Автор

Об авторе этой книги известно не много. В ее заглавии он назван Михеем, что является сокращенной формой от «Михаия» (означает «Кто подобен Богу?»). Ссылка на Михея (Михаию) имеется в книге пророка Иеремии; в Иер 26:18 записаны слова о нем сказанные иудейскими старейшинами, которые цитируют его предсказание относительно разрушения Иерусалима (Мих 3:12) в защиту Иеремии, тоже возвестившего о суде Божьем, грядущем на народ иудейский.

Морасфитином, или Морасфитянином (Иер 26:18), пророк назван по месту своего происхождения, из иудейского города Моресфы, отождествляемого некоторыми с Морешеф-Гефом, упоминаемом в Мих 1:14. Этот город находился примерно в 40 км на юго-запад от Иерусалима, близ филистимского города Гефа. Также лежавшая на плодородных иудейских предгорьях Моресфа находилась и близ Лахиса, международного торгового центра, имевшего в те дни важное значение.

Темами пророчеств Михея, как и его современника Исаии, были: разрушение Северного царства ассирийцами и гибель после этого Южного царства под ударами вавилонян. Жил и пророчествовал Михей в 8-ом веке до Р. Х., во время царствования трех иудейских царей: Иоафама, Ахаза и Езекии (Мих 1:1).

Книгу Пророка Михея делят на три части, соответственно числу посланий, каждое из которых начинается призывом «Слушайте»: 1:2 — 2:13; главы 3−5; 6−7. Проповедуя в Иудее, Михей, тем не менее, начинает с возвещения разрушения, которому подвергнется Самария, столица Израильского царства. Он не оставляет, однако, сомнения в том, что вина Иудеи в глазах Господа не меньше, как не легче будет и наказание, ожидающее ее.

Как и в других пророческих книгах, мерилом определения состояния народа служит завет, который Бог заключил в лице Моисея со всем Израилем, когда вывел их из Египта. Народу следовало жить в согласии с положениями и правилами этого завета, и тогда Бог благословлял бы их (Втор 28:1−14). В противном случае народ подлежал Божьему суду и, в конечном счете, изгнанию из земли обетованной (Втор 28:15−68).

Из речей пророка Михея, которые отличаются глубиной и живостью языка, следовало, что еврейский народ, населяющий оба царства, не исполнил и не исполняет условий завета, и и поэтому подлежит Божьему наказанию. Но это наказание свидетельствуют также о любви Бога к ним, потому что наступит такой день, когда Израиль будет восстановлен Богом, и восстановление это будет к славе.

Хотя в каждом из трех посланий Михея тема суда выступает на первый план, в них звучит также и тема восстановления. Связанное с этой темой понятие «остатка» находим в каждой части (2:12; 4:7; 5:7−8; 7:18). Пророку открылось свыше, что однажды народ Израиля займет на земле выдающееся положение, подчинившись грядущему Мессии (4:1−8), и едва ли приходится сомневаться в том, что праведному «остатку» его дней оно воистину было в утешение.

Как и многие части других пророческих книг, книга пророка Михея оставлена как поэма, хотя в переводе на другие языки все эти книги превратились в произведения прозаические. Упомянутая выше «живость языка», присущая Михею как писателю, отражается в его быстрых переходах от одной мысли к другой (от обличения к угрозе, от угрозы к утешительному обетованию, и т. д.). Он часто прибегает к игре слов, к сравнениям, уподоблениям и образам.

Книга Пророка Михея дважды цитируется в Новом Завете (Мих 5:2 приводится в Мф 2:5−6, а Мих 7:6 в Мф 10:35−36). Особенно примечательно в этой книге то, что в ней указывается на место рождения Мессии и Его происхождение (5:2), описывается правление Его на земле (4:1−7) и Мессия в ней называется Царем Израиля (2:13) и его Владыкою (5:2).

План книги:

I. Послание первое: Суд грядет (главы 1−2)

А. Вступление (1:1)

Б. Предсказание суда (1:2−7)

В. Плач Михея (1:8−16)

Г. Грехи Иуды (2:1−11)

Д. «Остатки Израиля» будут воссоединены — предсказание (2:12−13)

II. Послание второе: За наказанием последует благословение (главы 3−5)

А. Суд над «главами и князьями народа» и над пророками, «вводящими его в заблуждение» (глава 3)

Б. Благословения грядущего Царства (главы 4−5)

1. Описание Царства (4:1−8)

2. О событиях, «близких» к Михею; виденье им Мессианского времени (4:9 — 5:1)

3. О Правителе Царства (5:2−15)

III. Послание третье: Обличение греха я обещание благословений (главы 6−7)

А. Господь обвиняет (6:1−5)

Б. Ответ Михея от имени народа (6:6−8)

В. Бог судит за грех (6:9−16)

1. О грехах народа (6:9−12)

2. О наказании за грехи (6:13−16)

Г. Молитва Михея (глава 7)

1. Пророк оплакивает нечестие народа (7:1−6)

2. Пророк уповает на Господа (7:7−13)

3. Молитва Михея: да станет Бог вновь пасти народ Свой (7:14)

4. Обещание Господа явить народу Своему «дивные дела» (7:15−17)

5. «Кто Бог, как Ты!» (7:18−20)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Михея, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.