Евреям 11 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Доверие [Богу] — это уверенность в том, на что мы надеемся, убеждённость в том, чего мы не видим.
2 Именно по этой причине Писание засвидетельствовало о заслугах людей древности.
3 Благодаря доверию [Богу], мы понимаем, что вселенная была сотворена словом, произнесённым Богом, так что видимое не произошло из уже существующего.
4 Благодаря доверию [Богу], Авель* принёс лучшую жертву, нежели Каин; потому он был сочтён праведным, и Бог, на основании его даров, указал ему на это. Благодаря своему доверию, он, будучи мёртвым, по-прежнему говорит.
5 Благодаря доверию [Богу], Енох* был взят из жизни, не увидев смерти: "И не стало его — взял его Бог", поскольку о нём было засвидетельствовано, что он, до того, как был взят, угодил Богу.
6 А без доверия угодить Богу невозможно, поскольку всякий приходящий к Нему должен верить, что Он существует и вознаграждает ищущих Его.
7 Благодаря доверию [Богу], Ной*, получив откровение о том, что ещё не было видимым, исполнился святым страхом и построил ковчег, чтобы спасти своих домашних. Подобным доверием, он осудил весь мир и обрёл праведность, проистекающую из доверия.
8 Благодаря доверию [Богу], Авраам* повиновался, когда был призван выйти в то место, которое Бог даст ему во владение; и он вышел, не зная, куда идёт.
9 Благодаря доверию, он жил в Земле обетованной как временный поселенец, словно она ему не принадлежала, разместившись в шатрах с Исааком* и Иаковом*, которые вместе с ним должны были получить обещанное.
10 Ибо он ожидал город, имеющий вечное основание, архитектором и строителем которого является Бог.
11 Благодаря доверию [Богу], он получил силу иметь потомство, хотя по возрасту и он, и Сарра* были неспособны на это; поскольку он почитал Того, Кто дал обещание, заслуживающее доверие.
12 Потому один человек, который был практически мёртв, оставил после себя потомков многочисленных, словно звёзды небесные, неисчислимых, словно песок на морском берегу.
13 Все эти люди не утратили доверия до самой смерти, так и не получив обещанного. Они видели и радовались этому издали, осознавая, что они всего лишь пришельцы и временные поселенцы на земле.
14 Люди же, когда говорят подобное, хотят показать этим, что ищут отечества.
15 И если бы они постоянно вспоминали то [отечество], которое покинули, у них была бы возможность вернуться;
16 но, на самом деле, они стремились обрести лучшее отечество, небесное. Вот почему Бог не стыдится называться их Богом, поскольку Он приготовил для них город.
17 Благодаря доверию [Богу], Авраам*, подвергнувшись испытанию, принёс в жертву Иицхака. Он, получивший обещание, отдал своего единственного сына.
18 Он, кому было сказано: "В Исааке* будет то, что назовётся твоим 'семенем"',
19 так как пришёл к выводу, что Бог и мёртвых может воскрешать! И, говоря образно, так он и получил его.
20 Благодаря доверию [Богу], Исаак*, благословляя Иакова* и Исава*, возвестил о событиях, которые произойдут в будущем.
21 Благодаря доверию [Богу], Иаков*, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа* и при этом поклонился в молитве, опираясь на свой посох.
22 Благодаря доверию [Богу], Иосиф*, в конце своей жизни, напоминал об Исходе народа Израиля и дал указания относительно своих останков.
23 Благодаря доверию [Богу], родители Моисея* прятали его в течение трёх месяцев после его рождения, так как видели, что он необычайно красив, и не опасались указа царя.
24 Благодаря доверию [Богу], Моисей*, когда вырос, отказался, чтобы его называли сыном дочери фараона.
25 Он предпочёл страдания вместе с Божьим народом преходящим греховным наслаждениям.
26 Жестокое обращение, которому он подвергся ради Мессии, он счёл большим богатством для себя, чем египетские сокровища, поскольку устремил свой взор на вознаграждение.
27 Благодаря доверию [Богу], он покинул Египет, не боясь царского гнева, и был твёрд, так как видел невидимое.
28 Благодаря доверию [Богу], он исполнил все предписания, относящиеся к Пасхе*, в том числе о помазании кровью, чтобы Поражающий первенцев не тронул первенцев Израиля.
29 Благодаря доверию [Богу], они перешли Красное море, как по суше; когда же египтяне захотели сделать то же самое, море поглотило их.
30 Благодаря доверию [Богу], пали стены Иерихона*, после того, как их обходили в течение семи дней.
31 Благодаря доверию [Богу], блудница Раав* приняла соглядатаев и по этой причине не погибла вместе с непокорными.
32 Что же ещё мне сказать? Мне не хватит времени, чтобы рассказать о Гедеоне*, Вараке*, Самсоне*, Иеффае*, Давиде, Самуиле* и о пророках;
33 которые, благодаря доверию, покоряли царства, творили праведность, получали обещанное, закрывали пасть львам,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, слабость превращали в силу, крепли в битвах и обращали в бегство чужеземные армии.
35 Женщины получали своих умерших воскресшими; иные подвергались пыткам и были забиты до смерти, отказавшись от выкупа, чтобы обрести лучшее воскресение.
36 Другие терпели насмешки и побои, затем оковы и заточение.
37 Их побивали камнями, распиливали надвое, умерщвляли мечом; они скитались в одежде из овчины и козьей шкуры, в нужде, будучи преследуемы и терпя жестокое обращение,
38 странствуя по пустыням и горам, живя в пещерах и ямах! И весь мир был недостоин их!
39 О заслугах всех этих [людей] засвидетельствовано потому что они доверяли [Богу]. Тем не менее, они не получили обещанного,
40 так как Бог предусмотрел нечто лучшее, относящееся и к нам, чтобы только вместе с нами они смогли достигнуть цели.

Новой Женевской Библии

11:1−40 Галерея образов ветхозаветных героев веры открывается и завершается комментарием специфического для Ветхого Завета аспекта веры — уверенности в получении обещанного Богом (ст. 1−2, 39−40).

11:1 уверенность в невидимом. Из настоящего времени только глазами веры можно видеть будущее, и только вера рождает уверенность в получении обещанного Богом.

Как действует вера.

11:2 древние. Первым праведником, к которому можно отнести слова «праведный верою жив будет», был Авель, за ним — Енох.

11:3 верою познаем. Хотя никто из людей не был свидетелем процесса творения из Писания, которое принимается верою, известно, что Бог творил словом Своим.

11:4 жертву лучшую. Принцип, согласно которому жертвоприношение без веры не имеет цены в очах Божиих, является изначальным и действует с момента грехопадения. Жертва Христа не только «лучше» всех прочих жертвоприношений, — она уникальна, поскольку кладет конец самому установлению о жертвоприношениях.

получил свидетельство. Авель был первым, кто получил свидетельство праведности от Бога, которое состояло в самом факте принятия Богом его жертвы. Следует отметить, что Авелем руководило не предписание закона (которого еще не было) и не стремление кому-либо подражать: он действовал на основании внутреннего побуждения, коренившегося в уверенности, что его действия угодны Богу.

11:5 не видел смерти. См. Быт 5:18−24.

угодил Богу. Угождение Богу означает такой образ мыслей и поступков человека, который соответствует воле Божией.

11:6 без веры угодить Богу невозможно. Данный постулат является неопровержимым даже на уровне формальной логики: невозможно угождать тому, в существование кого (или в чей авторитет) не веришь. См. статью «Угождение Богу».

11:7 что еще не было видимо. Ср. ст. 1. Хотя вера есть уверенность в вещах, существующих за пределами материального мира (ст. 3 и 27), в данном фрагменте речь идет о событиях, принадлежащих этому миру, но отстоящих во времени (еще не осуществившихся, но обещанных Богом в будущем). Ной поверил в реальность обещанного потопа задолго до первых признаков, предвещавших бедствие. Вера его выразилась в действии — он приступил к постройке ковчега.

11:8−10 Вера Авраама в наследование обетованной земли выразилась в его делах: 1) подчинившись воле Божией, он оставил Ур ради будущего отечества, ни местонахождение, ни название которого ему не были известны (ст. 8); 2) он жил как странник и пришелец в земле, которая была ему обещана (ст. 9 и 13); 3) за Ханааном он видел лучшее отечество — небесную страну и город, архитектором которого является Сам Бог (ст. 10:14−16; 13:14).

11:11−12 Верою Авраам принял Божие обетование о сыне (Исааке), рождение которого можно было бы объяснить только чудом, поскольку и Авраам, и Сарра были уже слишком стары, чтобы обетование Божие могло исполниться естественным образом.

11:13−16 Наследие, в получение которого верили патриархи, было невидимым по двум причинам: оно принадлежало небу, а не земле; оно относилось к будущему, а не настоящему.

11:13 издали видели оные. Точнее было бы сказать: из дали времен, поскольку здесь речь идет именно об отдаленности во времени.

радовались. Радовались приходу Мессии (Ин 8:56).

странники и пришельцы. Подобно Аврааму, который жил странником в принадлежащей ему по Божию обетованию земле, наследующие спасение только странствуют по этому миру, видя за его горизонтами небесное отечество, наследовать которое предстоит в будущем.

11:16 приготовил им город. Небесный Иерусалим.

11:17−19 Испытанием веры Авраама явилось требование принести в жертву Исаака. Исаак был не только обетованным сыном (ср. Ин 3:16), он являлся залогом исполнения других Божиих обетований (в частности, Бог обещал произвести от Авраама многочисленный народ). Если бы Исаак умер, не оставив после себя потомства, эти обетования не могли бы осуществиться. Авраам, зная это, готов был покорно пожертвовать сыном, веря и зная, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (ст. 19).

11:20 Верою в будущее... благословил. Исаак верил в обетование и благословил сына (Иакова), передавая ему эту веру и надежду на исполнение Богом обещанного.

11:22 Иосиф помнил об обещании Бога вывести народ из Египта, которое дано было Аврааму задолго до рождения Исаака (Быт 15:13−14), и, умирая, просил, чтобы его прах был вынесен из Египта и погребен в земле обетованной, тем самым выражая свою веру в то, что было невидимо (ст. 24−26).

11:26 поношение Христово. Христос, пришедший исполнить волю Божию, был гоним и подвергался поношению. Моисей также избрал участь гонимого и преследуемого, поскольку только так он мог исполнить волю Божию.

11:27 Верою оставил он Египет. Эти слова относятся, скорее, к исходу народа израильского из Египта под руководством Моисея, чем к бегству из Египта самого Моисея после убийства египтянина.

11:28 совершил он Пасху. См. Исх 12:7, 12−13.

11:29 Верою перешли они Чермное море. См. Исх 14:21.

11:30 Верою пали стены Иерихонские. См. Нав 6:19.

11:31 Рахав доказала свою веру в Бога, когда помогла израильским соглядатаям. Она обрела праведность (Иак 2:25) и стала одним из предков Иисуса Христа (Мф 1:5).

11:35 жены получали умерших своих воскресшими. Упоминание о событиях, описанных в 3Цар 17:22−23; 4Цар 4:36−37.

иные же замучены были. Имеются в виду события, относящиеся к периоду войны по руководством Иуды Маккавея и его братьев.

11:37 перепиливаемы. Согласно преданию, пророк Исаия умер такой смертью.

11:39 не получили обещанного. Хотя некоторые обетования исполнились в ветхозаветное время, главное обетование — приход Мессии — ждало своего осуществления и исполнилось в Иисусе Христе. Этот стих резюмирует содержание фрагмента, начинающегося ст. 13.

11:40 предусмотрел о нас нечто лучшее. Этот стих утверждает различие между ветхозаветным и новозаветным периодами в историко-искупительном плане и объединяет воедино народ Божий обоих периодов. Ветхозаветные верующие (10:38) не были удостоены привилегии увидеть исполнение величайшего обетования Божия. Но, невзирая на это, они также являются участниками в торжестве первосвященнического служения Христа и вместе со святыми нового завета обрели в Нем совершенство.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.