От Матфея 21 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 По пути в Иерусалим, Иисус и Его ученики остановились в Виффагии, у Елеонской горы. Оттуда Иисус послал вперёд двух учеников,
2 наказав им:
«Пойдите в селение, которое перед вами, и там сразу же увидите ослицу на привязи и ослёнка рядом с ней; отвяжите их и приведите ко Мне.
3 Если кто-нибудь спросит вас, то скажите: „Они нужны Господу, но Он тотчас пошлёт их обратно”».
4 Всё это происходило во исполнение того, что было сказано пророком:
5 «Скажите народу Сиона: „Вот твой Царь кроткий едет к тебе верхом на осле. Он едет на ослёнке, рождённом от упряжного животного”».
6 Ученики пошли и сделали всё в точности, как велел им Иисус.
7 Они привели ослицу с ослёнком, положили на них свои одежды, и Он сел поверх них.
8 Толпы людей стали расстилать по дороге свои одежды, а другие срезали ветви с деревьев и раскладывали их на дороге.
9 Впереди и позади Него шли толпы народа, восклицая: «Осанна Сыну Давида! „Благословен Идущий во имя Господа!” Осанна Богу на небесах!»
10 Когда Иисус вошёл в Иерусалим, весь город был охвачен волнением и люди спрашивали:
«Кто это Такой?»
11 А из толпы отвечали:
«Это пророк Иисус из Назарета, Который находится в Галилее».
12 Иисус вошёл во двор храма и выгнал оттуда всех, кто занимался там куплей и продажей. Он опрокинул столы менял и скамьи торговцев голубями
13 и сказал им: «В Писаниях сказано: „Дом Мой будет называться домом молитвенным”, а вы превратили его в „разбойничье логово”!»
14 К Нему стали приходить в храм слепые и хромые, и Он исцелял их.
15 Когда главные священники и законники увидели все чудеса, которые Он творил, и услышали, как дети в храме восклицают:
«Осанна Сыну Давида!» — они вознегодовали
16 и сказали Ему:
«Ты слышишь, что они говорят?»
Иисус ответил им:
«Да. Разве вы никогда не читали в Писаниях: „В уста детей и младенцев вложил Ты слова хвалы”?»
17 И Он ушёл оттуда и пошёл в город Вифанию, где остановился на ночь.
18 Утром, когда Иисус возвращался в город, Он почувствовал, что голоден.
19 Увидев у дороги одинокое фиговое дерево, Он подошёл к нему, но не нашёл на нём ничего, кроме листьев. Тогда Он сказал дереву:
«Пусть же ты никогда больше не принесёшь никаких плодов».
И фиговое дерево тотчас засохло.
20 Увидев это, ученики удивились и сказали:
«Как это фиговое дерево вмиг засохло?»
21 Иисус ответил:
«Правду вам говорю: если будете верить и не усомнитесь, то не только сможете сделать то, что произошло с этим фиговым деревом, но если скажете этой горе: „Поднимись и бросься в море”, то так и случится.
22 Если вы веруете, то всё, о чём вы ни попросите в молитвах, будет дано вам».
23 Иисус пришёл в храм, и когда Он учил народ, то главные священники и старейшины подошли к Нему и спросили:
«Чьей властью Ты делаешь всё это? Кто дал Тебе такую власть?»
24 Иисус ответил им:
«Я тоже задам вам один вопрос, и если вы Мне ответите на него, то и Я вам скажу, чьей властью Я всё это делаю.
25 Откуда пришло крещение Иоанна: с небес или от людей?»
Обсуждая это между собой, они говорили:
«Если мы скажем, что с небес, то Он спросит нас: „Почему же вы тогда не поверили ему?”
26 Сказать же, что от людей, опасно из-за народа, так как все считают Иоанна пророком».
27 И они ответили Иисусу:
«Мы не знаем».
Тогда Он сказал им:
«И Я вам не скажу, чьей властью Я совершаю всё это».
28 «А что вы скажете об этой притче? У одного человека было двое сыновей. Он подошёл к первому и попросил: „Сын, пойди поработай сегодня в моём винограднике”.
29 А тот ответил: „Не хочу”, но потом передумал и пошёл.
30 Тогда отец пошёл к другому сыну и сказал ему то же самое. Тот ответил: „Да, господин”, но не пошёл.
31 Который из двух исполнил желание отца?»
Они ответили:
«Первый».
И сказал им Иисус:
«Правду вам говорю: сборщики налогов и блудницы попадут в Царство Божье раньше вас.
32 Потому что Иоанн пришёл к вам указать праведный путь, но вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же, даже видя всё это, всё равно потом не передумали и не поверили ему».
33 «Послушайте другую притчу. Один человек посадил виноградник на своём участке земли, огородил его, выкопал в нём яму для винного пресса и построил башню, а потом сдал его внаём виноградарям и отправился в путешествие.
34 Позже, когда пришло время собирать урожай, он послал слуг к виноградарям за своей долей.
35 Но виноградари схватили его слуг и одного избили, другого убили, а третьего забросали камнями.
36 Тогда он послал к ним ещё больше слуг, но и с ними виноградари обошлись так же.
37 Наконец он послал к ним своего сына, говоря: „К моему сыну они отнесутся с уважением”.
38 Но когда виноградари увидели сына, то сказали друг другу: „Это наследник, давайте убьём его и захватим его наследство”.
39 Они набросились на него, вытолкали его из виноградника и убили.
40 Так как же по-вашему, что владелец виноградника сделает с этими виноградарями, когда придёт туда?»
41 Они ответили Иисусу:
«За такую жестокость он безжалостно их уничтожит и передаст виноградник другим виноградарям, которые отдадут ему его долю, когда придёт время собирать урожай».
42 Иисус сказал им: «Разве вы не читали в Писаниях: „Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным. Это свершил Господь, и видеть это чудесно”.
43 А потому говорю вам, что Царство Божье будет отнято у вас и отдано народу, исполняющему Его волю.
44 И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит».
45 Когда главные священники и фарисеи послушали притчи Иисуса, то поняли, что Он говорит о них,
46 и захотели схватить Его, но побоялись народа, считавшего Его пророком.

Толкование Далласской семинарии

VI. Предлагаемое Царем достигает своей кульминации (главы 21−27)

А. Царь заявляет о Себе (21:1−22)

1. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВХОД ИИСУСА ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ (21:1−11) (Мк 11:1−11; Лк 19:28−42; Ин 12:12−14)

Мф 21:1−5. Иисус с учениками подходил к Иерусалиму с востока, так как шли они от Иерихона. И когда достигли они города Виффагии, расположенного на восточном склоне горы Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, чтобы привели к Нему ослицу и с нею молодого осла. Хотя торжественный вход Иисуса в Иерусалим описывают все четыре евангелиста, только Матфей упоминает, наряду с молодым ослом, и об ослице. Простое объяснение этого кажущегося «противоречия» в том, что когда Иисус ехал на молодом осле, ослица шла рядом. Возможно и то, что Он менял их в пути: ехал то на ослице, то на осле (стих 7).

Итак, Иисус попросил учеников привести этих животных к Нему. И если бы кто-нибудь спросил у них, зачем они отвязывают не принадлежащих им осла и ослицу, они должны были бы ответить, что те надобны Господу. Будучи Мессией, Иисус имел право на все, в чем ни возникла бы у Него необходимость. Матфей упоминает о том, что это совершилось во исполнение пророчества; имеется в виду пророчество Захарии (Зах 9:9; сравните Ис 62:11), который говорил народу о его грядущем Царе, кротко «сидящем на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Конечно, у земных царей не было такого обычая — въезжать в город на осле; они, как победители, восседали при этом на конях. Полагают, что осленок служил в этом контексте символом мира.

Мф 21:6−8. Ученики сделали так, как повелел им Иисус, и, вместо седла, положили на животных одежды свои, и Он сел поверх их, а народ, встречавшийся им по пути, расстилал по дороге одежды (сравните 4Цар 9:13); другие же резали ветви с дерев и постилали по дороге. Большую часть этих людей составляли паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим на праздник Пасхи. Они знали Иисуса и были свидетелями многих чудес, совершенных Им в Галилее.

Мф 21:9. Толпы, шедшие впереди Иисуса и за Ним, возможно, распевали псалмы, которые обычно пели паломники. Матфей отмечает, что они (включая и детей — на территории храма; стих 15), выкликали слова, записанные в Пс 117:25−26: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Слово «осанна» — еврейское и означает: «Спаси нас, мы молим»; этим словом выражается как славословие, так и просьба.

Хотя народ и не понимал значения всего происходящего, он, по-видимому, сознавал, что Идущий с ними есть обещанное семя Давидово, и что цель Его — спасти Израиль. Потому и прославляли они Того, Кто шел теперь в Иерусалим, чтобы наконец-то, как думали они, публично объявить Себя Царем Иудейским.

Мф 21:10−11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: Кто сей? Поскольку прежде Иисус избегал Иерусалима, жители этого города не знали Его. А поэтому шедшие с Иисусом объясняли: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского (сравните стих 46). Но раз Пророк, значит, Тот, Кто был обещан народу Моисеем (Втор 18:15).

Лука отмечает, что Иисус, приблизившись к городу, заплакал (Лк 19:41) и дал затем понять религиозным вождям, что для Израиля наступил особый день: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк 19:42). Иисус мог при этом иметь в виду пророчество Даниила, относившееся к приходу Мессии, и что Он явился в Иерусалим в то самое время, которое было предсказано Даниилом за 500 лет до того (Дан 9:25−26). Это событие знаменовало официальное представление Израилю Иисуса Христа как праведного Сына Давидова.

2. ВЛАСТЬ МЕССИИ (21:12−14) (Мк 11:15−19; Лк 19:45−48)

Мф 21:12−14. Хотя на основании записанного у Матфея можно было бы придти к заключению, что Иисус, войдя в Иерусалим, тут же пошел в храм, из других Евангелий следует, что в тот день Он сразу же вернулся в Вифанию. Очищение Им храма, вероятно, произошло утром следующего дня, когда Иисус возвратился в Иерусалим из Вифании (Мк 11:11−16). (В то утро Он проклял смоковницу — смотрите ниже; и, значит, «очищение» храма имело место после этого. Большинство богословов считает, что Христос дважды «очищал» храм от торгашей, и что «синоптики» с одной стороны и Иоанн — с другой (Ин 2:14−16) говорят о двух разных событиях.)

Итак, войдя в храм, Мессия Иисус воспылал негодованием в адрес тех, кто превратили дом молитвы в место торговли и коммерческих сделок. Многие зарабатывали в храме себе на жизнь, наживаясь на тех, которые покупали на его территории жертвенных животных. Дело в том, что заинтерисованными лицами всячески поддерживалось существовавшее в те дни представление, будто в храме нельзя пользоваться деньгами, имевшими хождение в обществе.

Посему, прежде чем покупать животное для жертвоприношения, человек должен был «поменять» деньги; меновщики при этом наживались на нем; «храмовые» цены на животных тоже были выше обычных. По той-то причине, что это явное вымогательство шло вразрез с целями, которым должен был служить храм, и опрокинул Иисус столы меновщиков, стоявшие во внешнем дворе, предназначенном для язычников; при этом Он повторил мысль, выраженную двумя ветхозаветными пророками — Исаией (56:7) и Иеремией (7:11).

Демонстрируя Свою силу и власть, Иисус исцелил затем слепых и хромых, которые подошли к Нему в храме. Этот факт отмечен только Матфеем. Обычно слепые и хромые не допускались в храм, но Иисус многое мог изменить Своей властью.

3. ГНЕВ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ (21:15−17)

Мф 21:15−17. Когда Иисус исцелил упомянутых калек, дети, бывшие в храме, стали восклицать: Осанна Сыну Давидову! — тем признавая в Иисусе Мессию (толкование на стих 9). Первосвященники же и книжники, видя дела Его и слыша, как прославляют Его дети, вознегодовали. Своим вопросом: Слышишь ли, что они говорят? — законоучители явно требовали, чтобы Иисус остановил славивших Его. Возможно, некоторые из «детей», бывших в храме, пришли туда впервые, чтобы исполнить соответствующий религиозный обряд в знак того, что они стали взрослыми мужчинами. И законоучители опасались, как бы умонастроению молодежи не был нанесен «урон».

Иисус ответил им словами из Пс 8:3 «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Принимая славословие детей, Он давал понять, что достоин его — как их Мессия. Религиозные вожди, отвергавшие Христа, не обладали и той проницательностью, которая присуща была детям, «принявшим» Его (Мф 18:3−4).

Отойдя от «вождей народа», Иисус покинул храм. Он снова возвратился в Вифанию (расположенную по ту сторону горы Елеонской, километрах в двух с половиной от Иерусалима), и провел там ночь, наверное в доме Марии, Марфы и Лазаря.

4. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОКЛЯТИЕ СМОКОВНИЦЫ (21:18−22) (Мк 11:12−14, 20−25)

Мф 21:18−22. Поутру же, возвращаясь в Иерусалим, Иисус взалкал. И увидев при дороге смоковницу (инжирное дерево), подошел к ней. Дерево было покрыто листьями, но плодов на нем не оказалось. Дело в том, что плоды на смоковнице появляются прежде листьев или одновременно с ними, так что и на этой плоды должны были быть. Их однако не было.

И тогда Иисус проклял смоковницу, и она тотчас засохла. Согласно Евангелия от Марка, Иисус проклял дерево прежде чем изгнал торговцев из храма, и ученики слышали это, однако на то, что смоковница засохла, они обратили внимание только на следующее утро (Мк 11:13−14, 20).

На этом примере Иисус преподал ученикам урок веры. Если будете иметь веру в Бога и не усомнитесь, сказал Он им, то будете способны творить чудеса — и этому подобные, и более его, потому что и горы будете передвигать (сравните Мф 17:20). Верующие от всего сердца, продолжал Господь, получат все, о чем ни попросят в молитве с верою. Творя чудеса, Иисус не хотел возбуждать в людских сердцах сомнение или изумление — Он хотел убедить людей в том, как важно верить. Однако израильский народ так и не поверил в Него.

Многие исследователи Библии видят в «проклятии смоковницы» и нечто большее чем только урок веры. Они рассматривают злосчастное дерево как символ Израиля тех дней. Он ведь тоже казался «плодоносным» и гордился этим, но при ближайшем рассмотрении являл свое бесплодие (в духовном отношении).

Проклиная (отвергая) в смоковнице «сей род», Иисус предсказал, что он и впредь не даст «плодов». Через несколько дней современным Ему иудеям предстояло отвергнуть своего Царя и распять Его. И в конечном счете это не могло не навлечь осуждения на них, а в каком-то смысле и на их потомков. Мы знаем, что в 70 г. по Р. Х. римляне, прийдя в страну с громадной армией, разрушили храм и положили конец политическому существованию Израиля (Лк 21:20). Множество людей погибло в той войне. И все-таки отвержение Иисусом смоковницы нельзя рассматривать как отвержение Им всего израильского народа навечно (Рим 11:1, 26).

Б. Конфронтация «религиозников» с Царем (21:23 — 22:46)

1. СТОЛКНОВЕНИЕ ИИСУСА С ПЕРВОСВЯЩЕННИКАМИ И СТАРЕЙШИНАМИ НАРОДА (21:23 — 22:14) (Мк 11:27 — 12:12; Лк 20:1−19)

а. Законоучители идут в наступление (21:23)

Мф 21:23. Когда Иисус снова пришел… в храм, о котором сказал, что он принадлежит Его Отцу, то подошли к Нему представители различных религиозных групп. Столкновение с ними началось с того, что они спросили Иисуса (видимо, в агрессивном тоне): Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Под словом «это» они, вероятно, понимали Его торжественный вход в Иерусалим, принятие Им воздаваемой Ему хвалы, очищение Им храма, исцеление слепых и хромых (стихи 8−14), наконец и то, что Он учил в храме (стих 23). «Вожди» Израиля понимали, конечно, что Иисус претендует на власть Мессии, и хотели знать, кто дал Ему эту власть. Уж, конечно, Он получил ее не от них.

б. Ответ Иисуса (21:24 — 22:14)

1) Об Иоанновом крещении (21:24−32).

Мф 21:24−27. (Мк 11:29−33; Лк 20:3−8). В ответ на вопросы окружавших Его Иисус тоже задал им вопрос, пообещав, что ответит им, если они ответят Ему. Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков? — спросил Он. Простой, казалось бы, вопрос, но у законоучителей он вызвал замешательство. Они понимали, что если ответят, что «с небес», то Иисус спросит: почему же вы не поверили ему?

С другой стороны, если бы они ответили, что Иоанново крещение было «от человеков», то этим сильно рассердили бы народ, который почитал Иоанна за великого пророка. Таким образом Иисус поставил Своих оппонентов в такое же положение, в какое они не раз пытались поставить Его. В конце-концов они сказали, что не знают ответа. И тогда Иисус отказался отвечать на их вопрос. Вместо этого, Он рассказал притчу.

Мф 21:28−32. Это была притча о человеке, который имел двух сыновей. И вот сначала первого, а потом второго он попросил пойти поработать у него в винограднике… Первый вопрос, который возникает при чтении этой притчи, — а есть ли в ней связь с предыдущими словами Иисуса? Есть, однако выраженная весьма тонко. Итак, первый сын ответил: «не хочу», но потом, раскаявшись, пошел. Второй же ответил: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? — спросил Иисус. Ответ очевиден: первый.

Первому сыну, по мысли Иисуса, соответствовали мытари и блудницы. Второму же — первосвященники и старейшины и прочие «начальники иудейские». И к той и к другой группам людей был направлен «зов» в «виноградник». Но голос Иоанна, звавший их, как бы сливается тут с более ранним «зовом» Отца — через пророков. Будучи людьми религиозными, «начальники» откликнулись на него, но… в виноградник не пошли; мытари же и блудницы вначале отказались, но потом пошли (именно они последовали за Иоанном).

Потому и сказал Иисус, что они вперед вас идут в Царство Божие. А религиозным вождям, которые не раскаялись после, чтобы поверить Иоанну, вход туда будет закрыт. Хотя слова Иисуса о том, что презренные мытари и блудницы войдут в Царство Божие, а они — нет, должны были их крайне удивить, возразить на них им было нечего!

2) Притча о винограднике (21:33−46; Мк 12:1−12; Лк 20:9−19).

Мф 21:33−39. В следующей притче Иисус продолжил тему «отклика» народа израильского на Его служение ему. Он рассказал о некоем хозяине дома, затратившем много средств на устройство своего виноградинка, который должен был стать весьма плодоносным. Уход за ним он поручил арендаторам (виноградарям). Когда же наступило время сбора плодов, хозяин послал за ними, по праву принадлежавшими ему, своих слуг.

Но виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. И другие слуги были посланы хозяином, и с ними поступили так же. Наконец, хозяин послал в виноградник своего сына в надежде, что виноградари постыдятся его. Однако те подумали, что если убьют и сына, то виноградник достанется им. И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили.

Вполне очевидно, что в этой притче Иисус имел в виду израильский народ, над которым Бог много потрудился; насадив его, подобно винограднику, с великим тщанием, Он ожидал от него плодов (Ис 5:1−7). «Виноградари», которым Бог поручил уход за ним, это, конечно, религиозные вожди народа. Но «вожди» не захотели признать права хозяина на Его «виноградник», и кого бы Он ни посылал к ним (Его пророков), они отвергали. В конце-концов они решили убить и Сына Его, Иисуса Христа, «выведя» Его за пределы Иерусалима (Евр 13:12).

Мф 21:40−46. Иисус задал естественный вопрос: что, по их мнению, сделает хозяин виноградника с неверными виноградарями? Ясно, что он не позволит им более распоряжаться на его земле, что он подвергнет их строгому наказанию. А виноградник, отобранный у них, будет отдан другим виноградарям, которые будут отдавать хозяину плоды его во времена свои. Это вполне соответствует сказанному в Писаниях и, в частности, в Пс 117:22−23, откуда и цитировал Иисус, говоря о камне, который отвергли строители, но который сделался главою угла.

Объясняя это пророчество, Иисус сказал: Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. Два толкования чаще других предлагаются на это место. Согласно одному, Господь дал понять, что Царство Божие будет отнято у еврейского народа и передано народам языческим, которые принесут Богу плод истинной веры.

На это возражают, что, поскольку в греческом тексте слово «етней» (переведенное как «народ») стоит в ед. числе, то речь тут идет о Церкви, которую к тому же апостолы называли «народом Божиим» (Рим 10:19 и 1Пет 2:9−10). На основании Писаний в целом можно, однако, утверждать, что Царство не насовсем отнято от Израиля (Рим 11:15, 25). Кроме того, в настоящее время Церковь Царства не наследует.

Лучшим (опять-таки, исходя из духа Писаний в целом) представляется другое толкование: Иисус имел лишь в виду, что Царство отнимается от нынешнего Израиля — с тем, чтобы в будущем, когда народ явит истинные покаяние и веру, быть возвращенным ему. Если держаться этого толкования, то слово етней (народ) Иисус употребил в значении «поколения» или «рода сего» (Мф 23:36). То «поколение» израильтян, которое отвергло предложенное ему Царство, никогда не войдете в него (толкование на 21:18−22). Но то их «поколение», которое в будущем примет Того же Самого Мессию (Рим 11:26−27), обретет Царство.

Отвергнув Иисуса, этот краеугольный камень, строители (Мф 21:42) сами навлекли на себя суровое осуждение (а на кого он упадет, того раздавит).

Религиозные вожди (первосвященники и фарисеи — стих 45 сравните со стихом 23) поняли, что Он о них говорит, и попытались схватить Его. Однако они побоялись народа (сравните стих 26), потому что Его почитали за пророка (сравните стих 11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.