Библия » Толкования Августина

2-е послание Фессалоникийцам 3 глава

Стих 1

[Апостол] также говорит фессалоникийцам: Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера (1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. 2 Фес. 3:1-2). Каким же образом распространялось бы и прославлялось слово Божие, если не через обращение к вере тех, кому оно проповедовалось, поскольку он ведь говорит уже верующим – таким образом, как и у вас? Он, безусловно, знает, что это осуществляется Тем, Кого он хочет попросить это сделать, а также избавить его от беспорядочных и лукавых людей, которые, конечно же, не склонны были уверовать, хотя те и молились. Вот почему он добавляет: ибо не во всех вера, – словно тем самым хочет сказать: ведь не у всех, хоть вы и молитесь, будет прославляться слово Божие, потому что уверовать были склонны именно те, которые были уставлены1 к вечной жизни (48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Деян. 13:48), предопределены усыновиться Им чрез Иисуса Христа2 , избраны в Нем прежде создания мира (4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, Еф. 1:4). Но Бог через молитвы верующих заставляет уверовать еще не верующих затем, чтобы показать, что это осуществляет Он Сам. Ведь нет людей столь невежественных, плотских и тугодумных, чтобы не понимать, что это Бог осуществляет то, что Он повелевает просить Его выполнить.

Примечания

  • 1 – У Августина бесприставочная форма глагола ordinati (уставлены), тогда как в Вульгате, как и в Синод. переводе, стоит praeordinati (предуставлены).
  • 2 – Ср. 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, Еф. 1:5.

Послания 217, Сl. 0262, 217.57.7.422.16.

Стих 2

Мог бы, конечно, человек, превозносящийся над другим, сказать: меня отличает моя вера, моя праведность, или еще что другое. Предотвращая такие мысли, благой учитель говорит: Что имеешь, чего бы не получил? (7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 1 Кор. 4:7). От кого ты это имеешь? Разве не от Того, Кто отличил тебя от другого, не даровав ему того, что даровал тебе? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил? (7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 1 Кор. 4:7). Итак, я спрашиваю, неужели апостол хочет чего-нибудь другого, кроме как того, чтобы всякий хвалящийся хвалился о Господе (17 Хвалящийся хвались о Господе. 2 Кор. 10:17)? Ничто так не противоположно этой мысли, как то, чтобы каждый хвалился своими заслугами так, словно он сам их снискал, а не благодать Божия. Речь идет о благодати, которая отличает добрых от злых, а не той, которая обща для добрых и злых. Итак, существует благодать, которой наделена наша природа, согласно которой мы являемся разумными животными и отличаемся от скотов; и есть также благодать, которой наделяется наша природа, которой среди самих людей красивые отличаются от безобразных, а талантливые от тупоумных, и все другое, к этому относящееся. Но тот, кого обуздывал апостол, превозносился не над скотом, не над другим человеком в каких-либо природных дарах, какие могут быть и у худших из людей. Но превозносящийся приписывал себе, а не Богу, что-то из того, что относилось к благой жизни. За то и заслужил услышать: Ибо кто отличает тебя? Что имеешь, чего бы не получил? (7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 1 Кор. 4:7). Природе принадлежит способность иметь веру, но разве принадлежит ей само обладание этой верой? Ибо не во всех вера, хотя возможность иметь веру принадлежит всем.

Источник: О предопределении святых, Cl. 0354, 968.6.

***

После того, как они удивились тому, что видят Его восхождение, они, однако, обрадовались, что Он идет на небо, ибо Глава предваряет члены1 , и в этом их надежда; и услышали они голос ангела: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус... приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Деян. 1:11).

Что значит: приидет таким же образом? Он приидет в том же виде, так что сбудется Писание: воззрят на Того, Которого пронзили (37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. Ин. 19:37)2 . Он приидет таким же образом. Он приидет к людям, приидет как человек. Но это будет Богочеловек, приидет истинный человек и Бог, чтобы сделать людей богами. Взошел на небо Судия небесный, прозвучал глас Глашатая небес. Для нас это веская причина не бояться грядущего суда. Ведь Он взошел на небеса. Те, кто это видел, нам об этом возвестили. Те, кто не видел, уверовали. А иные, неверующие, посмеялись, ибо не во всех вера.

Примечания

  • 1 – Апостол Павел часто уподобляет верующих в совокупности, то есть Церковь, телу Христову, а верующих в отдельности – членам Его (см. 4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. Рим. 12:4-5, 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 1 Кор. 6:15, 12:27), Августин развивает эту метафору дальше.
  • 2 – Ср. 10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. Зах. 12:10, 7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Откр. 1:7.

Проповеди 265, Cl. 0284.265, PL38.1219.19

Стих 10

Итак, прежде всего мы должны показать, что блаженный апостол Павел хотел, чтобы рабы Божии выполняли физическую работу, которая имела бы своей целью великую духовную награду, так чтобы и само пропитание, и одежду они ни от кого не получали, а добывали собственными руками. Затем мы должны показать, что те евангельские заповеди, исходя из которых некоторые лелеют не только свою лень, но и свою гордыню, не противоречат апостольскому завету и апостольскому примеру. А посему давайте посмотрим, от каких слов апостол переходит к словам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, и что добавляет потом, чтобы из самого контекста высказывания стало ясно данное изречение... Что можно сказать по этому поводу, если он своим собственным примером учил тому, что заповедовал, чтобы потом никому не повадно было это истолковывать как проявление воли, а не как проявление любви? Ведь ему, как апостолу, проповеднику Евангелия(ср. 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. 1 Тим. 2:7, 11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. 2 Тим. 1:11), воину Христову(ср. 8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 2 Тим. 2:8), насадителю винограда(ср. 7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от

стада? 1 Кор. 9:7) , пастырю стада(ср. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, Еф. 4:11), Господь определил жить от благовествования(ср. 14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. 1 Кор. 9:14), и, тем не менее, он сам не взыскивал положенное ему содержание, чтобы подавать пример тем, кто стремился требовать себе неположенное.

Источник: О труде монахов 3.4, Сl. 0305, 3.4.535.21.

Стих 14

Посмотрите на ссору голубей. Апостол сказал: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании,того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним. Это ссора. Но надо иметь в виду, что это ссора голубей, не волков. Павел здесь же добавляет: но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата(15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. 2 Фес. 3:15). Голубь, и когда наносит удар, любит. Волк же ненавидит и когда ласкается1 .

Примечания

  • 1 – Надо заметить, что рассуждения подобного рода подчас выглядят достаточно наивно, поскольку основаны на поверхностном знании мира природы. Голуби очень часто заклевывают друг друга насмерть, тогда как волку порой достаточно подставить шею, признавая себя подчиненным, чтобы собрат тут же оставил его в покое.

Источник: Проповеди 64, Cl.0284, 64.RB51.14.96.

***

Некоторые понимают слова из среды вас (13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас. 1 Кор. 5:13) таким образом, что каждому надлежит извергнуть развращенного из себя самого, чтобы стать добрым. Но каким бы образом ни понимались эти слова – в том ли смысле, что развращенные наказываются Церковью со всей строгостью путем отлучения, или в том, что каждый, себя вразумляя и исправляя, извергает из себя развращенного, – приведенные выше слова не содержат двусмысленности, поскольку предписывают не сообщаться с братьями, замеченными в каком-нибудь из вышеперечисленных пороков, то есть с имеющими дурную славу. А с каким намерением и с какой любовью эта милосердная строгость должна применяться, он ясно показывает не только в том месте, в котором говорит: чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса (5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. 1 Кор. 5:5), но также и в другом: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте в виду на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы он устыдился2 ; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Примечания

  • 2 – В Синод. переводе: чтобы устыдить его.

Источник: О вере и делах 2.3, Cl. 0294.2.3.38.10.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Фессалоникийцам, 3 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.