Библия » Толкование Мэтью Генри

4-я Царств 16 глава

← 15 4Цар 16 MGC 17

Данная глава полностью посвящена царствованию Ахаза; в этом не было бы необходимости, будь оно более благочестивым. Он имел благочестивого отца и довольно хорошего сына, но, тем не менее, считается одним из худших царей Иудеи. I. Он был отъявленным идолопоклонником (ст. 1-4). II. Отдав сокровища храма вместе с собственным богатством, он подкупил царя ассирийского напасть на Сирию и Израиль (ст. 5-9). III. В качестве образца для нового жертвенника в храме Божьем он взял жертвенник, построенный идолу, который увидел в Дамаске (ст. 10-16). IV. Он осквернил и надругался над утварью храма (ст. 17,18). На этом заканчивается его история (ст. 19,20).

Стихи 1-4. Данные стихи в общем описывают царствование Ахаза. Он жил недолго и сделал много зла. Его дней было немного, ибо он умер в возрасте тридцати шести лет, и всю свою жизнь он делал зло. Здесь рассказывается:

(1) что он не делал угодного, как Давид (ст. 2), то есть не любил учрежденное служение и поклонение Богу и не заботился о нем, чем прославился Давид. Он не любил храм, не старался сознательно исполнить свой долг перед Богом и не уважал Его закон. В этом он не был похож на Давида; его слава заключалась в том, что он происходил из дома Давидова и что благодаря древнему завету, заключенному Богом с Давидом, теперь оказался на престоле. Но это еще больше усугубляет его нечестие, ибо он стал позором этого славного имени и семьи, что в значительной мере опозорило его самого (Degeneranti genus opprobrium Хорошее происхождение становится позором для нечестивца), и хотя его положение имело преимущества благодаря благочестию Давида, но он не пошел по его стопам.

(2) Что он ходил путем царей Израильских (ст. 3), поклонявшихся тельцам. Он не сблизился с ними, как Иорам и Охозия сблизились с домом Ахава, а ex mero motu без каких-либо наущений пошел их путем. Оправдывая идолопоклонство, цари Израиля приводили основания и ссылались на политику государства, но Ахаз не делал этого, ибо оказался самым безрассудным государственным политиком. Они были его врагами и из-за своего идолопоклонства стали врагами самим себе; тем не менее он пошел их путем.

(3) Что он даже сына своего провел через огонь, почитая свои навозные божества. Во 2 Паралипоменон 28:3 Писание четко говорит, что он сжег некоторых из них (в англ.пер.) и, возможно, заставлял других сыновей (даже Езекии не удалось избежать этого, хотя впоследствии за это ему не пришлось расплачиваться) проходить между двумя огнями или быть проведенными через пламя в знак их посвящения идолу.

(4) Что он делал это, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь. Он поступил в высшей степени безрассудно, раз в религии руководствовался и последовал примеру тех, кто погиб у него на глазах. То, что он хотел подражать обычаям, которые Бог объявил мерзостью, и последовал примеру тех, кого Бог изгнал, тем самым открыто выступая против Него, было примером величайшего нечестия.

(5) Что он совершал жертвы на высотах (ст. 4). Если бы у его отца хватило ревности отменить их, то, возможно, тогда удалось бы предотвратить развращение его сыновей; но те, которые снисходительно смотрят на грех, не знают, какую тем самым опасную сеть они закладывают для тех, кто идет после них. Он оставил дом Божий, утомившись от того места, где во времена своего отца проводил много времени, и стал совершать религиозные обряды на высотах, где открывалась красивая панорама, под зелеными деревьями, в приятной тени деревьев. Мало значат в религии те действия, которые совершаются не по вере, а под воздействием фантазии.

Стихи 5-9. Данные стихи повествуют:

(1) о попытке объединившихся соседей, царей Сирии и Израиля, завоевать Иерусалим. Они планировали стать его хозяевами и поставить в нем своего царя (Ис 7:6). Их план не удался, хотя царю сирийскому удалось отвоевать Елаф значительный порт на берегу Красного моря, который Амасия захватил у сирийцев (4Цар 14:22). Что могут удержать те, кто потерял собственную религию? Поэтому пусть готовятся с этого момента постоянно быть проигравшей стороной.

(2) О том, как он задумал избавиться от них. Так как Ахаз оставил Бога, то у него не было ни смелости, ни сил выступить против врага; у него также не хватало дерзости попросить помощи у Бога. Поэтому он обратился с просьбой к царю Ассирии, и тот согласился прийти ему на помощь. Люди, чьи сердца осуждают их, в день бедствия будут обращаться за помощью к кому угодно, но не к Богу. Неужели он обратился к ассирийцам за помощью, потому что в Израиле не было Бога? Разве сдвинулась с места скала веков, что он оперся на этот надломленный тростник? Его грех стал его же наказанием, ибо хотя он добился своей цели (царь ассирийский послушал его и, содействуя его интересам, напал на Дамаск; тем самым, взяв его жителей в плен и переселив их в Кир, что было четко предсказано Амосом, Ам 1:5, он отвлек царя Сирии и не дал ему осуществить планы относительно Ахаза), но, поразмыслив обо всем, можно сделать вывод, что он заключил невыгодную сделку, ибо тем самым (1) сделал себя рабом (ст. 7): "Раб твой и сын твой я", то есть: "Я буду обязан и послушен тебе как своему господину или отцу, если только ты сделаешь мне это одолжение". Если бы он подобным образом смирился перед Богом и умолял его о благоволении, то был бы спасен на более выгодных условиях; ему пришлось бы всего лишь расстаться со своими грехами, и он мог бы сохранить деньги. Но если блудный сын оставляет дом своего отца, то скоро становится рабом более суровых хозяев (Лук 15:15).

(2) Он сделал себя бедным, ибо взял серебро и золото храма и государства и послал их царю Ассирии (ст. 8). Из-за этого церковь и государство оказались в трудном положении и опустошенными ради того, чтобы удовлетворить желание своего нового начальника и руководителя. Я не знаю, имел ли он право подобным образом поступать с государственным имуществом, но очень часто люди, которые одним грехом увлекают себя в затруднительное положение, пытаются избавиться от него с помощью другого; а отступившим от Бога будет нетрудно присвоить одно из Его прав.

Стихи 10-16. Хотя сам Ахаз приносил жертвы на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом (ст. 4), тем не менее Божий жертвенник продолжал существовать на прежнем месте и использоваться для жертвоприношений, а хлебное приношение и всесожжение от царя (ст. 15) совершалось священниками, служившими при нем. Но вскоре нечестивый Ахаз убрал его и вместо него поставил другой жертвенник, который возводили идолопоклонники. Это был самый сильный удар, когда-либо наносимый религии нечестивыми царями. Данные стихи рассказывают:

I. Что образцом для нового алтаря послужил жертвенник в Дамаске; этот выбор сделал сам Ахаз (ст. 10). Царь ассирийский захватил Дамаск, и туда отправился Ахаз, чтобы поздравить его с победой, поблагодарить за оказанную милость и поход против Сирии, а также в качестве его слуги и сына принять от него повеления. Если бы он был верен своему Богу, то ему не пришлось бы подобным образом презренно раболепствовать перед иноземным завоевателем. Находясь в Дамаске, куда он прибыл, чтобы осмотреть этот необычный древний город или, скорее, чтобы присоединиться к его религиозным обрядам (ибо, присутствуя там, он считал вполне естественным поступать так же, как его жители), он увидел жертвенник, который ему очень понравился. Он не был похож на простой старомодный жертвенник, который он часто посещал в молодые годы в Иерусалиме, а был искусно отделан и украшен изображениями идолов; он увидел там много красивых деталей, которые посчитал значительными, поразительными и чарующими, предназначенными для того, чтобы стимулировать религиозные чувства. Ахаз подумал, что Соломон имел слабое воображение по сравнению с талантливыми мастерами, сотворившими этот жертвенник, и решил во что бы то ни стало сделать себе такой же, а его чертеж нужно было сделать немедленно. Он не мог дождаться времени своего отъезда и поспешно отправил его раньше, передав приказ священнику Урии сделать точную копию соответственно этому чертежу до его возвращения. Образец, который Бог на горе показал Моисею, или показанный Духом Давиду не мог сравниться с этим чертежом, присланным из Дамаска. Сердца идолопоклонников следуют за их глазами, которые идут блудодействуя вслед богов своих; но истинные поклонники поклоняются истинному Богу верой.

II. Что священник Урия построил его (ст. 11). Похоже, он был главным священником, руководившим в то время служением в храме; и именно с ним Ахаз поделился своими планами (ибо мы нигде не читаем, чтобы он дал ему четкое повеление) возвести новый жертвенник по этому образцу. Похоже, жертвенник понравился Урии так же, как Ахазу, и он без каких-либо возражение или обсуждений сразу приступил к делу, желая угодить царю и обрести его благоволение. Возможно, он мог оправдаться тем, что благодаря этому хотел удержать царя в храме Иерусалима и не дать ему совсем оставить его ради высот и рощ. "Давайте сделаем ему это одолжение, подумал Урия, и тогда он будет приносить все свои жертвы к нам, ибо благодаря этому ремеслу мы получаем средства для жизни". Но, какие бы оправдания он ни приводил, построив алтарь, похожий на жертвенник царя-идолопоклонника, он поступил нечестиво и подло для священника, тем более главного священника, ибо тем самым:

(1) он осквернил свою власть и венец своего священства, сделав себя слугой человеческих похотей. Нет большего позора для служения, чем угодничество и покорность подобным нечестивым повелениям.

(2) Он не оправдал оказанного ему доверия. Как священник, он должен был поддерживать и защищать постановления Бога, противостоять и выступать против всяких новшеств; но так как он служил царю и помогал строить новый жертвенник, соперничавший с жертвенником, построенным по божественному постановлению, служить которому он был посвящен, то его поступок расценивался как измена и предательство, из-за которого он считался человеком бесчестным для всех поколений. Если бы он всего лишь смотрел на это сквозь пальцы или был вынужден сделать это, опасаясь угроз, если бы он пытался отговорить царя делать это или отложить до момента, когда он вернется домой, чтобы иметь возможность сперва поговорить с ним, то его ситуация не была бы такой плохой; но так как он слишком охотно принялся выполнять повеление царя, словно был рад подвернувшейся возможности угодить ему, то это в высшей степени оскорбляло Бога, которому он должен был служить, ибо ничто не могло оправдать его.

III. Как был посвящен жертвенник. Урия, увидев, что сердце царя слишком сильно привязалось к новому жертвеннику, позаботился, чтобы он был готов до его приезда; он поставил его возле медного жертвенника, но немного ниже и дальше от дверей храма. Царю он очень понравился; приблизившись к нему с величайшим благоговением, царь принес на нем свое всесожжение (ст. 12,13). Цо его жертвы были принесены не Богу Израиля, а богам Дамаска (о чем мы читаем во 2 Паралипоменон 28:23), ибо когда он позаимствовал у сирийцев жертвенник, то неудивительно, что позаимствовал и их богов. Нееман, сириец, принял Бога Израилева, когда взял землю израильскую, чтобы на ней построить жертвенник.

IV. Как был перемещен Божий жертвенник, чтобы освободить место для нового. Урия был таким скромным, что поставил новый жертвенник в более низком месте двора, а Божий жертвенник оставил на прежнем месте между жертвенником новым и домом Господним (ст. 14). Но это не удовлетворило Ахаза; он переставил Божий жертвенник в дальний угол северной стороны двора, а свой поставил перед святилищем вместо него. Он считал, что новый жертвенник выглядит более величественно и красиво и позорит прежний, поэтому решил "отставить его как сосуд отверженный". Его суеверное изобретение вступило в соперничество со святым Божьим постановлением и теперь наконец вытеснило его. Отметьте: очень скоро Бог будет ничего не значить для тех, кто не желает считать Его самым главным. Ахаз не осмеливался (возможно, из страха перед народом) полностью уничтожить медный жертвенник и разбить его вдребезги; поэтому, повелев всем приносить жертвы на новом жертвеннике (ст. 15), он оставил старый, чтобы через него вопрошать (в англ.пер.). Царь, отказавшись использовать его по назначению (жертвенник должен был освящать приносимые на нем жертвы), сделал вид, что возвысил его выше этого предназначения; так часто поступают люди суеверные. Жертвенник никогда не предназначался для пророчеств, но Ахав решил использовать его для этой цели. Цодобным образом Римская церковь зрительно возвеличивает таинства Христа, но на самом деле бессовестно искажает их. Но некоторые придают другой смысл словам Ахаза: "Что касается медного жертвенника, то я подумаю, что с ним делать, и дам распоряжение об этом". Иудеи говорят, что позднее из этой меди он сделал известные ступени Ахазовы (4Цар 20:11). Вновь обращается внимание на то, что трусливый священник ничтожно согласился с наглой узурпацией власти со стороны злобного царя (ст. 16): "И сделал священник Урия все так, как приказал царь Ахаз". В бедственном положении находятся великие люди, если те, которые должны обличать их в грехах, укрепляют и помогают им грешить.

Стихи 17-20. I. Ахаз осквернил храм: но не само здание, а некоторые предметы его обстановки.

1. Он обломал уголки от подстав, на которых стояли умывальники (3Цар 8:28,29), и снял море с медных волов (ст. 17). Священники использовали их для омовения; и, похоже, именно их особенно ненавидел царь. Один из самых больших ущербов, которые можно нанести религии, является препятствие священникам, служителям Господа, совершать очищение.

2. Он отменил крытый субботний ход, который был воздвигнут то ли в честь субботы, то ли для удобства священников, когда в субботу им приходилось служить больше, чем в другие дни. Как бы ни было, но, похоже, отменив его, он хотел показать свое презрение к субботе и тем самым открыть широкий путь для всякой нечистоты.

3. Он повернул в другую сторону царский ход, который вел в дом Господень и был сделан для удобства царской семьи (возможно, именно тот проход, который построил Соломон и которым восхищалась царица Савская, 3Цар 10:5), чтобы показать, что с этих пор не намерен часто посещать дом Господень. Он сделал его для царя ассирийского (который, возможно, собирался нанести ему ответный визит), чтобы угодить ему, и посчитал, что этот вход был сделан ошибочно, является неудобным и ухудшает внешний вид его дворца. Когда люди, имеющие готовый проход в дом Господень, поворачивают его в другую сторону, чтобы угодить соседям, то это говорит о том, что они быстро приближаются к своей гибели.

II. Ахаз умер в расцвете сил, когда ему было тридцать шесть лет (ст. 19), и оставил царство своему сыну Езекии (ст. 20), который во всех отношениях был лучше его и оказался большим другом храма, хотя отец был его врагом. Возможно, именно этого сына он заставлял проходить через огонь и тем самым посвящал Молоху; но Бог Своей благодатью выхватил его как головню из огня.


Толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 16 глава


← 15 4Цар 16 MGC 17

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.