Неемия 13 глава

Книга Неемии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие вовеки,
2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение».
3 Услышав этот закон, они отделили всё иноплеменное от Израиля.
4 А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии,
5 отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников.
6 Когда всё это происходило, я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году Вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю, и по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя.
7 Когда я пришёл в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия,
8 тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты
9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан.
10 Ещё узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие своё дело, разбежались, каждый на своё поле.
11 Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их.
12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.
13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них возложено раздавать части братьям своим.
14 Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нём!
15 В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное.
16 И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме.
17 И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?
18 Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навёл на нас и на город сей всё это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу.
19 После сего, когда смеркалось, у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний.
20 И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два.
21 Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу.
22 И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!
23 Ещё в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жён из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок;
24 и оттого сыновья их вполовину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски.
25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.
26 Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царём над всеми Израильтянами; и, однако же, чужеземные жёны ввели в грех и его.
27 И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете всё сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жён?
28 И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя.
29 Воспомяни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!
30 Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его,
31 и доставку дров в назначенные времена и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!

Комментарии МакДональда

II. ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НЕЕМИИ: РЕФОРМЫ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 13)

А. Изгнание Товии из храма (13:1−9)

13:1−3 Прослужив в Иерусалиме двенадцать лет, в 433 г. до Р. Х. Неемия на какое-то время вернулся в Вавилон. Потом он получил разрешение снова посетить Иерусалим, чтобы разобраться со злоупотреблениями. «В тот день» (ст. 1) может относиться к предыдущей главе, или же к другому дню во время отсутствия Неемии (ст. 6). В любом случае, Слово читалось, включая то место, где говорилось об исключении моавитян с аммонитянами из собрания. Эти хананеи не только отказали Божьему народу в хлебе и воде, но и наняли Валаама, чтобы тот проклял Божий народ. Но Бог превратил проклятие в благословение. Как чудесен Бог! Его народ отделил все иноплеменное от Израиля.

13:4−5 Изгнав иноземцев, они завершили дело, начатое в 9:2. Священник Елиашив поселил нечестивого Товию во дворе дома Бога, в помещении, в котором должна была храниться десятина для левитов и священников.

13:6−9 По возвращении Неемия быстро разобрался с этой ситуацией. В его отсутствие возникли и другие проблемы, и Неемия решительно боролся с ними.

Б. Восстановление левитской десятины (13:10−14)

Неемия упрекнул должностные лица, которые за это отвечали, в пренебрежительном отношении к левитам. Левиты были вынуждены работать в поле, чтобы содержать себя. Но теперь их снова собрали, и к кладовым были приставлены верные люди, которые заботились о распределении десятин среди них. Неемия попросил Бога помянуть его за это доброе дело (ст. 14).

В. Запрет на незаконную работу по субботам (13:15−22)

Неемия упрекнул правителей, которые позволяли народу работать в субботу. Иноземцы, жившие среди них, пытались сделать субботу рыночным днем. Но суббота должна была быть святой, и им следовало запрещать работать. Были посланы люди сторожить ворота, а жадные торговцы, расположившиеся лагерем вне города, были прогнаны под угрозой насилия. Незаконная деятельность была решительно прекращена. За это Неемия также просил помнить его (ст. 22).

Г. Расторжение незаконных браков (13:23−31)

За несколько лет до того, жены-иноземки были оставлены израильтянами по приказанию Ездры (Езд 10 гл.). Народ заключил завет, пообещав отделиться от язычников (гл. 10), и до какой-то степени сдержал слово. Но через какое-то время обычай жениться на Азотянках, Аммонитянках и Моавитянках снова стал процветать среди иудеев, в том числе священников. Некоторые из преступников были наказаны физически; другие изгнаны из общества. Внук первосвященника был выгнан. Язычников изгнали, и Неемия попросил Господа наказать тех, кто опорочил свое священное призвание. Неемия снова просит Господа, чтобы Он его вспомнил (ст. 31).

В церкви не запрещено вступать в брак с представителем другой этнической группы, потому что христианство — это вера всех народов и племен. Но и в ветхозаветные времена основная причина такого запрета заключалась, без сомнения, в развращенности ложных религий языческих народов.

Кемпбелл, так пишет о смешанных браках, оказывающих губительное влияние на христиан:

«Новый Завет добавляет нечто новое к свидетельству против браков между верующими и неверующими. Павел велит верующим вступать в брак «только в Господе» (1Кор 7:39). Но в наши дни, как и в былое время, некоторые верующие полагают, что смогут привести неспасенного партнера к Господу. Это происходит крайне редко, и чаще всего дети начинают подражать образу жизни необращенного супруга». На протяжении всего своего правления Неемия был человеком действия. Здесь больше, чем где бы то ни было, проявляется ревность о делах Бога, снедавшая его (Пс 68:10). Он не был лицеприятен, и все, преступавшие закон Господа, вызывали у него гнев. Он предупреждал, увещевал, упрекал, боролся, проклинал, бил и рвал волоса, и вообще всячески осложнял жизнь нечестивым! Это был отважный человек, упрямо сражавшийся на передовой с силами зла. Он неустанно трудился и созидал для Бога.

Эта глава завершает ветхозаветную историю. Книги, следующие за книгой Неемии, хронологически предшествуют ей (кроме Малахии, который был современником Неемии).

Чарльз Суиндолл завершает свой комментарий к книге Неемии, «Подайте мне еще один кирпич», следующим призывом, обращенным ко всем нам:

«Я думаю важно, что в последней сцене в книге Неемии он на коленях молит Бога о благодати. Он жестоко сражался за правое дело, но сердце его было кротко перед Господом. Какой великолепный образец руководителя! Это был честный, убежденный и преданный человек. Вы справитесь с еще одним кирпичом?».

=====

Примечания

(6:10−14) Такие молитвы иногда называют «молитвенными стрелами», потому что они быстро достигают Божьего престола.

(8:1−8) Еврейский и арамейский — родственные семитские языки. Позже были записаны арамейские «переложения» оригинального еврейского текста, получившие название «Таргумов».

(11:3−36) Здесь Иерусалим впервые назван «святым городом».

(13:23−31) Иосиф Флавий утверждает, что изгнанный бунтовщик направился в Самарию, где Санаваллат построил для него храм, ставший убежищем для иудеев-отступников.

(13:23−31) Период после Неемии иногда называют «четыреста лет молчания», хотя это не совсем точное определение. Например, в одиннадцатой главе книги пророка Даниила подробно описана история греческой эпохи, хотя это пророчество, написанное до того, как случились события. На самом деле, этот отрывок Писания написан с такой точностью и в таких подробностях (для тех, кто знаком с историей Птолемеев и Селевкидов), что большинство либеральных исследователей и их поклонников отрицают, что книга Даниила — пророческая. Ветхозаветные апокрифы, хоть они и не богодухновенны, содержат ценные исторические сведения об этом периоде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.