Йова 28 глава

Книга Йова
Переклад Огієнка → Толкование Далласской семинарии

Переклад Огієнка

1 Отож, має срі́бло своє джерело́, і є місце для золота, де його чи́стять,
2 залізо береться із по́роху, з ка́меня мідь виплавляється.
3 Люди́на кладе для темно́ти кінця́, і докра́ю досліджує все, і шукає камі́ння у те́мряві та в смертній тіні:
4 ламає в копа́льні далеко від ме́шканця; забуті ногою люди́ни, ви́сять місця́, відда́лені від чоловіка.
5 Земля — хліб із неї похо́дить, а під нею пори́то, немов би огнем,
6 місце сапфі́ру — каміння її, й порох золота в ній.
7 Стежка туди — не знає її хижий птах, її око орли́не не бачило,
8 не ступала по ній молода звірина́, не ходив нею лев.
9 Чоловік свою руку по кре́мінь витя́гує, гори від кореня переверта́є,
10 пробива́є у скелях канали, і все дороге бачить око його!
11 Він зага́чує рі́ки від ви́ливу, а захо́вані речі виво́дить на світло.
12 Та де мудрість знахо́диться, і де́ місце розуму?
13 Люди́на не знає ціни їй, і вона у країні живих не знахо́диться.
14 Безо́дня говорить: „Вона не в мені!“ і море звіщає: „Вона не зо мною!“
15 Щирого золота дати за неї не можна, і не ва́житься срі́бло ціною за неї.
16 Не важать за неї офі́рського золота, ні дорогого оні́ксу й сапі́ру.
17 Золото й скло — не рівня́ються в ва́ртості їй, і її не зміня́ти на по́суд із щирого золота.
18 Кора́лі й кришта́ль і не зга́дуються, а набу́ток премудрости — ліпший за пе́рли!
19 Не рівня́ється їй етіо́пський топа́з, і не ва́житься золото щире за неї.
20 А мудрість ізвідки прихо́дить, і де́ місце розуму?
21 Бо вона від очей усьо́го живого захо́вана, і від птаства небесного скрита вона.
22 Аваддо́н той і смерть промовляють: Ушима своїми ми чули про неї лиш чутку!
23 Тільки Бог розуміє дорогу її, й тільки Він знає місце її!
24 Бо Він аж на кінці землі придивля́ється, ба́чить під небом усім.
25 Коли́ Він чинив вагу ві́трові, а воду утво́рював мірою,
26 коли Він уста́ву складав для дощу та дороги для бли́скавки грому,
27 тоді Він побачив її та про неї повів, міцно поставив її та її дослідив!
28 І сказав Він люди́ні тоді: „Таж страх Господній — це мудрість, а ві́дступ від злого — це розум!“

Толкование Далласской семинарии

в. Иов о Божией мудрости (глава 28)

В этой главе Иов говорит о неспособности человека полностью постичь мудрость Божию (сравните 26:14), и, следовательно, все «пути» Его. В излагаемых им мыслях, несомненно, содержится возражение троим его оппонентам, которые претендовали на полное понимание действий Бога в жизни Иова. Логическую связь этой главы с предыдущей можно проследить в том, что Иову причина гибели нечестивого (глава 27) видится в непрочной основе его благосостояния.

Ибо оно строится на стремлении к тленным земным богатствам и на обладании ими, тогда как прочная основа человеческого существования — в страхе Господнем (28:28). В нем — спасительная премудрость, которая грешнику, однако, недоступна. Известная только Богу, она открывается тем людям, которые уповают на Него.

Отдав дань человеческой мудрости (у Иова она предстает в красочном описании того, как люди извлекают из земли скрытые в ней природные сокровища), он переходит к премудрости Божией, к разуму духовному, «местонахождение» которых открыть несравненно труднее чем залежи драгоценных руд и камней.

Иов 28:1−11. Неточная жила… серебра — место естественного его выхода на поверхность.

Железо добывают из земных недр (хотя начало железного века относят примерно к 1200 г. до Р. Х. — тогда из железа стали повсеместно производить орудия труда и войны, известно оно было задолго до этого, к примеру, Быт 4:22); из руды выплавляют медь.

Смысл стих 3 в том, что человек научился находить нужные ему руды в земле; во мрак ее недр он вносит источники света, и тщательно разыскивает камень.

В стихе 4 — описание спуска рудокопов в шахты, вырытые вдали от населенных мест Спускаясь туда с помощью веревок или каких-то иных приспособлений, они повисают на них и раскачиваются (висят и зыблются).

В поисках металлов и минералов землю роют как в вертикальном направлении, так и по горизонтали: она вся внутри изрыта, и в ней находят «камешки» сапфира и крупинки золота (стихи 5−6). Все эти сокровища залегают на такой глубине, что не видны ни далеко видящему орлу (в русском переводе — хищная птица), ни коршуну. Места залегания их, далеко расположенные от человеческих поселений, не попирали ни скимны (львы) ни шакалы (стихи 7−8).

Люди же, работающие там, научились разбивать гранитные породы и производить обвалы в горах (стих 9), пробивать в скалах тоннели (стих 10), отводить в сторону мешающие работе подземные воды. Все это ради того, чтобы вывести на поверхность подземные сокровища (стихи 9−10).

Иов 28:12−19. Здесь заключена очень важная мысль: человеческой мудрости подвластны земные знания, но высшая мудрость (премудрость) не… на земле… обретается, и ни за какие земные сокровища приобрести ее невозможно. Евр хохма, переведенное как «премудрость», предполагает проникновение в глубинную суть вещей к те духовные познания и связанные с ними нравственные критерии, которые положены в основу человеческого существования (стихи 12−13).

Бездна (стих 14) соответствует здесь понятию подземных рек и водных источников (Быт 49:25 и толкование на этот стих). Следует перечисление драгоценных металлов и камней и подводных сокровищ (стих 18), на которые не купить «премудрости»; кристалл в стихе 17 — это стекло, почитавшееся на древнем Востоке предметом роскоши. «Топазом Ефиопским» в стихе 19 названы желто-оранжевого цвета алмазы, которые по имеющимся свидетельствам находили в Эфиопии. Сравните со схожими оценками мудрости в Притч 3:13−15; 8:1; 16:16.

Иов 28:20−27. Стих 20 близок по звучанию к стиху 12, однако, здесь вопрос ставится более конкретно: откуда же исходит премудрость? и где место (источник) разума? Как, каким образом обрести их? Пробуя ответить на поставленные им вопросы, Иов вновь говорит о том, что сокрыта она (премудрость) от очей всего живущего, и птицы, которые повсюду летают и далеко видят с небес, не могли бы ответить, где она утаена.

И в царстве смерти (толкование на 26:6) лишь слышали о ней (стих 22). Знает же о ней все только Бог, вездесущий и всеведущий, провозглашает Иов (стихи 23−24).

Замечательны по смыслу своему стихи 25−27. Премудрость была тем, чем руководствовался Господь, творя вселенную. В гении Творца она и проявилась в полную меру. «Бог видел премудрость» (стих 27) понимают иногда в том значении, что она была перед Ним как идеальный прообраз творения. В созданном Им Он… явил ее и придал ей характер вечного закона (приготовил ее); и еще испытал ее может означать, что способность сотворенного мира к существованию и развитию убедили Бога в том, что установленные Им законы «действуют». Смотрите поэтически звучащие и по мысли своей совпадающие со сказанным здесь стихи в книге Притчей (Притч 8:22−30).

Иов 28:28. И тут Иов заявляет, что то, что нужно знать человеку о премудрости, Бог сказал ему: это страх Господень… и удаление от зла. «Страх», т. е. почитание Господа и подчинение Ему, — вот та основополагающая идея, которую осуществил Бог при сотворении человека. Человек должен «удаляться от зла» — отвергать его и жить в согласии с законами Божией святости.

Обвинители Иова настаивали на том, что он Бога не боится и от греха «не удаляется», а, значит, мудрость ему не присуща. Но из того, что говорил Иов в главе 28 (особенно в последней ее части) следует иное: он всегда испытывал благоговейный страх перед Богом и ненавидел грех (Притч 8:13). И это соответствует тому, что говорит об Иове Сам Бог (1:1, 8; 2:3).

Заключительный стих главы 28 связывает ее со следующей главой, где Иов приводит «аргументы» в пользу своей богобоязненности, и с главой 31, где он перечисляет свидетельства того, что зла он не совершал и грех всегда был чужд ему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.