Евреям 11 глава

Письмо Евреям
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Вера — это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы не видим.
2 Через нее же получили доброе свидетельство наши предки.
3 Верою мы постигаем, что миры созданы словом Божиим, так что из невидимого возникло видимое.
4 Верой Aвель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Верою он получил подтверждение своей праведности, когда Бог засвидетельствовал принесенную им жертву. Вера эта по-прежнему говорит к нам, хотя его самого уже нет в живых.
5 Благодаря вере Енох был взят из этого мира, не увидев смерти. Его нигде не могли найти, потому что Бог взял его. Но до того, как был взят из этого мира, он получил подтверждение, что смог угодить Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной получил откровение о том, что ещё не было видно, и, благоговея, построил ковчег для спасения дома своего; Своей верой он осудил мир и стал наследником праведности, которая приходит через веру.
8 Верой Авраам, призванный идти туда, где ему было уготовано наследство, подчинился и пошел, сам не зная, куда идет.
9 Верою он поселился пришельцем в обещанной ему земле, как чужой, живя в шатрах, с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания.
10 потому что он ожидал города, стоящего на прочных основаниях, архитектор и строитель которого сам Бог.
11 Верой и сама Сарра, несмотря на то, что была бесплодна, смогла зачать ребенка в столь преклонном возрасте, считая верным Обещавшего ей,
12 И так, от одного человека, тело которого уже почти омертвело, родилось потомство столь же бесчисленное, как звезды в небе и песок на морском берегу.
13 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного. Но они видели обещанное далеко впереди себя и приветствовали его, признавая себя не более чем чужаками и странниками на этой земле.
14 Те, кто так говорят, показывают тем самым, что ищут свою родину.
15 Если бы они вспоминали лишь ту страну, которую им пришлось покинуть, то у них было время в нее и вернуться.
16 Но на самом деле они стремятся к лучшему, то есть к небесному. Потому Бог не стыдится их, чтобы называть Себя их Богом. Он приготовил для них город.
17 Верой Авраам, когда Бог испытывал его, принес Исаака в жертву. Имея обещание, он готов был принести в жертву своего единственного сына,
18 невзирая на то, что Бог сказал ему:
«Через Исаака будут даны тебе потомки».
19 Он считал, что Бог способен воскрешать даже из мертвых, откуда символически Бог и вернул Исаака.
20 Верой Исаак благословил Иакова и Исава ради будущего.
21 Верой Иаков, находясь при смерти, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, склонившись на свой посох.
22 Верой Иосиф в конце своей жизни говорил о выходе израильтян из Египта и распорядился о своих останках.
23 Верой родители Моисея прятали его три месяца после того, как он родился, поскольку видели, что ребенок прекрасен и не испугались царского приказа.
24 Верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона,
25 предпочтя страдать с народом Божиим, нежели иметь временное наслаждение грехом,
26 поношение Христово сочтя большим богатством, чем сокровища Египта, поскольку смотрел на уготованное воздаяние.
27 Верою он покинул Египет, не устрашившись ярости царя, ибо он, видя Невидимого, оставался тверд.
28 Верою он совершил Пасху, окропив дверные косяки кровью, чтобы губитель первенцев не тронул израильтян.
29 Верой народ перешел Красное море, как по суше; когда же египтяне попытались сделать то же самое, они утонули.
30 Верой пали стены Иерихона после того, как израильтяне обходили город семь дней подряд.
31 Верою проститутка Раав, приютившая лазутчиков, не погибла вместе с непокорными.
32 Есть ли нужда говорить больше? Мне не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и пророках,
33 которые верой покоряли царства, восстанавливали справедливость, получали обещанное, закрывали пасти львам,
34 гасили яростное пламя, спасались от острия меча, исцелялись от болезней, становились могучими в бою и обращали в бегство чужеземцев.
35 К женщинам возвращались их умершие близкие, воскрешенные к жизни. Другие были замучены до смерти, отказавшись от предложенной им свободы. Они ожидали воскресения к лучшей жизни.
36 Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки.
37 Их побивали камнями, распиливали на части, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
38 Те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням, по горам, по пещерам и расселинам,
39 И все они, доказавшие свою веру, не получили обещанного,
40 чтобы вместе с ними достигли совершенства и мы, поскольку и для нас Бог приготовил нечто лучшее.

Новой Женевской Библии

11:1−40 Галерея образов ветхозаветных героев веры открывается и завершается комментарием специфического для Ветхого Завета аспекта веры — уверенности в получении обещанного Богом (ст. 1−2, 39−40).

11:1 уверенность в невидимом. Из настоящего времени только глазами веры можно видеть будущее, и только вера рождает уверенность в получении обещанного Богом.

Как действует вера.

11:2 древние. Первым праведником, к которому можно отнести слова «праведный верою жив будет», был Авель, за ним — Енох.

11:3 верою познаем. Хотя никто из людей не был свидетелем процесса творения из Писания, которое принимается верою, известно, что Бог творил словом Своим.

11:4 жертву лучшую. Принцип, согласно которому жертвоприношение без веры не имеет цены в очах Божиих, является изначальным и действует с момента грехопадения. Жертва Христа не только «лучше» всех прочих жертвоприношений, — она уникальна, поскольку кладет конец самому установлению о жертвоприношениях.

получил свидетельство. Авель был первым, кто получил свидетельство праведности от Бога, которое состояло в самом факте принятия Богом его жертвы. Следует отметить, что Авелем руководило не предписание закона (которого еще не было) и не стремление кому-либо подражать: он действовал на основании внутреннего побуждения, коренившегося в уверенности, что его действия угодны Богу.

11:5 не видел смерти. См. Быт 5:18−24.

угодил Богу. Угождение Богу означает такой образ мыслей и поступков человека, который соответствует воле Божией.

11:6 без веры угодить Богу невозможно. Данный постулат является неопровержимым даже на уровне формальной логики: невозможно угождать тому, в существование кого (или в чей авторитет) не веришь. См. статью «Угождение Богу».

11:7 что еще не было видимо. Ср. ст. 1. Хотя вера есть уверенность в вещах, существующих за пределами материального мира (ст. 3 и 27), в данном фрагменте речь идет о событиях, принадлежащих этому миру, но отстоящих во времени (еще не осуществившихся, но обещанных Богом в будущем). Ной поверил в реальность обещанного потопа задолго до первых признаков, предвещавших бедствие. Вера его выразилась в действии — он приступил к постройке ковчега.

11:8−10 Вера Авраама в наследование обетованной земли выразилась в его делах: 1) подчинившись воле Божией, он оставил Ур ради будущего отечества, ни местонахождение, ни название которого ему не были известны (ст. 8); 2) он жил как странник и пришелец в земле, которая была ему обещана (ст. 9 и 13); 3) за Ханааном он видел лучшее отечество — небесную страну и город, архитектором которого является Сам Бог (ст. 10:14−16; 13:14).

11:11−12 Верою Авраам принял Божие обетование о сыне (Исааке), рождение которого можно было бы объяснить только чудом, поскольку и Авраам, и Сарра были уже слишком стары, чтобы обетование Божие могло исполниться естественным образом.

11:13−16 Наследие, в получение которого верили патриархи, было невидимым по двум причинам: оно принадлежало небу, а не земле; оно относилось к будущему, а не настоящему.

11:13 издали видели оные. Точнее было бы сказать: из дали времен, поскольку здесь речь идет именно об отдаленности во времени.

радовались. Радовались приходу Мессии (Ин 8:56).

странники и пришельцы. Подобно Аврааму, который жил странником в принадлежащей ему по Божию обетованию земле, наследующие спасение только странствуют по этому миру, видя за его горизонтами небесное отечество, наследовать которое предстоит в будущем.

11:16 приготовил им город. Небесный Иерусалим.

11:17−19 Испытанием веры Авраама явилось требование принести в жертву Исаака. Исаак был не только обетованным сыном (ср. Ин 3:16), он являлся залогом исполнения других Божиих обетований (в частности, Бог обещал произвести от Авраама многочисленный народ). Если бы Исаак умер, не оставив после себя потомства, эти обетования не могли бы осуществиться. Авраам, зная это, готов был покорно пожертвовать сыном, веря и зная, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (ст. 19).

11:20 Верою в будущее... благословил. Исаак верил в обетование и благословил сына (Иакова), передавая ему эту веру и надежду на исполнение Богом обещанного.

11:22 Иосиф помнил об обещании Бога вывести народ из Египта, которое дано было Аврааму задолго до рождения Исаака (Быт 15:13−14), и, умирая, просил, чтобы его прах был вынесен из Египта и погребен в земле обетованной, тем самым выражая свою веру в то, что было невидимо (ст. 24−26).

11:26 поношение Христово. Христос, пришедший исполнить волю Божию, был гоним и подвергался поношению. Моисей также избрал участь гонимого и преследуемого, поскольку только так он мог исполнить волю Божию.

11:27 Верою оставил он Египет. Эти слова относятся, скорее, к исходу народа израильского из Египта под руководством Моисея, чем к бегству из Египта самого Моисея после убийства египтянина.

11:28 совершил он Пасху. См. Исх 12:7, 12−13.

11:29 Верою перешли они Чермное море. См. Исх 14:21.

11:30 Верою пали стены Иерихонские. См. Нав 6:19.

11:31 Рахав доказала свою веру в Бога, когда помогла израильским соглядатаям. Она обрела праведность (Иак 2:25) и стала одним из предков Иисуса Христа (Мф 1:5).

11:35 жены получали умерших своих воскресшими. Упоминание о событиях, описанных в 3Цар 17:22−23; 4Цар 4:36−37.

иные же замучены были. Имеются в виду события, относящиеся к периоду войны по руководством Иуды Маккавея и его братьев.

11:37 перепиливаемы. Согласно преданию, пророк Исаия умер такой смертью.

11:39 не получили обещанного. Хотя некоторые обетования исполнились в ветхозаветное время, главное обетование — приход Мессии — ждало своего осуществления и исполнилось в Иисусе Христе. Этот стих резюмирует содержание фрагмента, начинающегося ст. 13.

11:40 предусмотрел о нас нечто лучшее. Этот стих утверждает различие между ветхозаветным и новозаветным периодами в историко-искупительном плане и объединяет воедино народ Божий обоих периодов. Ветхозаветные верующие (10:38) не были удостоены привилегии увидеть исполнение величайшего обетования Божия. Но, невзирая на это, они также являются участниками в торжестве первосвященнического служения Христа и вместе со святыми нового завета обрели в Нем совершенство.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.