2 Царств 18 глава

Вторая книга Царств
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Давид осмотрел народ, который был с ним, и поставил над ними тысячных и сотенных начальников.
2 Треть войска Давид отправил под началом Йоава, другую треть — под началом Авишая, сына Церуи и брата Йоава, и еще треть — под началом Иттая-гиттита. Давид объявил народу: «И я сам выступлю вместе с вами!»
3 Но народ отвечал ему: «Лучше не ходи! Если мы обратимся в бегство, никто и не заметит; если погибнет даже половина из нас — никто не заметит. Но ты стоишь десяти тысяч из нас! Ты больше поможешь нам, оставаясь в городе».
4 Царь ответил им: «Как вам кажется правильным, так я и поступлю». Царь стоял подле ворот, а народ проходил мимо него по сотням и тысячам.
5 Царь отдал Йоаву, Авишаю и Иттаю такой приказ: «Помягче с мальчиком моим, с Авшаломом!» И народ слышал приказ, данный царем военачальникам об Авшаломе.

6 Народ вышел в поле напротив израильтян, и состоялась битва в Ефремовом лесу.
7 Израильтяне были там разбиты сторонниками Давида, и понесли в тот день огромные потери — двадцать тысяч человек.
8 Битва оттуда распространилась во все стороны, и лес в тот день отнял больше людских жизней, нежели меч.

9 Авшалом неожиданно встретился со сторонниками Давида, а был он верхом на муле. Когда мул пробегал под веткой большого дуба, голова Авшалома застряла в ветвях и он повис между небом и землей, а мул из-под него убежал.
10 Это увидел один человек и рассказал об этом Йоаву: «Я видел Авшалома, который повис на дубе!»
11 Ответил Йоав тому, кто возвестил ему это: «Раз ты видел его, что же не сразил его на том же самом месте? Тогда я дал бы тебе десять шекелей серебра и новый пояс».
12 Но тот человек сказал Йоаву: «Если бы и тысячу шекелей отвесили мне, не поднял бы я руки на царского сына, ведь это при нас приказывал царь тебе, Авишаю и Иттаю: “Сберегите мне мальчика моего, Авшалома!”
13 Я бы тогда подверг опасности свою жизнь: не укрылось бы ничего от царя, а ты бы оказался тогда не при чем».
14 Йоав ответил: «Нечего мне тут с тобой мешкать!» Он взял три дротика и вонзил их в сердце Авшалома, когда тот еще висел живым на дубе.
15 Его окружили десять отроков — оруженосцев Йоава — и добили они Авшалома.

16 Йоав затрубил в рог, и войско прекратило преследование израильтян, ибо Йоав остановил его.
17 Весь Израиль разбежался тогда по своим шатрам. А тело Авшалома взяли и бросили его прямо в лесу в большую яму, и накидали сверху большую груду камней.
18 Авшалом еще при жизни воздвиг себе столб в долине Царской, назвав его в свою честь, ведь он говорил: «У меня нет сына, чтобы поминать мое имя». Называется он Авшаломовым Столпом и по сей день.

19 Ахимаац, сын Цадока, тогда предложил: «Давайте я побегу, чтобы возвестить царю, какой приговор вынес Господь его врагам».
20 Но Йоав ответил ему: «Не быть тебе сегодня добрым вестником. В другой день принесешь ты добрую весть, но не сегодня, ведь царски сын мертв».
21 Йоав приказал одному кушиту: «Ступай, скажи царю, что видел». Кушит поклонился Йоаву и побежал.
22 Но Ахимаац, сын Цадок, снова предложил Йоаву: «Как бы то ни было, дай и мне побежать следом за кушитом!» Йоав ответил ему: «к чему тебе бежать, сын мой, нет для тебя такой доброй вести, которая бы принесла награду!»
23 «Пусть так, но я побегу!» И тот ответил: «Тогда беги!» Ахимаац побежал прямой дорогой и обогнал кушита.

24 Давид сидел тогда внутри городских ворот, а на их крышу поднялся дозорный. И вот он взглянул и увидел, как бежит человек, совсем один.
25 Дозорный обратился к царю и поведал о том. Царь сказал: «Если он один, то несет добрую весть!»
26 Тогда дозорный увидел, как бежит еще один человек, и он сказал привратнику: «Вот бежит еще один человек, совсем один». Царь отозвался: «и это добрый вестник».
27 Дозорный сказал: «В первом я по походке узнаю Ахимааца, сына Цадока». Царь сказал: «Он хороший человек и принесет добрую весть».
28 Ахимаац закричал, обращаясь к царю: «Мир!», пал перед царем ниц на землю и добавил: «Благословен Господь, Бог твой, Он выдал людей, которые подняли руку на господина моего царя!»
29 А царь спросил: «Благополучен ли мальчик мой, Авшалом?» Ахимаац ответил: «когда Йоав посылал царского слугу и меня, твоего слугу, было немалое смущение, но я не знаю, отчего».
30 Царь велел ему отойти и встать в стороне, он отошел и встал.
31 Вот подбежал и кушит, и он сказал: «Добрая весть для господина моего царя — сегодня Господь оправдал тебя перед всеми, кто восстал на тебя!»
32 Царь спросил у кушита: «Благополучен ли мальчик мой, Авшалом?» Кушит ответил: «Да будет то же, что и с отроком, со всеми врагами господина моего царя и со всеми, кто злоумышляют против тебя!»
33 * Царь в смятении поднялся в верхнее помещение ворот и зарыдал. И пока он шел, повторял: «сын мой, Авшалом! Сын мой, сын мой Авшалом! О если бы это я умер вместо тебя, Авшалом, сын мой, сын мой!»

Новой Женевской Библии

18:1 тысяченачальников и сотников. Тысячи и сотни — воинские подразделения (см. Исх 18:21; Чис 31:14; Втор 1:15; 1Цар 8:12; 1Цар 22:7; 1Цар 29:2).

18:2 третью часть. Тактический военный прием (см. 1Цар 11:11).

Авессы. См. ком. к 2:18.

Еффея. См. 15:19−22.

18:3 не ходи. Военачальники Давида разделяли высказанное ранее Ахитофелом мнение о том, что гибель царя неизбежно обрекает войско на поражение (17:2−3).

18:4 у ворот. Т.е. у ворот Маханаима (17:24, 27). См. ком. к 19:8.

18:6 в лесу Ефремовом. Земли колена Ефремова располагались к западу от Иордана, однако настоящий контекст предполагает, что «лес Ефремов» находился за Иорданом, вероятно, в окрестностях Маханаима. Ефремляне могли распространить свои владения на восточный берег Иордана благодаря войнам.

18:8 и лес погубил народа больше, чем сколько истребил меч, в тот день. Другие примеры того, как сама природа оказывалась на стороне тех, кому в битве сопутствовал Господь: Нав 10:11−14; Суд 5:20−21; ср. 5:24; 22:8−16; 1Цар 2:10; 1Цар 7:10; 1Цар 12:17−18; 1Цар 14:15.

18:9 он был на муле. Мул являлся традиционным средством передвижения членов царского рода (13:29; 3Цар 1:33).

Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба. См. ком. к 14:25−26. Не столь важно, каким именно образом случилось так, что Авессалом оказался висящим «между небом и землей», — важнее в данной связи тот факт, что, согласно Втор 21:23, «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве».

18:11 я дал бы тебе. Эти слова Иоава можно понимать либо как сожаление об упущенной возможности убить Авессалома, беспомощно висящего на дереве, либо как предложение вознаградить собеседника, если тот теперь пойдет и убьет его. В любом случае ясно, что Иоав с легкостью готов преступить запрет Давида (ст. 5).

18:12−13 Очевидно, что человек, видевший Авессалома, не разделяет отношения Иоава к приказу Давида, закономерно заключая, что если он и убьет Авессалома, то вся тяжесть вины падет именно на него, а Иоав останется в стороне.

18:16 И затрубил Иоав трубою. См. ком. к 1Цар 13:3.

18:17 огромную кучу камней. Обычай погребения недругов и преступников (Нав 7:26; Нав 8:29).

18:18 поставил себе памятник. Ср. поступок Саула в 1Цар 15:12. Повествователь с горькой иронией упоминает о памятнике, воздвигнутом для себя Авессаломом, противопоставляя ему могилу под «огромной кучей камней» (ст. 17). Уже видя себя царем Израиля, Авессалом при жизни воздвиг в свою честь памятную стеллу; но в памяти поколений он остался как изменник, чьей могилой стала груда камней. Упомянутый в данном стихе «памятник Авессалома» не следует путать с сохранившейся до наших дней позднеантичной «гробницей Авессалома» в долине Кедрона.

в царской долине. Эта долина находилась, вероятно, где-то в окрестностях Иерусалима (Быт 14:17).

нет у меня сына. Три сына Авессалома, упомянутые, но не названные в 14:27, ко времени воздвижения им стеллы либо еще не родились, либо уже умерли.

18:19 Ахимаас. Ахимаас уже служил Давиду вестником прежде (15:27, 36; 17:15−21) и теперь вновь высказывает желание быть им.

18:20 не будешь ты сегодня добрым вестником. Как можно заключить из ст. 27, выбор гонца зависел от характера сообщаемого известия. Один и тот же гонец не мог служить для передачи как добрых, так и дурных вестей. Нежелание Иоава отпускать Ахимааса к Давиду продиктовано не только опасениями за судьбу гонца, принесшего плохую весть, но и стремлением скрыть собственную радость по поводу кончины Авессалома (ст. 22).

18:25 если один, то весть в устах его. Т.е. добрая весть, так как в противном случае гонец был бы не один и не приближался бы столь уверенно и безбоязненно (ср. 19:3: «И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство»).

18:27 это человек хороший и идет с хорошею вестью. См. ком. к ст. 20.

18:29 я видел большое волнение... но я не знаю, что там было. Воспользовавшись тем, что он прибыл раньше Хусия, Ахимаас предстает перед Давидом добрым вестником и скрывает от него участь Авессалома, о которой Ахимаас, безусловно, знал (ст. 20).

18:32 да будет... то же, что постигло отрока. В отличие от Ахимааса, Хусий не пытается скрыть от Давида смерть Авессалома, но сообщает об этом не прямо, а используя распространенный риторический оборот (1Цар 25:26), понять который для Давида не составило труда (ст. 33).

18:33 сын мой Авессалом. Пять раз повторяет Давид «сын мой» и трижды «Авессалом», что свидетельствует о глубине горя, причиненного ему смертью сына (19:4). Невзирая на все зло, которое ему сделал и еще мог бы сделать Авессалом, Давид простил вероломного сына, как прежде простил и оплакал Саула.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.