Йова 23 глава

Книга Йова
Переклад Огієнка → Толкование Далласской семинарии

Переклад Огієнка

1 А Йов відповів та й сказав:
2 „Моя мова й сьогодні гірка́, — тяжче стражда́ння моє за стогна́ння мої.
3 О, якби то я знав, де Його я знайду́, то прийшов би до місця Його пробува́ння!
4 Я б перед обличчям Його свою справу поклав, а уста свої я напо́внив би до́водами, —
5 розізнав би слова́, що́ мені відповість, і я зрозумів би, що́ скаже мені.
6 Чи зо мною на прю Він з великою силою стане? О ні, — тільки б увагу звернув Він на мене!
7 Справедливий судився б там з Ним, я ж наза́вжди б звільни́всь від свойого Судді.
8 Та піду́ я на схід — і немає Його, а на за́хід удамся — Його не побачу,
9 на півно́чі шукаю Його — й не вхоплю́, збо́чу на пі́вдень — і не добача́ю.
10 А Він знає дорогу, яка при мені, — хай би ви́пробував Він мене, — мов те золото, вийду!
11 Трималась нога моя коло стопи́ Його, доро́ги Його я держа́вся й не збо́чив.
12 Я не відступався від за́повідей Його губ, над уста́ву свою я ховав слова уст Його.
13 Але Він при одно́му, — й хто заве́рне Його? Як чого зажадає душа Його, — те Він учинить:
14 бо Він ви́конає, що́ про мене призна́чив, і в Нього багато такого, як це!
15 Тому перед обличчям Його я тремчу́, розважаю — й жахаюсь Його.
16 А Бог пом'якши́в моє серце, і Всемогутній мене настраши́в,
17 бо не знищений я від темно́ти, ані від обличчя свого, що темність закрила його!

Толкование Далласской семинарии

2. ТРЕТИЙ ОТВЕТ ИОВА ЕЛИФАЗУ (главы 23−24)

Оставив (до поры до времени; глава 31) без внимания голословные утверждения Елифаза, Иов размышляет здесь о несправедливостях, от которых пострадал он и от которых страдают другие. Он опять говорит о желании «представить свое дело Богу» (23:1−7) и сокрушается по поводу недоступности Его и несправедливости (23:8−17) и по поводу Его непонятного молчания относительно безобразий, творящихся в мире (глава 24).

а. «О. если бы я знал, где найти Его» (23:1−9)

Иов 23:1−7. Предложение Елифаза «сблизиться с Богом» (22:21) Иов никак не отвергает, но ведь Бог Сам не допускает, не хочет этого сближения, и потому все еще… горька речь Иова, страдания которого, однако, горше (тяжелее) стонов его. Он горячо желает найти Бога и приблизиться к престолу Его, чтобы изложить пред Ним дело свое. О, если б ему узнать, в чем обвиняет его Всевышний (узнал бы… и понял бы, что Он скажет мне), он постарался бы привести убедительные слова в свое оправдание (стихи 4−5).

Психологически понятны метания Иова от отчаяния (нет у него возможности убедить Бога в своей невиновности; 9:14−16) к надежде: под впечатлением фактов, которые приведет Ему Иов, всемогущий Бог не станет состязаться с ним (в значении «обвинять его»); стихи 4−6. И тогда он, праведник, мог бы состязаться (здесь в значении «доказать свою невиновность»; слову «состязаться» в еврейском тексте (стих 6 и стих 7) соответствуют два разных слова — риб и йаках; оба они являются «судебными терминами»). Если бы Бог благосклонно выслушал его, то, не сомневается Иов, он навсегда получил бы свободу от грозного Судии своего!

Иов 23:8−9. Образное выражение той мысли, что Бог скрывается от Иова, ищущего Его, и Сам избегает сближения с ним.

б. Иов снова настаивает на своей невиновности (23:10−12)

Иов 23:10−12. Проявление к себе вражды со стороны Бога Иов видит в том, что Он, Который знает путь его, потому и уклоняется от встречи с Иовом, что благочестие его Ему известно. В случае «судебного разбирательства» (пусть испытает меня) Иов вышел бы чистым, как золото, выходящее из горнила. Он не сомневается в этом, потому что всегда держался стези Его и от пути Его… не уклонялся, как не отступал от заповедей и «глаголов» Его (стихи 11−12). Здесь, как видим, Иов утверждает прямо противоположное тому, из чего исходил и в чем обвинял его Елифаз (сравните 22:15, 22).

в. Обвинения Иова в адрес Бога (23:13−17)

Иов 23:13−14. И снова Иова охватывает отчаяние: он ощущает безнадежность этого «предприятия» — встречи с Богом «в суде». Как может он противостать Вседержителю, действия Которого неподконтрольны никому! Все, что он наметил выполнить в отношении Иова, Он выполнит, как и многие подобные (в отношении других людей) намерения Свои.

Иов 23:15−17. Иов сознает это и потому страшится Бога и трепещет пред лицем Его. Поэтому, т. е. при мысли о непостижимости характера Бога и своего положения перед Ним, а не по греховности своей, как полагает Елифаз (22:10).

При буквальной передаче с древнееврейского стих 17 звучит иначе чем в синодальном переводе, а именно: «Ибо я погибаю не от присутствия тьмы, ни от мрака, который закрывает лице мое». Иов, очевидно, подразумевал, что погибает он от (по причине) непостижимого для него поведения Господа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.