Библия » Библия говорит сегодня

1 Тимофею 5 глава

5. Социальное служение. 1Тим. 5:3-6:2

Упомянув о разных возрастных категориях, о пожилых и молодых мужчинах и женщинах в церквах Эфеса (5:1,2) и дав совет Тимофею, как строить с ними отношения, Павел теперь обращается непосредственно к трем конкретным группам лиц – вдовам, пресвитерам и рабам – и говорит об обязанностях по отношению к ним Тимофея и общины. Он пишет о материальном обеспечении вдов и об их участии в служении (5:3-16), о служении и оплате труда пресвитеров, их назначении на должность и дисциплине (5:17-25), а также о проблемах, связанных с рабами, их служением, независимо от того, являются ли их хозяева христианами или нет (6:1,2).

В каждом случае Павел непременно касается участия этих лиц в жизни общины, поскольку все эти три группы связаны со служением (diakonia) в той или иной мере, а в первых двух случаях он добавляет рекомендации об их материальной поддержке. Эти два момента – служение и материальная поддержка – естественным образом связаны между собой: служба – это то, что мы отдаем, а поддержка – то, что мы получаем. Правильная взаимосвязь между ними способствует духовному здоровью церкви, поскольку христианское сообщество (как единая семья) – это братство, в котором сочетается «подаяние и принятие» (Флп 4:15).

1. Вдовы (5:3-16)

В Писании о вдовах говорится много и с почтением, в отличие от отношения к вдовам во многих культурах. Слишком часто замужняя женщина воспринимается только как жена своего мужа. Когда же он умирает, она теряет не только мужа, но и свой социальный статус. В Писании же вдовы, сироты и обездоленные люди (одинокие, без родителей или крова над головой) представляют ценность сами по себе и рассматриваются как нуждающиеся в особом попечении и защите. По всей Библии звучит мысль о необходимости справедливого отношения и проявления любви к ним. Бог описывается как «Отец сирот» и защитник («судия») вдов (Пс 67:6); Бог дает «суд сироте и вдове» (Втор 10:18; ср.: Пс 145:9; Прит 15:25). Люди, взирая на своего Бога, должны уподобляться Ему в этом. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте... когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой...» (Исх 22:22 и дал.). Тот, кто несправедливо судит вдов, сам подпадает под суд Божий (Втор 27:19; ср.: 24:17). Земледельцам предписывалось отделять десятину от своего урожая на пропитание вдов и сирот и оставлять им колоски на поле и плоды в саду (Втор 14:28,29; 24:19 и дал.; 26:12,13); пророки тоже постоянно упрекали народ, который вместо того, чтобы защищать и заботиться о вдовах, эксплуатирует и притесняет их (Ис 1:17,23; Иер 7:5 и дал.; 22:3; Иез 22:7; Зах 7:10; Мал 3:5; ср.: Пс 93:1 и дал.).

Наш Господь Сам всегда сочувствовал вдовам, принимал в них участие. Он воскресил единственного сына вдовы из города Наина (Лк 7:11,12). Он поддержал упорство вдовы, которая добивалась справедливого решения от судьи, Он похвалил щедрость бедной вдовы, которая отдала последнее, что имела, – положила в храмовую сокровищницу две мелкие монеты (Лк 18:1 и дал.; Мк 12:41,42). Он предостерегал Своих учеников против книжников, «поядающих домы вдов» и изображающих из себя глубоко религиозных людей (Мк 12:38-40). И на кресте Он исполнил то, что проповедовал, поручив Иоанну позаботиться о Своей матери (Ин 19:26,27).

Ранняя Церковь усвоила этот урок ветхозаветного учения и примера, данного Иисусом, и продолжила эту практику. Семь одаренных руководителей были назначены следить за распределением материальной помощи вдовам в Иерусалиме (Деян 6:1 и дал.; ср.: 9:39,44); Иаков определенно заявляет, что «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях...» (Иак 1:27).

Возвращаясь к 1Тим 5, отметим, что отрывок, посвященный вдовам, подразделяется на две части. В первой подчеркивается, что вдов необходимо почитать (3-8), т. е. «оказывать им уважение или, скорее, всяческую поддержку». В ст. 9-16 говорится о взятии вдов на учет: вдовица должна быть избираема (9). Комментаторы задаются вопросом: имеет ли Павел в виду одних и тех же вдов во всем отрывке, или он говорит о двух разных группах. В пользу того, что речь идет о разных категориях вдов, свидетельствуют не только разные глаголы, используемые при их описании, но и разные условия включения вдов в эти две группы. В первом случае это крайняя нужда и благочестие, тогда как во втором наряду с возрастом учитываются такие качества, как верность в браке и хорошая репутация вдовы. Тогда получается, что первая группа вдов должна получать материальную поддержку, а последняя – возможность для определенного служения в церкви наряду с пресвитерами и диаконами, хотя четкой границы между этими двумя группами провести нельзя, и нередко они могли пересекаться друг с другом.

1) Вдовы, которых необходимо поддерживать материально (5:3-8)

Из контекста ясно, что слово «почитай» означает не просто уважение вдов как личностей и не только внимание к ним, но и финансовую поддержку (см. ст. 4, 8 и 16). О почитании родителей, согласно пятой заповеди, напоминал в этом смысле уже Иисус (Мк 7:10 и дал.), и почитание пресвитеров, о котором Павел скажет далее, подразумевает то же самое (17). Таким образом «почитание включает в себя и понятие материального обеспечения».

Доктор Брюс Уинтер проливает свет на эту ситуацию, привлекая внимание к социальным обычаям греко-римского мира, особенно касающихся приданого. Он пишет:

«Приданое, которое должен обеспечить невесте ее отец, всегда считалось собственностью женщины в браке. Это было записано и в законе о браке: в случае смерти мужа требовалось, чтобы по закону был точно определен размер приданого. Об этом должно было позаботиться специальное лицо, которому поручалось заняться вопросом о приданом. Вдове предоставлялись две возможности. Если у нее были дети, она могла остаться в доме своего покойного мужа, находиться на содержании нового „господина"" (kyrios), хозяинадома, возможно, своего сына. Она также могла вернуться в дом своих родителей, забрав свое приданое обратно в свою семью».

Приданое невесты в дальнейшем могло дать ей возможность жить за счет него в период вдовства. Она могла также, без этого приданого, жить при поддержке своего сына или отца. Такая вдова в материальном обеспечении со стороны церкви не нуждалась, поскольку ее семья имела и моральные, и юридические обязательства заботиться о ней.

Церковь должна была помогать тем вдовам, которые действительно в этом нуждались, истинным вдовицам (3). Выражение «истинные вдовицы» встречается в гл 5 три раза (3, 5 и 16) и означает одиноких вдов, которые сами не могли обеспечить себя, не имели ни приданого, ни финансовой поддержки со стороны родственников. А если... вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям (4).

Здесь очень четко указаны причины, почему дети, внучата должны почитать свою семью. Во-первых, это их святая обязанность перед родителями, дедушками и бабушками, которые заботились о них, когда они были детьми; во-вторых, сие угодно Богу. Ибо Бог повелевает нам почитать своих родителей и Сам заботится о вдовах. От вдов, которые могут и должны быть взяты на попечение в своих собственных семьях, Павел обращается к тем истинным вдовицам, которые реально нуждаются в помощи: такая вдова осталась одна, без поддержки семьи, и только надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (5), как Анна-пророчица (Лк 2:36,37).

Совершенно иная ситуация с вдовой, которая живет для собственного удовольствия, о ней сказано: сластолюбивая; она заживо умерла (6); такие «отчуждены от жизни Божией» (Еф 4:18). Так, одним, из-за их эгоцентризма, уготована духовная смерть, другим же, отвергающим свое «эго», – жизнь духовная. Некоторые комментаторы полагают, что слово «сластолюбивая» может быть эвфемизмом для вдовы, которая, не имея приданого, родственников или ремесла и находясь в безвыходном положении, встает на путь проституции.

Таким образом, у церкви есть моральные и материальные обязательства перед вдовами. Она должна оказывать материальную поддержку обездоленным и благочестивым вдовам. Сие внушай им (7а), пишет Павел, поскольку попечение о нуждающихся вдовах должно лечь на плечи церкви, а не быть личной заботой Тимофея. Церковь поэтому должна разработать программу помощи вдовам, чтобы никто не мог обвинить ее служителей: чтоб были беспорочны (76). Затем Павел еще раз особо подчеркивает ответственность родственников, которые должны исполнять свой долг перед членами своей семьи. В ст. 4 он начинает говорить об этом, а завершает в ст. 8 в обличительном тоне: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного, т. е. язычника. Сильно сказано! По логике вещей дети должны заботиться о своих родителях, ибо многие язычники «по природе законное делают» (Рим 2:14,15), и забота о вдовах, как мы знаем, была записана в римском законе. Можем ли мы, получившие больший свет откровения, пренебрегать теми, кого почитают даже язычники?

И добавим к этому ст. 16, где Павел говорит о нашей обязанности поддерживать своих родственников, чтобы понапрасну не обременять Церкви. Таким образом, апостол приводит четыре аргумента о необходимости заботиться о пожилых членах своей семьи, ибо это означает воздавать должное своим родителям (4), угождать этим Богу (4), подтверждать свою веру, а не отрекаться от нее (8) и не обременять Церковь (16).

Эта тема не потеряла своей остроты и поныне. По мере улучшения медицинского обслуживания пожилыхлюдей, особенно на Западе, средняя продолжительность жизни возрастает. Удельный вес пожилых людей в обществе высок, как никогда. Геронтологические центры, дома престарелых и больницы переполнены. И прекрасно, что Церковь и государство берут на себя эти заботы. Но это указывает и на то, что родственники часто покидают или мало помогают престарелым членам своей семьи. Африканская и азиатская культуры с их большими семейными кланами служат постоянным упреком Западу в этом отношении. Ст. 8 говорит нам о том, что забота о своих родственниках является фундаментальным христианским долгом. Это библейское повеление должно лежать в основе нашей жизненной позиции. Оно не противоречит словам Иисуса в Мф 6:25 и дал., где Он осуждает пустое беспокойство о своем будущем, отсутствие упования на Бога, но не благоразумие и не предусмотрительность. Нет противоречия и у Павла, когда он говорит, что «не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2Кор 12:14), поскольку речь идет об ответственности родителей. Но когда родители становятся старыми и слабыми, тогда они меняются ролями с детьми – в плане ответственности и долга. Прит 6 призывает нас брать пример с муравьев, учась у них мудрости: трудолюбию и обеспечению своего будущего. То, что они делают инстинктивно, людям следует совершать по разумному решению.

2) Вдовы должны быть взяты на учет (5:9-16)

В ст. 3-8 внимание сосредоточено на материальном обеспечении вдов, которое в первую очередь возлагается на их родственников, но становится обязанностью церкви, если таковых у вдовы не имеется. В данном разделе об этом уже не говорится, если не считать ст. 16, здесь речь идет о другом. Теперь мы читаем об «избираемых» или о вносимых в список вдовах (9а, 11), о вдовах разных по характеру и положению (96, 10), в том числе о трудоспособных; об отказе в помощи со стороны церкви молодым вдовам (11-15). По-видимому, в список вносились не нуждающиеся в помощи вдовы, но те, которые могли нести определенную службу в церкви.

Есть ряд свидетельств о том, что такое служение вдов существовало в ранней Церкви. Так, Лука рассказывает о «вдовицах» в Иоппии, которые, по-видимому, составляли целую группу. Возможно, что среди них была и Тавифа, которая «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян 9:36,39,). В письме к Тимофею Павел, упоминая об избрании вдов, конечно, имеет в виду формирование определенной группы таких вдов, но было бы большим преувеличением утверждать, как это делают некоторые исследователи, что тогда «в Эфесе был создан и официально признан орден вдов». В начале II в. было известно приветствие Игнатия Антиохийского, направленное им «девам, которые названы вдовами» в Смирне, а Поликарп Смирнский писал филиппийцам о том, что «вдовы должны неукоснительно думать о вере в Господа и непрестанно молиться друг за друга» и избегать злых путей. Только в конце II в. Тертуллиан предоставляет бесспорные свидетельства о существовании ордена вдов. В это время и в III в. вдовы, входившие в состав учрежденной ими организации, молились, ухаживали за больными, заботились о сиротах, навещали христиан в тюрьмах, обращали в веру язычниц и обучали истине обращенных женщин, готовили их к крещению.

Хотя во времена Павла не было «ордена вдов», но определенная их организация существовала, и принадлежать к ней могли вдовы по следующим признакам: пожилые, верные в супружестве и известные своими добрыми делами. Во-первых, что касается возраста: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя (9а), а потому маловероятно, чтобы она стремилась снова вступить в брак. Во-вторых: бывшая женою одного мужа (96); см. соответствующее требование по отношению к епископу: должен быть... одной жены муж (3:2). Как уже говорилось ранее, это не означает, что вдовы не могут вступить в новый брак, в ст. 14 Павел советует молодым вдовам вступать в брак, хотя и предпочтительнее оставаться женой одного мужа.

В-третьих, вдова должна быть известная по добрым делам (10). Ньюпорт Уайт считает, что Павел имеет здесь в виду исполнение вдовами «повседневных обязанностей», перечень которых он определяет как «признак здравомыслия апостольского христианства». Прежде всего, если она воспитала детей, т. е. заботилась о их физическом и духовном здоровье (teknotrophed), причем это касается и собственных детей, и сирот. Во-вторых, – принимала странников, т. е. оказывала гостеприимство путникам; это качество, которым должны обладать пресвитеры, епископы и другие руководители церкви (3:2).

В-третьих, умывала ноги святым – что обычно входило в обязанности рабов, но было возвеличено Иисусом (Ин 13:4 и дал.; ср.: Лк 7:44). В-четвертых, помогала бедствующим. И наконец, Павел добавляет: и была усердна ко всякому доброму делу (10). Такое смиренное служение ставит женщину в ряды служителей церкви. При этом может потребоваться отказ от вступления в новый брак, даже «зарок» не выходить замуж, чтобы полностью посвятить себя этому служению.

Рассматривая условия, необходимые для избрания и внесения в список истинных вдов, мы видим, что молодые вдовы, как правило, не подходят для такого служения. По поводу молодых вдов Павел дает Тимофею другие рекомендации. Молодых же вдовиц не принимай (11а). Почему же? На это есть две причины. Во-первых, молодые вдовы часто снова желают вступать в брак, они, вследствие своих естественных влечений, впадают в роскошь в противность Христу, т. е. не могут преодолеть свои желания ради служения в церкви; они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру (12).

Вторая причина не принимать на служение молодых вдов – это неуверенность в твердости их стремления сосредоточиться на ответственном служении; они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно (13). Доктор Гордон Фи отождествляет этих молодых вдов со слабовольными «женщинами, утопающими во грехах» из 2Тим 3:6,7, которые поддались влиянию лжеучителей. Их хождение из дома в дом, их пустословие и сплетни, их неустойчивая вера, с его точки зрения, способствовали расколу в домашних церквах. Это довольно любопытный вариант толкования, хотя Павел не дает оснований идти дальше того, что они попросту тратили свое время в праздной болтовне.

Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, - пишет Павел (14а). В этом нет противоречия с тем, что он говорит в 1Кор 7:8,40. Действительно, апостол выразил свою личную точку зрения: одиночество кажется ему более предпочтительным (1Кор 7:7а,8,40). В то же время он признает, что у каждого свой дар от Бога – вступать ему в брак или оставаться холостым (1Кор 7:76), что нужно реально смотреть на естественные потребности (1Кор 7:2,9; ср.: 1Тим 5:11), но что одинокие люди могут отдать больше времени и усилий делу Господа, тогда как связанные брачными узами волей-неволей глубже погружаются в мирские дела (1Кор 7:32-35). Если молодая вдова вновь выйдет замуж, у нее будет забот полон рот и она будет избавлена и от праздности, и от искушения заниматься пустословием. У нее могут еще появиться дети, возрастут заботы по дому и, таким образом, она отвратится от дурных дел и не подаст противнику никакого повода к злоречию (14). И это очень важно – не дать противникам Евангелия никаких поводов для осуждения, ибо некоторые уже совратились вслед сатаны, т. е. отошли от Христа (15).

После такого мудрого совета Тимофею относительно молодых вдов Павел снова, уже в третий раз (3, 4, 8), подчеркивает, что только одинокие, остро нуждающиеся вдовы должны быть на обеспечении церкви, а не те, кто имеет родственников, которые обязаны опекать их. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц (16).

Эти наставления апостола позволили выработать два важных принципа социального благополучия. Во-первых, принцип избирательной благотворительности. Материальная поддержка не распространялась вообще на всех вдов, независимо от их нужд. Вдовство само по себе не было основанием для непременной поддержки церкви. Нет, церковь опекала лишь тех вдов, которые в том остро нуждались. Если же были другие возможности для помощи, то они непременно использовались. В первую очередь это касалось семьи вдовы. Все мы должны исполнять свой долг, заботясь о своих родственниках. Социальная помощь со стороны церкви не должна поощрять безответственность, равно как и государственные программы призваны оказывать дополнительную помощь, а не подменять обязанности родственников.

Во-вторых, принцип достоинства. Интересно, что Павел выделяет две категории вдов: тех, кто нуждается в материальной поддержке, и тех, кому предлагается служение. Хотя мы рассматриваем их порознь, наделе эти две группы могут перекрываться. Действительно, если позволяет здоровье и силы, то вдовы обеих групп могут участвовать в служении. Вдовы (наряду с другими категориями нуждающихся, напр., матерей-одиночек, обманутых, брошенных на произвол судьбы и разведенных женщин) должны получить и финансовую поддержку, и возможность самим трудиться, реализуя свои способности. Я был поражен, когда несколько лет назад увидел этот принцип в действии в Иордании, по отношению к иммигрантам, беженцам. Беженцы не только получали пищу, одежду и кров, но и возможность трудиться, проявить свои способности и профессиональные навыки при строительстве зданий промышленного назначения. Христианская помощь обездоленным и нуждающимся всегда должна способствовать укреплению у людей чувства собственного достоинства."

2. Пресвитеры (5:17-25)

Апостол теперь переходит к обсуждению проблем пресвитеров. Определив пастырское служение как задачу благородную, как «доброе дело» (3:1) и перечислив необходимые качества, которыми должны обладать кандидаты на это служение, (3:2 и дал.), он далее рассматривает вопросы вознаграждения за их труд, дисциплины и рукоположения. В этом разделе изложены практические рекомендации для пресвитеров и других руководителей, которые должны опекать свою паству.

«Из этого отрывка, – пишет Кальвин, ссылаясь, в частности, на ст. 17, – можно сделать вывод, что существуют два типа пресвитеров». Он имеет в виду, с одной стороны, тех, кто исполняет пасторские и административные функции (достойно начальствующие), а с другой – тех, кто призван нести слово (,которые трудятся в слове и учении). Таким образом, ст. 17 послужил основанием для разделения функций служителей в реформатских церквах: «управляющие пресвитеры» и «проповедующие пресвитеры».

Не все комментаторы, однако, согласны с тем, что Павел здесь выделяет две разные категории пресвитеров. Здесь, «конечно, нет четкого подразделения, и это часто вызывает споры». Действительно, согласно гл 3, все пресвитеры должны уметь учить (3:2) и заботиться о Церкви Божьей (3:5). Вероятно, слово «особенно» (malista) использовано не для различения проповедников и управителей, но для обозначения их, ввиду последующего описания. Этот стих в таком случае следует понимать следующим образом: «пресвитеры, которые управляют церковью, т. е. те, кто проповедует...»

Павел здесь (17-25) наставляет Тимофея, советуя ему, как поступать с пресвитерами, когда дело касается оплаты труда, дисциплины и назначения на должность. Вероятно, следует остановиться на пяти принципах, которыми он руководствовался и которые полезны и для нас в нашем служении тем, за кого мы несем ответственность.

1) Признательность (5:17,18)

Мы иногда говорим или думаем, что христианским работникам нужна признательность только Главного Пастыря, а не руководителей церкви. Но Павел придерживался другого мнения. Люди склонны впадать в уныние и нуждаются в поддержке, а потому достойно начальствующие пресвитеры заслуживают всяческого поощрения, сугубой чести (в некоторых переводах – «двойного поощрения», 17). Что же имел в виду Павел под этой сугубой честью (или под особым почитанием)? То, что она включает в себя адекватную оплату труда, становится ясно из следующего стиха (18), а греческое слово time («честь») может соотноситься и с материальным вознаграждением. Однако маловероятно, что Павел говорит лишь об оплате труда пресвитера, лишь о «сугубом жаловании». Более вероятным представляется, что слово «сугубая» означает особую, включающую и денежное вознаграждение, честь (time). Пресвитеры, которые хорошо заботятся о пастве, достойны и почитания, и материального вознаграждения.

Павел считал само собой разумеющимся, что пресвитеры получали денежное вознаграждение за свой труд. Как в ветхозаветные времена, когда священникам давалось «определенное содержание... чтоб они были ревностны в законе Господнем» (2Пар 31:4), так и в новозаветную эпоху пастырей нужно было поддерживать материально, чтобы они могли полностью посвятить себя служению евангельскому. Сам Павел зарабатывал на жизнь изготовлением палаток, но это объяснялось особыми обстоятельствами (см., напр.: 1Кор 9:4 и дал.), и в своих посланиях он ревностно защищал право учителей получать финансовую поддержку.

Здесь, как и в 1Кор 9:9 и 14, апостол опирается на библейский авторитет, соединяя две разные цитаты. Первая – из Втор 25:4: Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего» (18а). Это сильный аргумент: если Бог так заботится о животных, то как же Ему не позаботиться о пропитании служителей церкви? Павел приводит и вторую цитату: Трудящийся достоин награды своей (18б). Хотя он не ссылается на Иисуса Христа, но именно эти слова (Лк 10:7) сказаны Иисусом семидесяти ученикам. Комментаторы, которые сомневаются, что Павел мог цитировать высказывание Иисуса как библейское (Ибо Писание говорит), полагают, что эта формула относится только к первой из приведенных им цитат. Однако, скорее, ссылка Павла на Писание относится и ко второй цитате, поскольку вполне вероятно, что Евангелие от Луки, или по крайней мере его ранний вариант, было известно до 1 Тим. и в глазах Павла имело такую же авторитетность, что и Ветхий Завет Писания.

Примечательны обе цитаты: в первой пресвитеры сравниваются с молотящими волами, а во второй – с сельскохозяйственными рабочими. Но Павел не стремился принизить пастырское служение, он хотел подчеркнуть, что это тяжелый труд, и как таковой заслуживает достойного вознаграждения. Действительно, пресвитер не должен быть корыстолюбив и сребролюбив (3:3), но в ст. 17 и 18 речь просто идет о том, что хорошая работа достойна благодарности и признательной оценки и что такая оценка может вполне законно выразиться в форме денежного вознаграждения.

2) Справедливость (5:19,20)

Павел дает рекомендации не только в отношении заслуживающих признательной оценки пресвитеров, но и тех, которые могут вызвать упреки и нуждаются в обличении. Он говорит о «неприятных процедурах», предвидя такие обстоятельства, когда Тимофею придется столкнуться с жалобами на какого-то пресвитера. Павел дает ему два дополнительных совета, первый – когда пресвитер в чем-то обвиняется (19), и второй – когда его вина очевидна (20).

1. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (19). То есть оно должно быть подтверждено несколькими свидетелями. Согласно установлениям Ветхого Завета, требовалось два или три свидетеля, чтобы удостоверить обвинение (Втор 19:15), особенно если обвиняемому грозила смертная казнь (Втор 17:6). Те же принципы сохраняются и в новозаветные времена (напр.: 2Кор 13:1; ср.: Мф 18:16), тем более если обвиняются христианские руководители. Действительно, два или три свидетеля требовались не только для подтверждения обвинения, но и для того, чтобы выслушать (принять) его.

Это практическое правило необходимо для зашиты служителей Церкви, которые уязвимы для клеветы. «Никто не является столь хорошей мишенью для клеветы и оскорблений, как благочестивые учителя, – писал Кальвин. – Они могут исполнять свои обязанности честно и ответственно и все же подвергаться при этом критике со всех сторон». Враги Евангелия часто вымещают свою злобу на евангельских работниках. Грязная клевета может разрушить служение. Зная это, Павел, прежде всего, просит Тимофея не слушать никаких сплетен о руководителях церкви и даже обвинений в их адрес, если они сделаны одним человеком. Каждое обвинение должно подтверждаться несколькими свидетелями, чтобы быть выслушанным. Приверженность этому библейскому принципу заставила замолчать многих злопыхателей и спасла многих пасторов от несправедливой критики и незаслуженных обид и страданий.

2. Если обвинения против пресвитера будут удостоверены двумя или тремя свидетелями и окажутся обоснованными, и если (что подразумевается) пресвитеры, о которых идет речь и с которыми проводилась беседа наедине, отказываются покаяться, но упорствуют в своем грехе, тогда избежать публичного обличения и скандала не удастся. Виновных, т. е. согрешающих,

2. Наставление в истинном учении (4:11-5:2)

Этот раздел начинается с контраста ст. 11 и 12, в котором обозначена проблема Тимофея как молодого руководителя. Павел дал ему ответственное поручение и облек доверием как представителя апостола в Эфесе. Он пишет: Проповедуй сие[русской синодальной Библии в 6:17 вместо «сие» переведено «все». – Примеч. ред.] и учи (11). Слово «сие» (греч. tauta) в этом послании встречается восемь раз (1Тим 3:14; 4:6,11,15; 5:7,21; 6:2,17). Оно подводит итог наставлениям и рекомендациям, которые Павел дал Тимофею и которые он повелел ему передать церквам в Эфесе. Однако Тимофей был еще довольно молодым человеком, возможно, тридцати с небольшим лет, и Павел добавляет: Никто да не пренебрегает юностью твоею (12а). Исполнению его ответственного поручения «проповедовать и учить» могло помешать недоверие к его молодости, что могло привести даже к отвержению его служения. Но Павел озабочен сейчас не возможностью ошибки (как она может быть открыта и преодолена), он думает об истине (как она должна быть проповедана и принята).

Возможно, многие относились к Тимофею с ревностью; им не нравилось, что он обгоняет их в служении. Другие смотрели несколько свысока на его молодость и ее притязания, в определенном смысле, как Голиаф презирал молодого Давида (1Цар 17:42). Это вечная проблема отцов и детей. Старшее поколение всегда настороженно воспринимает молодых людей на ответственных постах – там, где оно видит себя как единственно достойных лидеров. А молодые люди раздражаются, когда старшие по возрасту напоминают им о их незрелости и неопытности, обращаются с ними неуважительно.

Как следует вести себя в такой ситуации молодым христианским руководителям, чтобы их молодость не давала повода к пренебрежительному отношению к ним и отвержению их служения? Здесь не должно быть ни хвастовства, ни авторитарности, ни нажима на других. Никакого давления и попыток навязать свою волю. Слово «но» (греч. alia) в середине ст. 12 может подразумевать: «Не позволяй никому смотреть на тебя свысока из-за того, что ты молод; а сам будь...» (JBP). Апостол далее дает Тимофею шесть советов относительно его служения.

1) Тимофей должен сам служить примером для других

Павел придавал большое значение примеру для подражания другим. Он не испытывал ложного смущения, призывая своих читателей подражать ему (напр.: 1Фес 1:6; 2Фес 3:7,9; 1Кор 4:6; 11:1; Флп 3:17). Ион рекомендует Тимофею: но будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (126). Люди не будут пренебрегать его молодостью, если будут восхищаться им. Такие же наставления и Петр дает пресвитерам церкви, увещевая их служить смиренно, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет 5:3; ср.: Евр 13:7). Павел и Петр написали такие строки, следуя учению Иисуса, Который явил миру новый стиль служения слуги-руководителя.

Большой проблемой для лидерства является опасность впасть в авторитаризм или даже тиранию. Но лидерство и господство – разные вещи. Христиан можно повести за собой собственным примером, но не силой, не принуждением; нужен пример, которому они могут следовать, а не начальник, который приказывает. И пример Тимофей должен показывать во всем: в слове и житии, т. е. и на словах, и на деле, в манере говорить и в образе жизни. И в этом смысле он должен быть образцом христианской добродетели прежде всего в любви, первостепенном христианском качестве, которое должно быть явлено и ближним, и всему миру; в вере, т. е. доверии Богу и Христу, а также верности – фундаментальном качестве христианина; и в чистоте, которая есть отражение полного контроля христианина над своими чувствами.

2) Тимофею следует определить круг своих обязанностей

Далее Павел наставляет Тимофея так: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (13). В Эфесе Тимофей представлял апостола Павла: он должен был заниматься чтением, наставлением и разъяснением Писания, но опираясь при этом не на свои собственные идеи, а на учение апостола. Тимофею следовало заниматься этим до возвращения Павла, который затем продолжит свою проповедь.

Выражение «занимайся чтением» в греческом оригинале передается одним существительным anagndsis, которое часто использовалось для обозначения чтения вслух для слушателей (напр., завещаний, жалоб, распоряжений и докладов). Но оно использовалось и для описания публичного чтения Писания; так священники во времена Ездры читали «из закона Божия» (Неем 8:8), Иисус читал из Исаии в синагоге Назарета (Лк 4:16), ветхозаветные тексты регулярно читались в синагоге (напр.: Деян 13:15; 15:21). Этот обычай публичного чтения был заимствован христианами и перешел из синагоги в церковь.

Кроме того, апостолы настоятельно рекомендовали церквам читать их послания вслух в собрании. Павел писал фесса-лоникийцам: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1Фес 5:27). Подобную же просьбу он обращает к церкви в Колоссах: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол 4:16). А в Книге Откровение заявляется: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» (Отк 1:3). Это необычные повеления. Они показывают, что апостолы ставили свои послания в один ряд с ветхозаветными писаниями. И каждая местная церковь начинала собирать послания апостолов, и в день Господень на собрании верующих вслух читали сначала из ветхозаветных писаний (из Торы или пророков или из того и другого), а затем из апостольских посланий. И такая практика существует в большинстве церквей и поныне. Уже в середине II в. эти чтения стали частью литургии. Иустин Мученик в своей «Первой апологии» писал:

«В один день недели, в воскресение, все живущие в городе или в деревне собираются в одном месте и слушают записанные воспоминания апостолов и писания пророков, насколько это позволяет время; затем, когда читающий заканчивает, говорит председательствующий, который наставляет и побуждает присутствующих подражать добрым делам».

Как раз об этом говорит далее Павел, когда добавляет слова «наставление» (paraklisis) и «учение» (didaskalia) вслед за рекомендацией чтения Писаний. В синагоге чтение Писания всегда сопровождалось его разъяснением (напр.: Л к. 4:16 и дал.; Деян 13:16 и дал.), и эта практика была воспринята христианскими общинами и послужила основой проповеди на христианском богослужении. Само собой разумелось, что христианская проповедь основывалась на толковании священных текстов, т. е. все христианские наставления и увещания опирались на прочитанный отрывок из Писаний и посланий.

Заметим, что публичное чтение Писания шло вначале, тем самым подчеркивался его приоритет. Далее следовало его разъяснение и призыв к практическому применению, либо в форме доктринального наставления, либо нравственного увещания, либо в обеих формах. Авторитет Тимофея, таким образом, отходил на второй план, после Писания и апостола. Все христианские учителя занимали такую же подчиненную позицию, как и Тимофей. Они нуждались в мудрости, особенно если были молоды, чтобы продемонстрировать свое послушание авторитету Писания и честное истолкование его, не выдавая библейское учение за свое, но раскрывая слово Божие.

3) Тимофей должен практиковать свой дар

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (14). Вероятно, здесь говорится о рукоположении Тимофея. Хотя не упоминается, когда и где это произошло, Павел напоминает Тимофею о трех составляющих этого события. Он упоминает об этом и в других местах двух своих писем к Тимофею. Во-первых, он говорит о даровании, даре (charisma), которым Тимофей был наделен и который впоследствии назовет «даром Бо-жиим» (2Тим 1:6). Какой это дар, мы не знаем, о нем ничего не говорится, хотя, несомненно, он относится к служению Тимофея. Кальвин писал о «благодати, которой он был наделен в деле церковного строительства», Элфорд – о даре «учительства и управления церковью», а Хендриксен – о «даре различения истинного и ложного учения, а отсюда – и умения наставлять, учить и направлять людей к истине». Возможно, Тимофей имел дар учительства и умение сочетать авторитет и самоотверженность в процессе реализации этого дара.

Во-вторых, Павел говорит о пророчестве – по поводу наделения Тимофея особым даром (1:18). Вероятно, это позволяет видеть в нем человека, призванного Богом, по аналогии с тем, как Святой Дух призвал и назначил Павла и Варнаву на служение в Антиохии Сирийской (Деян 13:1 и дал.). В-третьих, имело место возложение рук священства на Тимофея (было ли это в Листре?), и среди возлагавших на него руки был и Павел (2Тим 1:6), подтверждая его избранность на служение церкви по призыву Бога. Хотя точные соотношения между пророчеством, божественным даром и рукоположением здесь не ясны, все эти три фактора неразрывно связаны между собой.

Напоминая об обстоятельствах поставления Тимофея на служение, Павел стремится воодушевить его, побудить не пренебрегать своим даром, но радеть о нем, или – как он говорит в другом своем письме к нему – «возгревать дар Божий» (2Тим 1:6). Из этого мы можем заключить, что charisma - это не раз и навсегда данное и неизменное дарование от Бога, этот дар необходимо использовать и развивать. Действительно, Тимофей был еще молод и неопытен. Но Павел напоминает ему (и другим тоже), что Бог призвал его (через пророческое слово), оснастил его знаниями, подготовил (через небесный дар) и определил на служение (через возложение рук), и люди не должны снисходительно относиться к нему из-за его молодости или отвергать его наставления.

Это актуально и для христианских руководителей в наше время – уметь определять, развивать и применять в деле свои дары, пользоваться поддержкой других. Люди будут осознавать важность своего служения, когда они будут уверены, что их призвал Бог, что они не назначили сами себя на это служение.

4) Тимофей должен проявить себя в деле

Павел призывает Тимофея дорожить даром и призванием Божьим, полагаться на авторитет Библии в своем обучении других, сосредоточивая все свои усилия на этом: о сем заботься, в сем пребывай (15а). В сем пребывай – т. е. «погрузись в это», посвяти себя им, отдай им свое сердце и свою душу. И назначение всего этого – дабы успех твой для всех был очевиден (156). Таким образом, во всех трех сферах (в его примере, учении и даровании) успех его должен быть очевиден не только в выполнении им своих обязанностей, но и в его духовном росте141.

Христианские руководители в своей жизни и служении должны показывать пример воодушевляющий, ободряющий. Люди хотят видеть в них не просто руководителей, но тех, кто постоянно и упорно совершенствуется, проявляет все крепнущую духовную зрелость, возрастает во Христе. Некоторые христианские лидеры полагают, что им следует выглядеть солидно, не допуская проявления никаких своих слабостей. Но это ошибочное представление, и тому есть две причины. Во-пер-вых, оно иллюзорно, поскольку никто из нас не является верхом совершенства, и вряд ли кто-нибудь может и претендовать на это. Во-вторых, такая претенциозность обескураживает окружающих. Павел о себе говорит: «...не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь» (Флп 3:12). Так же и нам не подобает создавать ложное впечатление у окружающих, претендуя на то, что мы уже достигли цели. Нет, мы все еще в пути, все еще странники. Но не следует впадать и в другую крайность, выставлять напоказ свои слабости и неудачи или плакаться публично. Это не поможет никому.

5) Тимофей должен быть внимателен к себе и к учению

Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно (16а). Тимофею необходимо сосредоточить свое внимание на двух вещах. Во-первых, на самом себе - на своем характере и образе жизни. Во-вторых, – на учении, т. е. на том, чему он учит других. Наставляя других, не следует забывать при этом о себе, но и не настолько сосредоточиваться на себе, чтобы пренебрегать своим служением людям. Тимофею нужно найти золотую середину, в равной мере уделять внимание и себе, и другим. Павел сказал как-то служителям церкви в Эфесе: «Внимайте себе и всему стаду» (Деян 20:28). Таким образом, не может быть разрыва между его общественной и частной жизнью, между его проповедью и его повседневным поведением. Он должен продемонстрировать окружающим самое необходимое качество руководителя – подлинность его авторитета во всем.

Из двух возможных несоответствий, отмеченных выше, первое, безусловно, встречается чаще. Крайне легко настолько погрузиться в работу для Господа, что не оставить времени для Самого Господа, настолько быть озабоченным нуждами других, что не найти времени для самого себя. Только твердая дисциплина поможет христианским служителям достичь баланса, не пренебрегая своим долгом ни по отношению к другим, ни по отношению к себе.

Павел говорит, что, так поступая, Тимофей спасет и себя, и слушающих его (166). На первый взгляд, в этом предложении содержится шокирующее утверждение: спасешь себя и слушающих тебя. Но как же может Тимофей спасти сам себя? Разве есть такое понятие как «самоспасение»? Разве Павел не подчеркивает постоянно, что спасение дается только по благодати Христовой и только по вере в Христа? Не противоречит ли он здесь сам себе? Не забыл ли он о своих заявлениях о том, что Бог – Спаситель наш (1:1; 2:3), и об Иисусе Христе, пришедшем в наш мир «спасти грешников» (1:15)? Конечно же, нет. Спасение всегда происходит не по нашей инициативе, оно возможно только по благодати и милости Божьей. Тем не менее реальность нашего спасения проявляется в делах любви. Именно в этом смысле Павел говорит нам: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп 2:12); лишь претерпевшие до конца спасутся (напр.: Мк 13:13; 1Кор 15:2; Кол 1:22,23). Стойкость и упорство в следовании за Христом не причина, но окончательное свидетельство нашего спасения (Евр 3:14).

Во-вторых, как может Тимофей спасти тех, кто слушает его? Безусловно, лишь Бог может спасти их через Христа. Да, но в Новом Завете спасение нередко связывается с евангелистами, поскольку именно через них распространяется Благая весть о том, что Бог спасает верующих. Так, вознесшийся Христос мог сказать Павлу, что посылает его к язычникам, чтобы «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян 26:18). Так, Павел в своем служении «для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор 9:22). Конечно же, Павел не мог спасти и не спас никого. Не сможет этого сделать и Тимофей. Но это мощный образный язык, который приписывает евангелистам прямую причастность к спасению, которое Сам Бог совершает через Евангелие, ими проповедуемое.

6) Тимофей должен уметь строить свои отношения с ближними

Шестую рекомендацию Тимофею читаем в первых двух стихах гл 5: Старца не укоряй (греч. presbyteros, но Павел употребляет здесь это слово по отношению к людям пожилого возраста), но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою (5:1,2). На Тимофея, несмотря на его сравнительную молодость, была возложена обязанность опекать несколько общин, членами которых были мужчины и женщины разного возраста. Павел теперь дает ему наставления, как строить отношения с мужчинами и женщинами разного возраста, с молодежью.

Во-первых, с пожилыми людьми. Тимофею, как полагает Павел, может быть, придется увещевать и предостерегать людей, которые гораздо старше него. В этом случае, исполняя свой долг, он должен разговаривать с ними почтительно, без резких упреков. Греческое слово epiplisso, которое в ряде переводов передается как «укоры, упреки», имеет оттенок «резкого, сурового» наставления [Ellicott, р. 67.]. Иными словами, Тимофею нужно с почтением относиться к их возрасту (Лев 19:32) и проявлять к ним любовь, как к родителям. Он должен обращаться с пожилым человеком, как с отцом (5:1), а к пожилой женщине относиться, как к матери (5:2); так Павел и сам обращался с матерью Руфа в Риме, почитая ее, как свою собственную мать (Рим 16:13). Думается, в этом прочная библейская гарантия решения проблемы поколений, отцов и детей. Действительно, мы все братья и сестры во Христе. Вместе с тем, я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что на Западе студенты обращаются со мной запанибрата, называя меня по имени, хотя я гожусь некоторым в прадедушки! Азиатские и африканские культуры в этом отношении более мудры: там молодые люди уважительно обращаются к старшим, называя их иногда «дядя» и «тетя».

Павел также советует Тимофею, как строить отношения со своими сверстниками. С младшим поколением ему нужно обходиться, как с братьями, любя их и не относясь к ним свысока, а с молодыми женщинами, как с сестрами, тоже любя их чисто христианской любовью (5:2).

Коротко говоря, местную общину можно действительно назвать одной семьей, где есть отцы и матери, и братья и сестры, не говоря уже о тетях и дядях, бабушках, дедушках и детях. Руководители церкви должны обходиться с каждым соответственно его положению в семье. Им следует уважать и любить старших, равно как и своих сверстников, с чисто дружескими чувствами относиться к противоположному полу, чтобы любовь и дружеское расположение соединяло всех вместе как членов одной семьи.

Здесь Павел дает мудрые советы христианским руководителям, особенно молодым, которые несут на себе груз ответственности, несмотря на свою молодость. Если они являют собой пример истинного христианина, если они вникают в себя, опираясь на библейские критерии и основывают свои проповеди и наставления на Писании, если они развивают свой дар, если успех их очевиден и для других, проявляясь в их жизни и служении, если они не стоят на месте, а двигаются вперед, если они постоянно на практике применяют то, чему учат, и если они умеют строить свои отношения с людьми разного возраста, мужчинами и женщинами, – тогда другие забудут об их молодости, но будут с уважением и благодарностью воспринимать их служение.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на 1 послание Тимофею, 5 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.