Йова 5 глава

Книга Йова
Переклад Огієнка → Толкование Далласской семинарии

Переклад Огієнка

1 Ану клич, — чи є хто, щоб тобі відповів? І до ко́го з святих ти вдаси́ся?
2 Бо гнів побиває безглу́здого, а за́здрощі смерть завдаю́ть нерозумному!
3 Я бачив безумного, я́к він розсівся, — та зараз оселя його спорохня́віла.
4 Від спасі́ння далекі сини його, вони без рятунку поча́влені бу́дуть у брамі!
5 Його жни́во голодний поїсть, і з-між те́рну його забере́, — і спра́гнені ось поковта́ють маєток його!
6 Бо нещастя вихо́дить не з по́роху, а горе росте не з землі, —
7 бо люди́на народжується на стражда́ння, як іскри, щоб уго́ру летіти.
8 А я б удава́вся до Бога, і на Бога б поклав свою справу, —
9 Він чинить велике та недосліди́ме, предивне, якому немає числа,
10 бо Він дає дощ на пове́рхню землі, і на поля́ посилає Він воду,
11 щоб поста́вить низьки́х на високе, і зміцни́ти спасі́ння засмучених.
12 Він розві́ює за́думи хитрих, і не виконують плану їх ру́ки,
13 Він мудрих лука́вством їх ло́вить, і рада круті́йська марно́ю стає, —
14 вдень знахо́дять вони темноту́, а в по́лудень ма́цають, мов уночі!
15 І Він від меча урято́вує бідного, а з міцно́ї руки — бідаря́,
16 і стає́ться надія нужде́нному, і замкнула уста́ свої кривда!
17 Тож блаженна люди́на, яку Бог карта́є, і ти не цурайсь Всемогу́тнього кари:
18 Бо Він рану завда́сть — і перев'я́же, Він ламає — й виго́юють руки Його!
19 В шістьох лихах спаса́є тебе, а в сімох не діткне́ тебе зло:
20 Викупля́є тебе Він від смерти за голоду, а в бою́ — з рук меча.
21 Як бич язика́ запанує, сховаєшся ти, і не будеш боятись руїни, як при́йде вона.
22 З насилля та з голоду бу́деш сміятись, а земно́ї звіри́ни не бійся.
23 Бо з камі́нням на полі є в тебе умова, і звір польови́й прими́рився з тобою.
24 І дові́даєшся, що наме́т твій спокійний, і перегля́неш домі́вку свою́, — і не зна́йдеш у ній недоста́тку.
25 І довідаєшся, що числе́нне насіння твоє, а наща́дки твої — як трава на землі!
26 І в дозрілому ві́ці до гробу ти зі́йдеш, як збіжжя доспі́ле ввіхо́дить до клуні за ча́су свого!
27 Отож, досліди́ли ми це — й воно так, послухай цього́, — й зрозумій собі все!“

Толкование Далласской семинарии

г. Совет Елифаза Иову (5:1−16)

Иов 5:1−7. Продолжая свою речь, Елифаз отметает целесообразность обращения к ангелам («святым»): они не помогут Иову, ибо и сами не совершенны (4:18); как же поручиться им перед Богом за безгрешность человека, низшего, по сравнению с ними, создания! Итак, нет у Иова защитников ни среди людей ни среди небожителей.

Сетования Иова (глава 3) Елифаз расценивает как гневливость и раздражительность… глупца.

Начиная со стихом 3, Елифаз, снова ссылаясь на свой жизненный опыт, говорит о том, как гибнут «глупцы»: конечную судьбу их («проклятие дома их») можно предсказать заранее, когда они только «укореняются», т. е. в начальной поре их процветания (сравните 4:9, 19).

Прозрачно и, значит, безжалостно намекая на бедствия, постигшие Иова, Елифаз говорит о гибели детей «глупца» (стих 4), его урожая (который расхищен будет и через терновую ограду, стих 5), о разграблении всего его имущества (стих 5). Из сказанного Елифаз делает вывод, что не из земли вырастает беда, которая приходит к человеку, но в нем самом обитает она, ибо такова его природа. Человек рождается на страдание. Ибо он совершает преступления, за которые следует возмездие, и это так же закономерно, как то, что искры устремляются вверх.

Иов 5:8−16. Но если человек (а, значит, и Иов) грешен от природы, То почему бы ему не признаться в этом и не обратиться к Богу, Который благостен и всемогущ (стихи 9−10) и сострадает униженным (стих 11), гордых же, которые противятся Ему, напротив, наказывает (стихи 12−14). В стихе 15 подразумевается, что Бог спасает бедного от клеветы (от меча, исходящего из уст) и от руки сильного. Хотя в принципе совет Елифаза, обращенный к Иову, нельзя назвать неверным, он, исходя из того, что бедствия постигли Иова как кара за грехи его, ошибался.

д. Елифаз напоминает о благословениях Божиих (5:17−27)

Иов 5:17−27. В стихе 17 Елифаз снова выражает главную свою мысль: через наказание Бог… вразумляет человека, и поэтому наказанию надо радоваться, а не отвергать его. Целью же вразумления как раз и является привести человека к осознанию его греха, к смирению перед Богом. После чего последуют «возвышение и спасение» смирившегося. Елифаз подробно перечисляет и описывает благодеяния Божии: нанося раны. Он… Сам и обвязывает их, поражает, но и врачует.

Если Иов примет совет Елифаза, то сколько бы бед ни постигло его («шесть и семь»), Бог спасет его от них. В стихе 19 за числом «шесть» следует другое — то, что на порядок выше его, — это характерный для Библии литературный прием, выражающий идею полноты; сравните Притч 30:15, 18, 21, 29; Ам 1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6.

Из возможных бед Елифаз упоминает смерть от голода, гибель на войне, страдания от клеветы и опустошения (связанного, возможно, с вражеским нашествием; стих 21). Дикие звери не будут опасны смиренному (а, значит, и Иову, если смирится), и даже камни будут в союзе с ним (т. е. не повредят урожаю его полей); стихи 22−23. Дом твой будет в безопасности, говорит Елифаз, и, осматривая его, ты не найдешь недостатки в нем (именно так следует читать окончание стих 24). У тебя будет многочисленное потомство, и ты умрешь, достигнув зрелости (сравните 42:17). Во всем этом и состоит мудрость, которой они владеют, и Иову необходимо задуматься над этим; таков итог сказанному им, который Елифаз подводит в стихе 27.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.