От Матфея 23 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Учебной Библии МакАртура

Библейской Лиги ERV

1 Затем Иисус обратился к народу и к Своим ученикам.
2 Он сказал:
«Законоучителям и фарисеям дано право толковать Закон Моисея.
3 Исполняйте же всё, что они велят вам, но не поступайте так, как они поступают, потому что они не делают того, чему сами учат.
4 Они устанавливают строгие правила, которым трудно следовать, взваливают их на плечи людям и пытаются заставить людей следовать им. Сами же они не хотят и пальцем шевельнуть, чтобы их исполнить.
5 Они совершают все добрые поступки только напоказ, увеличивая размеры своих филактерий и удлиняя бахрому на своей одежде.
6 Они любят занимать самые почётные места на пиршествах и в синагогах.
7 Им нравится, когда их с почтением приветствуют на рыночной площади, они любят, чтобы их называли учителями.
8 Но вы не позволяйте называть вас учителями, так как есть только один Учитель, а все вы лишь братья и сёстры.
9 И пусть никого из вас не называют отцом, потому что у вас один Отец, Который на небесах.
10 И не позволяйте людям называть вас наставником, потому что у вас один Наставник — Христос.
11 Пусть самый великий среди вас будет вам слугою.
12 Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвышен будет.
13 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Вы закрываете людям дверь в Царство Небесное. Вы сами не входите в Царство Небесное и другим не даёте войти туда.
14 [Горе вам, учителя закона и фарисеи, лицемеры, потому что вы пожираете дома вдов и лицемерно молитесь подолгу, а потому примете ещё худшее осуждение].
15 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры, потому что вы готовы пересечь море и сушу, чтобы найти хоть одного приверженца, и когда находите такого, то превращаете его в ещё худшее исчадие ада, чем вы сами.
16 Горе вам, поводыри слепые, говорящие: „Если кто поклянётся храмом, то это ничего не значит, но если он клянётся храмовым золотом, то должен исполнить обещанное!”
17 Слепые глупцы! Что важнее, золото или храм, освятивший это золото?
18 И ещё: „Если кто поклянётся алтарём, то это неважно, но тот, кто поклялся алтарным приношением, должен исполнить обещанное!”
19 Слепцы! Что же важнее, приношение или алтарь, освятивший это приношение?
20 Итак, тот, кто клянётся алтарём, клянётся и тем, что на него возложено.
21 И тот, кто клянётся храмом, клянётся и храмом, и Живущим в нём.
22 И тот, кто клянётся небом, клянётся и престолом Божьим, и Сидящим на нём.
23 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы отдаёте десятую часть урожая укропа, мяты и тмина Богу, но пренебрегаете более важными учениями закона: справедливостью, милосердием и преданностью. Но именно это следует исполнять, не пренебрегая и теми учениями.
24 Поводыри слепые! Вы убираете из чаши с питьём комара, а затем проглатываете верблюда.
25 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы очищаете чашу и блюдо снаружи, внутри же они полны плодов хищения и самоублажения!
26 Фарисеи слепые! Прежде всего, очистите чашу и блюдо изнутри, чтобы и внутри, и снаружи они стали чистыми.
27 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же они полны костей мертвецов и всякой скверны.
28 И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы строите гробницы пророкам и украшаете памятники, воздвигнутые в честь праведников,
30 говоря: „Если бы мы жили во времена наших предков, то не были бы их сообщниками в пролитии крови пророков”.
31 Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, кто умертвили пророков.
32 Вам суждено завершить грех ваших отцов!
33 Отродья змеиные! Вы принадлежите к семейству ядовитых змей! Вам не избежать осуждения в аду!
34 И потому Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей Писаний; некоторых из них вы убьёте и распнёте, других будете бить в ваших синагогах и преследовать из города в город.
35 Пусть же падёт на вас вина за всю праведную кровь, пролитую на земле: от крови праведника Авеля до крови Захарии, сына Варахии, которого вы умертвили между храмом и алтарём.
36 Правду вам говорю, что всё это исполнится ещё в этом поколении».
37 «Иерусалим! Иерусалим! Ты, пророков убивающий и забивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз хотелось Мне собрать твоих детей всех вместе, подобно тому как курица собирает цыплят под своё крыло, вы же не хотели!
38 Смотрите же, ваш дом останется заброшенным!
39 Потому что говорю вам, что отныне вы не увидите Меня, до тех пор пока не скажете: „Благословен Идущий во имя Господа!”»

Учебной Библии МакАртура

23:2 Моисеевом седалище Это выражение эквивалентно университетскому «стоять за кафедрой». Сидеть на «Моисеевом седалище» означало иметь наивысшую власть учить людей. В данном случае это выражение может быть переведено, как «они сами посадили себя на Моисеево седалище», что подчеркивает тот факт, что это была воображаемая власть, которую они себе присвоили. По закону священники и левиты имели право толковать закон (Втор 17:9), но книжники и фарисеи превышали данные им законом полномочия и добавляли к Слову Божьему человеческие традиции (15:3−9). Именно за это Иисус порицал их (ст. 8−36).

23:3 соблюдайте и делайте Т.е. до той степени, пока это соответствует Слову Божьему. Фарисеи связывали «бремена тяжелые и неудобоносимые» (ст. 4) небиблейских традиций и «возлагали их на плечи других людей». Иисус открыто порицал такое законничество.

23:5 хранилища Кожаные футляры, содержащие пергамент, на котором в четыре столбика были написаны Исх 13:1−10; Исх 11−16; Втор 6:4−9; Втор 11:13−21. Их носили мужчины во время молитвы: один — по середине лба и второй — на левой руке чуть выше локтя. Использование подобных «хранилищ» было основано на слишком буквальной трактовке мест Писания, подобных Исх 13:9, 10; Втор 6:8. Очевидно, фарисеи делали полоски кожи, которыми эти хранилища крепились на лбу и на руке, более широкими, чтобы сделать их более заметными.
воскрилия одежд Т.е. кисточки. Иисус Сам носил их (см. пояснение к 9:20), и потому не кисточки как таковые Он осуждал, но то, что их удлиняли с целью показать свою особенную духовность.

23:8−10 учителями… отцом… наставниками Здесь Христос осуждает гордость и тщеславие, а не титулы сами по себе. Павел неоднократно говорит об «учителях» в церкви и даже называет себя «отцом» коринфян (1Кор 4:15). И конечно, данное место также не запрещает выказывать уважение (ср. 1Фес 5:11−12; 1Тим 5:1). Христос просто запрещает их использование как духовных званий для хвастовства, так как это подразумевает несоответствующую человеку власть, как если бы он, а не Бог, был источником истины.

23:13 не допускаете Избегая Божьей праведности, фарисеи пытались «поставить собственную праведность» (Рим 10:3) — и учили тому же других. Они своим законничеством и самоправедностью «загораживали» узкие врата, которыми должно входить в Царствие Небесное (см. пояснения к 7:13−14).

23:14 Этот стих отсутствует в доступных нам наиболее древних рукописях Евангелия от Матфея, но он появляется в Евангелии от Марка. См. пояснение к Мк 12:40.

23:15 одного Язычник, обращенный в иудаизм. См. Деян 6:5.
сыном геенны Т.е. того, чьим местонахождением в вечности будет ад.

23:16 то ничего Это различие, которое фарисеи сделали по своей воле, давало им лицемерное оправдание и право безнаказанно лгать. Если кто-то клялся «храмом» (или алтарем — ст. 18; или небесами — ст. 22), то считалось, что его клятва ни к чему его не обязывала, но если он «поклянется золотом храма», то он не может нарушить свое слово, не будучи наказанным по иудейскому закону. Наш Господь ясно говорит о том, что клятва этими вещами равносильна клятве Самим Богом. См. пояснение к 5:34.

23:23 десятину с мяты, аниса и тмина Это садовые растения, а не сельскохозяйственная продукция, с которой должна была приноситься десятина (Лев 27:30). Но фарисеи привередливо взвешивали десятину с каждого растения, возможно даже считая по отдельности каждое зерно аниса. Однако целью Иисуса не было осудить соблюдение ими тонкостей закона. Проблема состояла в том, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» — моральные принципы, которые лежат в основе всех законов. Они были довольны своим сосредоточением на мелочах и внешней стороне закона, сознательно отвергая его духовную суть. Он сказал им о том, что они должны сосредоточиться на более важном «и того не оставлять».

23:24 оцеживающие комара, а верблюда поглощающие Некоторые фарисеи процеживали свои напитки через высококачественные ткани, чтобы убедиться, что они ненароком не проглотили комара — самое маленькое из нечистых животных (Лев 11:23). Верблюд являлся самым большим нечистым животным (Лев 11:4).

23:25 очищаете внешность В корне ошибки фарисеев лежало их сосредоточение на внешних аспектах. Кто захотел бы пить из чаши, которая была вымыта снаружи, но по-прежнему загрязнена изнутри? Но тем не менее фарисеи жили так, как если бы внешность была важнее внутреннего содержания. В этом суть их лицемерия, и Иисус неоднократно порицал их за это (см. пояснения к 5:20; 16:12).

23:27 окрашенным гробам Для лучшей сохранности гробы регулярно окрашивались. Если кто-либо случайно касался их или наступал на них, то он считался нечистым по закону (Чис 19:16). Свежевыкрашенная могила будет сверкать белизной и выглядеть чистой, иногда особенно нарядной. Но внутри «они полны костей мертвых и всякой нечистоты». Сравните слова Иисуса здесь и в Лк 11:44.

23:30 мы… не были бы сообщниками Нелепая претензия на самоправедность, в то время как они уже составляли заговор, чтобы убить Мессию (ср. Ин 11:47−53).

23:34 пророков, и мудрых и книжников Т.е. учеников, так же, как и пророков, евангелистов, пасторов, которые следовали за ними (Еф 4:11).

23:35 Авеля… Захарии Соответственно первый и последний мученики Ветхого Завета.
сына Варахиина (Зах 1:1). В Ветхом Завете нет упоминания о его смерти. Тем не менее, о смерти другого Захарии, сына Иодая, говорится в 2Пар 24:20−21. Он был побит камнями во дворе храма, точно так, как и описывает здесь Иисус. Все наиболее сохранившиеся рукописи Евангелия от Матфея содержат фразу «Захарии, сына Варахиина» (Хотя она отсутствует в Лк 11:51). Некоторые предположили, что Захария в 2Пар 24 на самом деле является внуком Иодая, и имя его отца было также Варахия. Но мы избавимся от проблемы выбора, если просто воспримем слова Иисуса буквально и примем Его неопровержимое свидетельство о том, что мученическая смерть пророка Захарии между храмом и алтарем очень похожа на ту, которой умер уже известный нам Захария.

23:36 род сей С исторической точки зрения, это было поколение, ставшее свидетелем полного разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Плач Иисуса по Иерусалиму и сожаление Его о том, что Бог отнял у города и храма Свои благословения (ст. 37−38), подтверждает, что разграбление Иерусалима в 70 г. по Р.Х. являлось тем наказанием, о котором Иисус говорил. См. пояснения к 22:7; 24:2; Лк 19:43.

23:37 хотел Я… и вы не захотели Бог полностью независим и потому обладает достаточной властью, чтобы осуществить любой Свой замысел (ср. Ис 46:10), включая спасение кого бы то ни было избранного Им (Еф 1:4−5). Однако иногда Он в Своем полновластии выражает желание сделать то, что Он в действительности не совершает (ср. Быт 6:6; Втор 5:29; Пс 80:14; Ис 48:18). Такие пожелания никоим образом не говорят об ограниченности власти Бога или какой-либо перемене в Нем (Чис 23:19). Эти слова лишь открывают составляющие части Божьей Личности: Он полон сострадания, искренне милостив ко всем, всегда желает добра, а не зла и поэтому не радуется смерти грешников (Иез 18:32; Иез 33:11). Признавая владычество Божие, человек должен понять мольбу Иисуса к грешникам о покаянии и Его подразумевающийся призыв и воспринимать Его доброту по отношению к грешникам как истинную милость, направленную на то, чтобы побудить их к покаянию во спасение (Рим 2:4). Эмоции, выказанные Христом здесь (и в других похожих местах, таких, как Лк 19:41), являются глубоким, искренним чувством. Все чувства Христа находятся в полном соответствии с волей Всевышнего (ср. Ин 8:29), и этот плач не должен восприниматься лишь как проявление Его человеческой сущности.

23:38 оставляется... дом ваш пуст Несколькими днями ранее Христос упоминал о храме как о «доме» Его Отца (21:13). Но слава и благословения Божии были отняты у Израиля (см. 1Цар 4:21). Когда Христос «вышед… шел от храма» (24:1), слава Божия «ушла» вместе с Ним. В Иез 11:23 описано видение Иезекииля, в котором он видел удаление славы Господней. Слава покинула храм и остановилась над Елеонской горой (см. пояснения к 24:3; Лк 19:29) — именно таким маршрутом Иисус проследовал от храма (ср. 24:3).

23:39 не увидите Меня отныне Общественное служение Христа было окончено. Он отказывался от Израиля до того времени, когда тот признает Его как Мессию (Рим 11:23−26). Затем Христос процитировал Пс 117:26.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.