II. Духовное выздоровление народа (главы 7−13)

А. В интересах безопасности города (7:1−3)

Неем 7:1−3. После того, как двери в ворота вставили, охранять их поставлены были… привратники и певцы и левиты. Собственно, согласно древнему правилу, те и другие и третьи должны были охранять только храм, так что здесь речь, возможно, идет об охране ворот, через которые входили на храмовую площадь. Означенные служители должны были открывать и закрывать их. Не ясно звучит фраза доколе они стоят.

Высказывают предположение, что здесь имеется в виду «доколе солнце стоит на небе». Если так, то Иерусалимские ворота, вероятно, в целях большей безопасности города, открывались тогда всего на несколько часов (после того, как обогреет солнце и до захода его). Жители Иерусалима тоже обязаны были нести стражу (очевидно, при воротах), а также у своих домов (стих 3).

Может быть, Хананий был начальником иерусалимского гарнизона (стих 2), находившимся на службе у персидского правительства. Ханани же приходился Неемии родным братом, и менее чем за год до того он принес ему печальные вести из Иерусалима. Создается впечатление, что этих двоих Неемия поставил во главе всей сторожевой службы.

Б. Перепись возвратившихся (7:4−73)

Неем 7:4−7а. Сравнительно немного жителей населяло в ту пору Иерусалим (хотя не так уж мало народу возвратилось с Зоровавелем, а потом с Ездрой, многие разошлись по другим городам и селениям, и в Иерусалиме оказалось много пустой земли и разрушенных или полуразрушенных домов). И вот Неемия решил заселить город людьми чисто еврейского происхождения (11:1−24). С этой целью он предпринял перепись, чтобы установить всех уведенных в свое время в Вавилон, а затем возвратившихся в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город. Составленный им список Неемия, вероятно, сличил с тем, что был составлен прежде (приводится в книге Ездры), который он нашел (7:5).

Перечисление имен в стихе 7 почти идентично тому, что дано в Езд 2:2; у Неемии добавлены лишь Азария и Нахманий.

Неем 7:7б−65. Некоторые исследователи Библии предполагают, что список, представленный в Езд 2, составлен был до выхода из Вавилона, а тот, что имеем в Неем 7, включает всех, действительно пришедших в Иерусалим, либо что он был составлен через какое-то время после обоснования возвращенцев в Иерусалиме.

При сравнении Езд 2 и Неем 7 обнаруживаем лишь некоторые различия в написании имен и цифровые различия; они отражены в таблице «Списки возвратившихся из изгнания в Езд 2 и Неем 7». Этот список включает людей из 18 семейств и кланов (стихи 8−25); в нем перечислены жители из 20 городов и деревень (стихи 26−38; карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору» в комментариях на Езд 2). За ними следовали священники, числом 4289 (стихи 39−42), а после священников 360 левитов, включая певцов и привратников (стихи 43−45).

Нефинеи (служители при храме; стихи 46−56) и потомки рабов Соломоновых (стихи 57−59) вместе составляли 392 человека (стих 60). Далее в списке указывались 642 возвращенца, которые не сумели подтвердить свое родословие (стихи 61−62). Сказано, что и некоторые из священников не нашли родословной своей записи (стихи 63−64), и Тиршафа (персидское слово, означающее губернатора; вероятно, имеется в виду Шешбацар, или Зоровавель; толкование на Езд 1:8) не позволил им есть от великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом (толкование на Езд 2:63).

В группах, приводимых Неемией (7:8−62), насчитывается в общей сложности 31089 человек, а в тех, что приведены Ездрой (Езд 2:3−60), 29818. Расхождение в 1281 человека; цифровые различия, обусловливающие его, обнаруживаем в 19 пунктах из сорока одного (приводимый здесь «Список»). Причина их могла быть как в ошибках переписчиков, так и в том, что у Ездры либо Неемии были какие-то причины для приведения разных цифр; если такие причины имелись, то раскрыты они не были и навсегда остались не известны.

Неем 7:66−69. По Неемии все общество в целом составляло 42360 человек; это очень близко к цифре, приводимой Ездрой: 49897 (Езд 2:64−65). «Лишние» 45 человек у Неемии — это певцы, которых, он пишет, было двести сорок пять (тогда как по Ездре их было 200). Представляется, что переписчик книги Неемии по оплошности перенес цифру 245 из стиха 68 (где говорится о наличии 245 мулов) в стихе 67, отнеся эту цифру к певцам, каковых, по-видимому, было не 245, а 200. В таком случае все общество насчитывало именно 49897 человек (как у Ездры), а не как у Неемии — 49942.

Однако, как объяснить разницу, вытекающую при сравнении общего числа — 31089 (стихи 8−62) и 49897? Ведь она составляет 18808 человек! Можно предположить, что большая цифра включала женщин и детей. А, может быть, представителей северных племен, примкнувших к Иуде и Вениамину. Или тех представителей священнических родов, которые не сумели проследить своего родословия (стихи 63−64).

У Неемии перечислен даже домашний скот возвращенцев: 8136 животных, большую часть которых составляли ослы. Ослов, на которых ездили верхом, приходилось по одному на семь примерно человек.

Неем 7:70−72. Огромны были вклады (деньгами и ценными вещами) на производство необходимых строительных работ и в пользу храма, которые дали… некоторые главы родов и кланов и сам губернатор (Тиршафа; стих 65 и комментарии на него), а также прочие из народа. Но цифры, приводимые Неемией, заметно меньше тех, что находим у Ездры (сравните стихи 70−72 с Езд 2:69). Неемия говорит о 41 тысяче (в общей сложности) золотых драхм, а Ездра — о 61 тысяче; у Неемии читаем о 4200 минах серебра (более двух с половиной тонн), а у Ездры — о 5000 этих мин.

С другой стороны, 597 священнических одежд (530, плюс 67; стихи 70, 72) соответствуют 100 одеждам у Ездры. (На основании еврейского текста можно думать, что в стихе 70 речь идет о 30, а не о 530 одеждах, и что 500 относилось к чему-то другому, сюда же попало, «объединившись» с 30 в результате описки переводчика. Трудно найти другие объяснения, кроме подобных описок, и всем прочим цифровым расхождениям в соответствующих текстах у Ездры и Неемии.)

Неем 7:73. И осел народ… в городах, где жили его предки.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Неемии, 7 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.