читаться: «золото приходит с севера». Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11, 33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом (Иов 28:12−16), то они недоступны смертным — «окрест Бога страшное великолепие».

Иов 37:23. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.

Хотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле.

Иов 37:24. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!

И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. «Бог не смотрит ни на кого из мудрых» (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.