«Я награжу любого, кто сможет прочесть эти письмена и объяснить их значение. Я дам багряницу этому человеку и надену ему на шею золотую цепь. Я сделаю его третьим властелином в царстве».
«О, царь, живи вовеки! Не бойся! Не бледней от страха!
«Твоё имя Даниил? Ты один из пленных, которых царь привёл из Иудеи?
«Царь Велтасар, оставь себе свои дары или отдай эти награды кому-нибудь другому. Я и так прочту для тебя письмена на стене и объясню их значение.
5:1 Валтасар царь. Имя Валтасар означает «Ваал да хранит царя» (не путать с вавилонским именем, данным Даниилу, см. ком. к 1:7, которое в оригинале имеет другое написание). Из вавилонских исторических источников известно, что Валтаcap, старший сын Набонида, последнего вавилонского царя, был соправителем отца и исполнял его обязанности в Вавилоне, в то время как сам Набонид длительное время пребывал в Аравии. События, описываемые в этой главе, относятся к 539 г. до Р.Х., когда вавилонское царство сорок два года спустя после смерти Навуходоносора было завоевано персами.
5:2 Вкусив вина, Валтасар. Опьяненный Валтасар совершает святотатство, ибо и язычнику следовало почитать священную утварь чуждой ему религии.
золотые и серебряные сосуды... из храма Иерусалимского. См. ком. к 1:2.
отец его. Навуходоносор назван отцом Валтасара также в ст. 11, 13 и 18, а в ст. 22 сказано, что Валтасар был его сыном. Точно известно, что Валтасар был сыном Набонида, а не Навуходоносора, однако нужно иметь в виду, что в древнем мире словами «отец» и «сын» часто называли как прародителя и потомка, так и предшественника и преемника. Таким образом, по всей видимости, Валтасар приходился Навуходоносору внуком, а мать его, Никотрис, была дочерью Навуходоносора.
5:4 славили богов. Валтасар осквернил священные сосуды не только тем, что пользовался ими как повседневной утварью, но и тем, что пил из них во славу ложных языческих божеств.
5:7 обаятелей, Халдеев и гадателей. См. ком. к 1:20; 2:2. Ср. 2:27; 4:4.
кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его. Как и Навуходоносор, Валтасар требует и рассказать знамение, и объяснить его.
третьим властелином будет в царстве. Т.е. соправителем Валтасара и Набонида (см. ком. к 5:1).
5:10 Царица. Жены Валтасара уже присутствовали на пиршестве (ст. 2−3), так что здесь, по-видимому, имеется в виду вдова Навуходоносора или, что более вероятно, его дочь Никотрис — жена Набонида и мать Валтасара.
5:11 дух святаго Бога. См. 4:5. Царице-матери лучше, чем Валтасару, известны прежние деяния Даниила. Пророк был юношей, когда шестьдесят лет назад (в 605 г. до Р.Х., см. ком. к 1:1) оказался в Вавилоне. В 539 г. до Р.Х. ему было уже за восемьдесят.
5:12 Валтасаром. См. ком. к 1:7.
в нем... оказались. См. ком. к 4:5.
5:16 третьим властелином будешь в царстве. См. ком. к ст. 7.
5:17 дары твои пусть останутся у тебя. Возможно, что в данном эпизоде Даниил отказывается от награды не только потому, что не ищет почестей, но и сознавая, что может ответить царю лишь по милости Божией и не хочет ни присваивать ее, ни обращать себе в выгоду (Быт 14:23).
5:18 отцу твоему Навуходоносору. См. ком. к ст. 2.
5:20−28 См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».
5:21 владычествует Всевышний Бог. В этом утверждении обобщено богословское содержание всей книги (см. Введение: Характерные особенности и темы).
5:22 сын его. См. ком. к ст. 2.
хотя знал все это. Царь не заслуживает прощения, и вина его тяжелее вины Навуходоносора, ибо время милосердия теперь уже в прошлом (1Тим 1:13).
5:24 За это. Письмена на стене — ответ Господа на вызов дерзкого и самонадеянного Валтасара, забывшего, как Бог явил Свое могущество во времена Навуходоносора.
5:27 Текел. Может означать «взвешен» или «сикль». Это слово может быть и глаголом, и существительным. Даниил читает его как глагол «взвешен», и, по его мнению, это означает, что на весах Божиих праведность Валтасара оказывается ничтожной.
5:28 Перес. Может означать «разделен», или «пол-мины», или «пол-сикля». Даниил также читает это слово как глагол «разделен» и толкует его как знамение того, что царство отнимется у Валтасара и будет отдано мидянам и персам. По всей видимости, остальные участники пиршества восприняли эти слова как наименования монет различного достоинства (мина, равная шестидесяти вавилонским сиклям, сикль и полсикля), и тогда ясно, почему смысл надписи остался им непонятен.
Мидянам и Персам. См. Введение: Трудности истолкования.
5:29 по повелению Валтасара. Как и Навуходоносор, Валтасар удостоил Даниила почестей, но, в отличие от своего отца, не вспомнил при этом о Боге (2:46−47).
5:30 Валтасар... был убит. Обстоятельства гибели Валтасара неизвестны. Однако хроники Набонида и Кира, а также греческие историки Геродот и Ксенофонт сообщают, что Вавилон был взят после неожиданной атаки персов, застигшей врасплох танцующих и веселящихся вавилонян.
5:31 Дарий Мидянин. Историческая состоятельность этого и прочих упоминаний Дария в книге пророка Даниила (6:1, 6, 9, 25, 28; 9:1; 11:1) неоднократно ставилась под сомнение. О разногласиях по этому вопросу см. ком. к 6:1. Титул Дария заставляет усомниться в том, что второе царство в книге пророка — царство персов, на смену которым пришли мидяне. Скорее, это особое персо-мидийское царство (см. Введение: Трудности истолкования).
шестидесяти двух лет. Падение Вавилона было предопределено уже в тот момент, когда там оказались иудейские пленники. Вес мины, по всей вероятности, равнялся весу шестидесяти сиклей и вместе с сиклем и двумя половинами сикля (см. ком. к ст. 25) это составляло число шестьдесят два, и, таким образом, Дарий своим завоеванием исполнил пророчество.