Иов 16 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 И тогда Иов отвечал:
2 «Я слышал много слов, подобных этим. Успокоители неважные из вас.
3 Когда же вашим бесконечным речам придёт конец? Что вас вынуждает спорить?
4 Я тоже мог бы говорить, как и вы; будь вы на моём месте, я тоже мог бы выступать с речами красивыми против вас и головой качать.
5 Но успокоение, идущее из уст моих, вам приносило бы надежду.
6 И вот я говорю, но не проходит боль моя, и, если сдерживаю речь, всё так же не проходит.
7 Господь, конечно же, Ты сил лишил меня, Ты уничтожил всю семью мою.
8 Сил и здоровья Ты меня лишил, поэтому все люди полагают, что я виновен.
9 Бог в гневе нападает на меня, и рвет на части, и скрипит зубами. Мои враги не отрывают от меня сверлящих взглядов.
10 Ради глумления надо мной люди объединяются против меня, оскорбляют и бьют меня.
11 Бог отдал меня этим злобным людям, они мне страдания приносят.
12 Всё было хорошо, но Бог схватил меня за шею и разбил, меня Он выбрал Своей мишенью.
13 Я окружён Его стрелками. Безжалостно Он пронзает мне нутро и по земле разбрызгивает желчь.
14 Снова и снова Он нападает на меня, и бежит на меня как воин.
15 Я полон грусти, одетый во власяницу, пал ниц, похоронил лицо своё в пыли.
16 Лицо моё красно от плача, и под глазами чёрные круги.
17 Моим рукам неведомо насилие, а молитвы мои чисты.
18 Не прячь, земля, испытанное мною наказание, которое я не заслужил! И прошения о справедливости не скрывай!
19 Но всё равно, есть у меня на небесах свидетель, защитник, который вступится за честь мою.
20 Заступников среди друзей нет у меня, я мои слезы Богу выливаю.
21 Хочу, чтоб перед Богом попросил хоть кто-нибудь защиты для меня, как просят о защите друга.
22 Пройдёт немного лет, и я уйду туда, откуда нет возврата».

Толкование Далласской семинарии

2. ВТОРОЙ ОТВЕТ ИОВА ЕЛИФАЗУ (главы 16−17)

а. Раздражение Иова (16:1−5)

Иов 16:1−5. Пустые («ветреные») слова «жалких утешителей» его (ближе к евр. тексту: «утешителей, усугубляющих несчастье») вконец вывели Иова из терпения. Будет ли этому конец? — восклицает он, обращаясь к Елифазу и, видимо, удивленный «ожесточением его позиции» во второй его речи: что побудило тебя так отвечать мне? Если бы они могли поменяться местами (стих 4), продолжает Иов, то и он мог бы бичевать друзей словами и издевательски кивать в их сторону головою. Однако он не поступил бы так.

В начале стих 5 должно стоять «но» (оно и стоит в англ. тексте): Но я подкреплял бы (действительно утешал бы) вас, а не растравлял бы ваши раны речами, сходящими с языка моего и с уст моих — такова мысль Иова в стихе 5. Именно так поступал он по отношению к другим людям в прошлом (Иов 4:3−4; 29:21−23).

б. Страдание Иова (16:6−17)

Иов 16:6−8. Иов сознает, что ни в словах его ни в молчании нет ему ни прока ни утешения (стих 6). Но, перестань он говорить, не явится ли это молчаливым признанием им несуществующей его вины? Вероятно, движимый этим чувством, Иов снова в муке своей обращается с горькими жалобами к Богу: это Ты разрушил… семью мою… изнурил меня! Во свидетельство, якобы о вине его, которой нет, Бог покрыл… лице Иова морщинами — знаками горя.

Иов 16:9−14. Бога, в Его непонятной Иову враждебности против него, страдалец уподобляет дикому зверю, который терзает его, скрежещет на него зубами, не сводит с него страшного своего взгляда (стих 9). А тут еще злые люди, в руки которым Бог… предал его, сговорились против него и всячески над ним издеваются.

И все это обрушилось на Иова внезапно, посреди мирного течения его жизни (Я был спокоен; стих 12); в образах и аллегориях последующих стихов Иов описывает «нападение» на него Бога, Которого сравнивает, в частности, с безжалостным «ратоборцем» (воином; стих 14), бегущим на него. Низринув его в пучину бедствий, Бог поставил его мишенью гнева Своего (стих 12); беды, насылаемые Им, подобно «стрельцам», окружили Иова и поражают его, «рассекая внутренности его» (стих 13).

Приписывая Богу беспричинно-враждебное отношение к себе, Иов ошибался, но другого объяснения своим страданиям он не видел. Некоторые рассматривают стихи 10−11 как своего рода мессианские, «открывающие» в главе 16 «провиденье» Иовом Небесного Заступника; стихи 19, 21. Ведь словами, которые Иов произносит в 16:10−11 (или очень близкими к ним) описывались на страницах Нового Завета страдания Христа.

Иов 16:15−17. В знак терзающей его скорби Иов облачился во вретище (сравните Быт 37:34; 4Цар 19:1; Неем 9:1; Есф 4:1; Плач 2:10; Дан 9:3; Иоиль 1:8, 13) и в прах положил голову свою (буквально в евр. тексте: «свернул мой рог в прах»; напомним, что рог считался символом силы — Пс 74:5; 148:14). Лице его побагровело от непрестанного плача, и черные круги смерти окружили очи его (стих 16). И это при том, повторяет Иов, что он не делал ничего дурного (вопреки утверждениям безжалостного Елифаза; 15:20) и всегда молился от чистого сердца (стих 17). Так за что же, за что Бог «враждует» (стих 9) против него?

в. Пожелание Иова (16:18 — 17:5)

Иов 16:18−21. Иов молит, чтобы земля не сокрыла крови его (не впитала ее в себя), т. е. чтобы невинно пролитая, она была отомщена (сравните Быт 4:10); здесь, возможно, — «увидена» Богом. Вторую часть стих 18 следует читать как «да не утихнет вопль мой!»

И вновь обращается Иов к Богу, казалось бы, столь враждебно к нему настроенному. Все — и разум и чувства — как будто свидетельствуют об этом страдальцу. Но он неотступно, вновь и вновь продолжает взывать к Нему, и в этом нельзя не видеть величайшего упования Иова на Бога, которое продолжает жить в нем, несмотря на все его муки, несмотря на молчание Всевышнего.

Земля «не сокроет его крови», и Бог в конце-концов признает, что она пролита невинно, и вопль Иова достигнет Его ушей. Он Сам станет Свидетелем его и Заступником в небесах (стих 19). И защитит его перед «многоречивыми друзьями» его (ближе к оригинальному тексту — перед «насмешниками друзьями» его). И об этом течет к Богу слеза Иова (стих 20).

Слово состязание в стихе 21 не следует, конечно, понимать в значении попытки «сравняться» с Богом: Иов хочет получить право говорить с Ним и получать от Него ответы, как это происходит в общении между людьми. И вот в момент очередного прозрения (стих 19) Иов свидетельствует, что такое возможно, потому что есть у него Заступник… в вышних (в небесах).

Иов 16:22 — 17:2. Иову очень важно оправдаться перед Богом, ему тем более необходимо это, что конец его близок. Однако в окружении друзей-врагов, добивающих его насмешками, он и умереть не может спокойно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.