Иов 28 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Есть рудники, где люди добывают серебро, места, где они выплавляют чистое золото.
2 Они железо добывают из земли, медь выплавляют из руды.
3 Они приносят свет в шахты, во мраке ищут камень в глубине пещер.
4 Они врываются глубоко в землю, следуя жилам руды. Они уходят глубоко под землю, вдали от мест, где обитают люди, туда, где никогда не ступала нога человека. Они раскачиваются на канатах в глубине, где нет других людей.
5 Хлеб растёт на земле наверху, но под землёй — всё иначе, там будто всё расплавлено в огне.
6 Сапфиры лежат под землёй и крупицы чистого золота.
7 Дикие птицы не знают подземных троп, глаз орла никогда не видел их мрака.
8 Дикий зверь никогда там не ходил, и лев никогда не ступал той дорогой.
9 Люди прорубают твердыни скал, срывают горы, их обнажая.
10 Они прорубливают туннели сквозь скалы и видят все земные богатства.
11 Они строят плотины, чтобы остановить воду, и выносят на свет спрятанное.
12 Но где можно найти мудрость? Где спрятан разум?
13 И ценность разума не постигают люди, они найти его в земле не могут.
14 „Она не во мне”, — говорит океан глубокий. „Она не в нас”, — говорят моря.
15 Мудрость не купишь и за чистейшее золото, цену ей не установить весом серебра.
16 Она не продаётся за золото Офира, за драгоценные ониксы или сапфиры.
17 Ни хрусталь, ни золото с ней не сравнятся, её не купишь и за драгоценности.
18 О кораллах с яшмой и говорить нечего, дороже, чем рубины, мудрости цена.
19 С ней не сравнятся и топазы Эфиопии, за чистое золото не купишь её.
20 Откуда же мудрость исходит? Где обитает разум?
21 От глаз всего живого это спрятано, сокрыто даже от небесных птиц.
22 Смерть и разрушение говорят: „Только слух об этом достиг наших ушей, но мы никогда не видели её”.
23 Только Господь знает путь к мудрости, только один Он знает, где она обитает.
24 Поскольку Он землю осматривает до краёв и видит всё, что есть под небесами.
25 Когда определял Он силу ветра и меру океану полагал,
26 когда задумывал, где пасть дождю, и молний путь решал,
27 тогда увидел мудрость Он и, испытав её, понял её ценность.
28 И так сказал Он человеку: „Страх перед Господом есть мудрость, а разум — быть в стороне от зла”».

Толкование Далласской семинарии

в. Иов о Божией мудрости (глава 28)

В этой главе Иов говорит о неспособности человека полностью постичь мудрость Божию (сравните 26:14), и, следовательно, все «пути» Его. В излагаемых им мыслях, несомненно, содержится возражение троим его оппонентам, которые претендовали на полное понимание действий Бога в жизни Иова. Логическую связь этой главы с предыдущей можно проследить в том, что Иову причина гибели нечестивого (глава 27) видится в непрочной основе его благосостояния.

Ибо оно строится на стремлении к тленным земным богатствам и на обладании ими, тогда как прочная основа человеческого существования — в страхе Господнем (28:28). В нем — спасительная премудрость, которая грешнику, однако, недоступна. Известная только Богу, она открывается тем людям, которые уповают на Него.

Отдав дань человеческой мудрости (у Иова она предстает в красочном описании того, как люди извлекают из земли скрытые в ней природные сокровища), он переходит к премудрости Божией, к разуму духовному, «местонахождение» которых открыть несравненно труднее чем залежи драгоценных руд и камней.

Иов 28:1−11. Неточная жила… серебра — место естественного его выхода на поверхность.

Железо добывают из земных недр (хотя начало железного века относят примерно к 1200 г. до Р. Х. — тогда из железа стали повсеместно производить орудия труда и войны, известно оно было задолго до этого, к примеру, Быт 4:22); из руды выплавляют медь.

Смысл стих 3 в том, что человек научился находить нужные ему руды в земле; во мрак ее недр он вносит источники света, и тщательно разыскивает камень.

В стихе 4 — описание спуска рудокопов в шахты, вырытые вдали от населенных мест Спускаясь туда с помощью веревок или каких-то иных приспособлений, они повисают на них и раскачиваются (висят и зыблются).

В поисках металлов и минералов землю роют как в вертикальном направлении, так и по горизонтали: она вся внутри изрыта, и в ней находят «камешки» сапфира и крупинки золота (стихи 5−6). Все эти сокровища залегают на такой глубине, что не видны ни далеко видящему орлу (в русском переводе — хищная птица), ни коршуну. Места залегания их, далеко расположенные от человеческих поселений, не попирали ни скимны (львы) ни шакалы (стихи 7−8).

Люди же, работающие там, научились разбивать гранитные породы и производить обвалы в горах (стих 9), пробивать в скалах тоннели (стих 10), отводить в сторону мешающие работе подземные воды. Все это ради того, чтобы вывести на поверхность подземные сокровища (стихи 9−10).

Иов 28:12−19. Здесь заключена очень важная мысль: человеческой мудрости подвластны земные знания, но высшая мудрость (премудрость) не… на земле… обретается, и ни за какие земные сокровища приобрести ее невозможно. Евр хохма, переведенное как «премудрость», предполагает проникновение в глубинную суть вещей к те духовные познания и связанные с ними нравственные критерии, которые положены в основу человеческого существования (стихи 12−13).

Бездна (стих 14) соответствует здесь понятию подземных рек и водных источников (Быт 49:25 и толкование на этот стих). Следует перечисление драгоценных металлов и камней и подводных сокровищ (стих 18), на которые не купить «премудрости»; кристалл в стихе 17 — это стекло, почитавшееся на древнем Востоке предметом роскоши. «Топазом Ефиопским» в стихе 19 названы желто-оранжевого цвета алмазы, которые по имеющимся свидетельствам находили в Эфиопии. Сравните со схожими оценками мудрости в Притч 3:13−15; 8:1; 16:16.

Иов 28:20−27. Стих 20 близок по звучанию к стиху 12, однако, здесь вопрос ставится более конкретно: откуда же исходит премудрость? и где место (источник) разума? Как, каким образом обрести их? Пробуя ответить на поставленные им вопросы, Иов вновь говорит о том, что сокрыта она (премудрость) от очей всего живущего, и птицы, которые повсюду летают и далеко видят с небес, не могли бы ответить, где она утаена.

И в царстве смерти (толкование на 26:6) лишь слышали о ней (стих 22). Знает же о ней все только Бог, вездесущий и всеведущий, провозглашает Иов (стихи 23−24).

Замечательны по смыслу своему стихи 25−27. Премудрость была тем, чем руководствовался Господь, творя вселенную. В гении Творца она и проявилась в полную меру. «Бог видел премудрость» (стих 27) понимают иногда в том значении, что она была перед Ним как идеальный прообраз творения. В созданном Им Он… явил ее и придал ей характер вечного закона (приготовил ее); и еще испытал ее может означать, что способность сотворенного мира к существованию и развитию убедили Бога в том, что установленные Им законы «действуют». Смотрите поэтически звучащие и по мысли своей совпадающие со сказанным здесь стихи в книге Притчей (Притч 8:22−30).

Иов 28:28. И тут Иов заявляет, что то, что нужно знать человеку о премудрости, Бог сказал ему: это страх Господень… и удаление от зла. «Страх», т. е. почитание Господа и подчинение Ему, — вот та основополагающая идея, которую осуществил Бог при сотворении человека. Человек должен «удаляться от зла» — отвергать его и жить в согласии с законами Божией святости.

Обвинители Иова настаивали на том, что он Бога не боится и от греха «не удаляется», а, значит, мудрость ему не присуща. Но из того, что говорил Иов в главе 28 (особенно в последней ее части) следует иное: он всегда испытывал благоговейный страх перед Богом и ненавидел грех (Притч 8:13). И это соответствует тому, что говорит об Иове Сам Бог (1:1, 8; 2:3).

Заключительный стих главы 28 связывает ее со следующей главой, где Иов приводит «аргументы» в пользу своей богобоязненности, и с главой 31, где он перечисляет свидетельства того, что зла он не совершал и грех всегда был чужд ему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.