Судей 19 глава

Книга Судей израилевых
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 В те дни, когда не было у Израиля царя, жил на дальнем краю Ефремова нагорья один левит. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского.
2 Но наложница оказалось ему неверна, она ушла от него в дом отца своего в Вифлееме Иудейском и оставалась там четыре месяца.
3 Тогда он отправился за ней, чтобы уговорить ее вернуться, а с ним его слуга и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего, и тот принял его с радостью.
4 Его тесть, отец той наложницы, уговорил его остаться у него на три дня: они ели, пили и ночевали в его доме.

5 На четвертый день они встали рано поутру и собрались было в путь, как отец наложницы предложил: «Сперва подкрепись пищей, а затем уж отправляйся!»
6 Оба они сели есть и пить, и отец молодой женщины сказал тому левиту: «Не хочешь ли остаться на ночь и отдохнуть?»
7 И тот уже было совсем собрался идти, но тесть все же уговорил его провести там еще одну ночь.
8 Поднялись они утром пятого дня, чтобы выступить в путь, но отец наложницы сказал: «Подкрепись, подожди до заката дня». И оба они сели есть.
9 Наконец, тот человек собрался в путь вместе со своей наложницей и слугой, а тесть, отец наложницы, всё уговаривал его: «Да ведь солнце уже клонится к закату, вечереет — так ночуйте здесь! День подходит к концу, переночуй здесь и отдохни, а завтра встанешь пораньше и отправишься в путь к себе домой».

10 Но тот человек не согласился снова там ночевать, вышел в путь и дошел до Евуса (то же, что Иерусалим), а с ним пара оседланных ослов и наложница.
11 Когда они оказались возле Евуса, солнце уже совсем заходило, и слуга сказал своему господину: «Может быть, свернем в этот город евусеев, чтобы в нем заночевать?»
12 Но господин ответил ему: «Не станем мы сворачивать в город чужаков, они же не сыны Израилевы! Нет, мы дойдем до Гивы».
13 И еще сказал своему слуге: «Пойдем, переночуем в одном из этих мест: или в Гиве, или в Раме».

14 Так они шли, и солнце как раз зашло, когда они оказались подле Гивы, что в племени Вениамина.
15 Они свернули туда, зашли на ночь в Гиву. Левит отправился на городскую площадь*, но не нашлось никого, кто пригласил бы их на ночлег.
16 Только один старик как раз шел с полевых работ — он был родом с Ефремова нагорья и лишь жил в Гиве, а местные жители были из племени Вениаминова.
17 Он взглянул и увидел на городской площади странника. Тогда тот старик спросил его: «Куда ты направляешься, и откуда ты пришел?»
18 Тот отвечал ему: «Мы идем из Вифлеема иудейского к дальнему краю Ефремова нагорья. Сам я оттуда, но ходил в Вифлеем иудейский, теперь иду в Храм Господень, только теперь никто не позовет меня к себе домой.
19 Есть у нас, твоих слуг, и солома, и корм для ослов, и еда, и вино для меня самого и для этой наложницы, и для этого слуги. Мы ни в чем не нуждаемся».
20 Старик ответил ему: «Мир тебе! Чего тебе недостает, то сыщется у меня. Ни к чему тебе ночевать на площади».

21 Он привел его к себе домой и задал корм его ослам; сами они омыли свои ноги и сели есть и пить.
22 И только они расположились на отдых, как его дом окружили негодяи, жители того города. Они стали ломиться в дверь и требовать от старика, хозяина дома, чтобы он вывел им своего гостя — они хотели надругаться над ним!

23 Хозяин дома вышел к ним и стал их уговаривать: «Нет, братья мои, не делайте такого зла! Этот человек вошел в мой дом, так не допускайте же такого безумия!
24 У меня есть дочь-девушка, а у него наложница, так я выведу вам их, над ними глумитесь и поступайте, с ними как знаете, а с этим человеком не делайте такого безумия!»
25 Но толпа и слушать его не желала. Тогда левит взял свою наложницу и вывел ее к ним на улицу, и толпа насиловала ее и издевалась над ней всю ночь до утра. Едва стало светать, ее отпустили.
26 На самой заре женщина пришла к дому того человека и упала у входа в дом, где был ее господин, и лежала там, пока не рассвело.

27 Ее господин встал утром, открыл двери дома, чтобы отправиться в дорогу, и увидел, что его наложница лежит у входа и держится за порог.
28 Он сказал ей: «Вставай, пошли!» — но она не отвечала*. Тогда он положил ее тело на осла и отправился к себе.
29 Вернувшись домой, он схватил нож, взял тело своей наложницу и расчленил на двенадцать кусков, а их разослал по всем пределам Израилевым.
30 И всякий, кто это видел, говорил: «Не бывало такого, не видали такого со времен исхода сынов Израилевых из земли Египетской и вплоть до сего дня! Задумайтесь об этом, вынесите и объявите решение!»

Новой Женевской Библии

19:1 — 21:25 Из последних глав Книги Судей израилевых, в которых рассказывается о вспыхнувшей среди народа Божия гражданской войне, следует, что неудачи Израиля были вызваны отсутствием у него верного завету царя (19:1; 21:25; ср. 17:6; 18:1). Главными виновниками греха на сей раз были вениаминитяне, предававшиеся содомскому греху. Выбор Господа пал на колено Иудино (из которого вышел Давид), коему надлежало вести народ израильский против колена Вениаминова (ср. сходство выражений между 1:1−2 и 20:18). Отношение других колен к вениаминитянам в тот момент фактически было таким же, как к хананеям. Тем не менее, вину их разделял весь израильский народ, ибо каждое из его колен делало то, что ему казалось справедливым (21:25). Поведение левита (явная параллель с действиями Саула в 1Цар 11:6−8) и ефремлянина в эпизоде с гибелью наложницы (гл. 19) никак не комментируется в тексте. Между тем, на возможную причину всех неудач Израиля, ввергшегося в хаос беззакония, указывает только одна фраза, ставшая рефреном всей Книги Судей и не раз звучащая в последней ее части (19:1; 21:25): «в те дни не было царя у Израиля». Из всего этого следует вывод, что Израилю нужен был царь, причем из колена Иудина, а не Вениаминова, Давид, а не Саул. Только при таком условии будет должным образом соблюдаться завет.

19:1 В те дни, когда не было царя у Израиля. См. 17:6.

левит. Этот человек был из колена, которое было избрано Богом для служения при Его Святилище.

наложницу. Наложницами обычно были рабыни, которые не пользовались правами законных жен (ср. 8:31 и 9:18).

19:2 поссорилась с ним. Или: «была неверна ему». Закон иудейский требовал побивать камнями виновных в супружеской неверности (Втор 22:22). Но в то время, о котором здесь говорится, «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17:6; 21:25).

19:3−10 Гостеприимство тестя, столь характерное для древнего Востока, резко контрастирует с негостеприимным поведением вениаминитян в Гиве, о котором говорится далее.

19:10 к Иевусу, что ныне Иерусалим. См. 1:21 и ком.

19:12 не пойдем в город иноплеменников. Ирония в том, что левит и его наложница, отказавшись остановиться в городе иноплеменников, решили заночевать в Гиве Вениаминовой, где подверглись обхождению, сравнимому разве что с обычаями Содома и Гоморры (см. ком. к 19:1 — 21:25).

до Гивы. Город во владении колена Вениаминова, родина Саула (в 1Цар 11:4 он назван Гивой Сауловой).

19:14 — 20:48 Грех Гивы был подобен греху Содома и Гоморры (Быт 19:1−13), и потому все сыны Вениаминовы должны были погибнуть. Обычаи соплеменников в конечном счете негативно сказалось на Сауле и его потомках.

19:15 сел на улице в городе. Таким способом путники показывали, что нуждаются в «доме для ночлега» (ст. 16−20).

19:16 один старик... с горы Ефремовой. В данном случае гостеприимство проявил иноплеменник.

19:18 к дому Господа. Т.е. к скинии в Силоме (18:31).

и никто не приглашает меня в дом. См. ст. 15 и ком.

19:20 на улице. См. ст. 15 и ком.

19:22 выведи человека. См. ком. к 19:1−21:25.

19:23 не делайте этого безумия. См. ст. 24.

19:24 вот у меня дочь девица, и у него наложница... не делайте этого безумия. См. ст. 23. В Книге Судей израилевых это предложение ефремлянина не оправдывается и не осуждается. Левит не упомянул об этом, когда рассказывал соотечественникам, что с ним приключилось (20:5; 19:14−28). Закон гостеприимства на древнем Востоке требовал от хозяина обеспечить гостю защиту, но подобное самопожертвование в нем не оговаривалось.

19:29 двенадцать частей. Существует явная параллель между поступком левита и действиями Саула, разрезавшего быка на двенадцать частей, дабы призвать весь народ Израиля на борьбу против аммонитян (1Цар 11:6−8). В свете этой истории Саул выглядел крайне негативно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.