По Матфею 23 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Затем, обратившись к народу и к ученикам Своим, Иисус сказал:
2 «Фарисеи и книжники заняли место Моисея, чтобы быть им учителями,
3 поэтому слушайтесь их и делайте всё, что они говорят вам, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат.
4 Связывают они тяжелые [и неподъемные] ноши и взваливают их на плечи людей, сами же до нош этих и пальцем дотронуться не хотят.
5 Что бы ни делали они, всё напоказ делают: широкими делают на себе повязки со словами Закона и кисти1 удлиняют на краях одежд своих.
6 Почетные занимают они места на пирах и первые сидения в синагогах,
7 любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях и говорили им: „Равви!“2
8 А вас пусть не зовут „равви“, ибо один Учитель у вас, а вы все — братья.
9 И „отцом“ своим никого на земле не зовите, ибо один лишь Отец у вас — Небесный Отец.
10 И пусть „наставниками“ не называют вас, потому что Наставник у вас один — Христос.
11 Кто самый главный у вас, должен для вас быть слугой.
12 Ибо всякий, кто возносится, будет умален, а кто умаляет себя — вознесен.
13 Горе вам, книжники и фарисеи! Лицемеры! Вы закрываете перед людьми двери в Царство Небесное: сами не входите и тех, кто хочет войти, не впускаете.
14 [отсутствует] 3
15 Горе вам, книжники и фарисеи! Лицемеры! Вы путешествуете по морю и по суше, чтобы обратить хоть одного в веру, и когда удается вам это, то делаете его вдвое достойнейшим геенны, чем сами вы.
16 Горе вам, слепые поводыри! Вы говорите: „Если кто поклянется Храмом, это его ни к чему не обязывает, а если кто поклянется золотом Храма, тот связан клятвой “.
17 Безумные и слепые! Что же важнее: золото или Храм, освящающий золото?
18 Вы говорите: „Если кто поклянется жертвенником, это его ни к чему не обязывает, а если кто поклянется тем даром, что на жертвеннике, тот связан клятвой “.
19 Слепые! Что же важнее: дар или жертвенник, который освящает его?
20 Ведь тот, кто клянется жертвенником, клянется не только им одним, но и всем, что на нем.
21 И поклявшийся Храмом клянется не только Храмом, но и Живущим в нем.
22 И клянущийся Небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи! Лицемеры! Вы отдаете десятину с мяты, укропа и тмина, а более важное в Законе: справедливость, милосердие и верность4 — оставили; вот что вам надо было делать, хотя и того не оставлять.
24 Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара, а верблюда проглатываете.
25 Горе вам, книжники и фарисеи! Лицемеры! Вы содержите снаружи чашу и блюдо в чистоте, а то, что в них, свидетельствует о вашей хищности и необузданности.
26 Слепой фарисей! Очисти сначала чашу5 внутри, тогда чистой будет она и снаружи.
27 Горе вам, книжники и фарисеи! Лицемеры! Вы похожи на побеленные гробницы:6 снаружи они кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.
28 Так и с вами: внешне похожи на праведников, но внутри вы полны лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, книжники и фарисеи! Лицемеры! Строите вы гробницы для пророков, украшаете надгробия праведников
30 и говорите: „Если бы жили мы во дни наших отцов, то не стали бы их сообщниками в пролитии крови пророков“.
31 Вы сами против себя свидетельствуете, заявляя, что вы сыновья тех, кто убивал пророков.
32 Вот и усугубляйте вину отцов своих!
33 Змеи! Отродье змеиное! И вы думаете избежать суда и участи быть ввергнутыми в геенну?
34 Вот посылаю Я к вам пророков, мудрых людей и истинных книжников. Одних вы убьете и распнете, других бичевать будете в своих синагогах и гнать из города в город,
35 и, наконец, падет на вас вина за всю ту кровь праведников, что пролилась на земле, — от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого вы убили между Храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам: падет всё это на ныне живущих.
37 Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает своих птенцов под крылья свои, но не захотели вы.
38 Знайте же! Пустым будет оставлен вам дом ваш.
39 Говорю вам: вы больше не увидите Меня, пока не придет день, когда воскликнете: „Благословен Грядущий во имя Господа!“»7

Учебной Библии МакАртура

23:2 Моисеевом седалище Это выражение эквивалентно университетскому «стоять за кафедрой». Сидеть на «Моисеевом седалище» означало иметь наивысшую власть учить людей. В данном случае это выражение может быть переведено, как «они сами посадили себя на Моисеево седалище», что подчеркивает тот факт, что это была воображаемая власть, которую они себе присвоили. По закону священники и левиты имели право толковать закон (Втор 17:9), но книжники и фарисеи превышали данные им законом полномочия и добавляли к Слову Божьему человеческие традиции (15:3−9). Именно за это Иисус порицал их (ст. 8−36).

23:3 соблюдайте и делайте Т.е. до той степени, пока это соответствует Слову Божьему. Фарисеи связывали «бремена тяжелые и неудобоносимые» (ст. 4) небиблейских традиций и «возлагали их на плечи других людей». Иисус открыто порицал такое законничество.

23:5 хранилища Кожаные футляры, содержащие пергамент, на котором в четыре столбика были написаны Исх 13:1−10; Исх 11−16; Втор 6:4−9; Втор 11:13−21. Их носили мужчины во время молитвы: один — по середине лба и второй — на левой руке чуть выше локтя. Использование подобных «хранилищ» было основано на слишком буквальной трактовке мест Писания, подобных Исх 13:9, 10; Втор 6:8. Очевидно, фарисеи делали полоски кожи, которыми эти хранилища крепились на лбу и на руке, более широкими, чтобы сделать их более заметными.
воскрилия одежд Т.е. кисточки. Иисус Сам носил их (см. пояснение к 9:20), и потому не кисточки как таковые Он осуждал, но то, что их удлиняли с целью показать свою особенную духовность.

23:8−10 учителями… отцом… наставниками Здесь Христос осуждает гордость и тщеславие, а не титулы сами по себе. Павел неоднократно говорит об «учителях» в церкви и даже называет себя «отцом» коринфян (1Кор 4:15). И конечно, данное место также не запрещает выказывать уважение (ср. 1Фес 5:11−12; 1Тим 5:1). Христос просто запрещает их использование как духовных званий для хвастовства, так как это подразумевает несоответствующую человеку власть, как если бы он, а не Бог, был источником истины.

23:13 не допускаете Избегая Божьей праведности, фарисеи пытались «поставить собственную праведность» (Рим 10:3) — и учили тому же других. Они своим законничеством и самоправедностью «загораживали» узкие врата, которыми должно входить в Царствие Небесное (см. пояснения к 7:13−14).

23:14 Этот стих отсутствует в доступных нам наиболее древних рукописях Евангелия от Матфея, но он появляется в Евангелии от Марка. См. пояснение к Мк 12:40.

23:15 одного Язычник, обращенный в иудаизм. См. Деян 6:5.
сыном геенны Т.е. того, чьим местонахождением в вечности будет ад.

23:16 то ничего Это различие, которое фарисеи сделали по своей воле, давало им лицемерное оправдание и право безнаказанно лгать. Если кто-то клялся «храмом» (или алтарем — ст. 18; или небесами — ст. 22), то считалось, что его клятва ни к чему его не обязывала, но если он «поклянется золотом храма», то он не может нарушить свое слово, не будучи наказанным по иудейскому закону. Наш Господь ясно говорит о том, что клятва этими вещами равносильна клятве Самим Богом. См. пояснение к 5:34.

23:23 десятину с мяты, аниса и тмина Это садовые растения, а не сельскохозяйственная продукция, с которой должна была приноситься десятина (Лев 27:30). Но фарисеи привередливо взвешивали десятину с каждого растения, возможно даже считая по отдельности каждое зерно аниса. Однако целью Иисуса не было осудить соблюдение ими тонкостей закона. Проблема состояла в том, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» — моральные принципы, которые лежат в основе всех законов. Они были довольны своим сосредоточением на мелочах и внешней стороне закона, сознательно отвергая его духовную суть. Он сказал им о том, что они должны сосредоточиться на более важном «и того не оставлять».

23:24 оцеживающие комара, а верблюда поглощающие Некоторые фарисеи процеживали свои напитки через высококачественные ткани, чтобы убедиться, что они ненароком не проглотили комара — самое маленькое из нечистых животных (Лев 11:23). Верблюд являлся самым большим нечистым животным (Лев 11:4).

23:25 очищаете внешность В корне ошибки фарисеев лежало их сосредоточение на внешних аспектах. Кто захотел бы пить из чаши, которая была вымыта снаружи, но по-прежнему загрязнена изнутри? Но тем не менее фарисеи жили так, как если бы внешность была важнее внутреннего содержания. В этом суть их лицемерия, и Иисус неоднократно порицал их за это (см. пояснения к 5:20; 16:12).

23:27 окрашенным гробам Для лучшей сохранности гробы регулярно окрашивались. Если кто-либо случайно касался их или наступал на них, то он считался нечистым по закону (Чис 19:16). Свежевыкрашенная могила будет сверкать белизной и выглядеть чистой, иногда особенно нарядной. Но внутри «они полны костей мертвых и всякой нечистоты». Сравните слова Иисуса здесь и в Лк 11:44.

23:30 мы… не были бы сообщниками Нелепая претензия на самоправедность, в то время как они уже составляли заговор, чтобы убить Мессию (ср. Ин 11:47−53).

23:34 пророков, и мудрых и книжников Т.е. учеников, так же, как и пророков, евангелистов, пасторов, которые следовали за ними (Еф 4:11).

23:35 Авеля… Захарии Соответственно первый и последний мученики Ветхого Завета.
сына Варахиина (Зах 1:1). В Ветхом Завете нет упоминания о его смерти. Тем не менее, о смерти другого Захарии, сына Иодая, говорится в 2Пар 24:20−21. Он был побит камнями во дворе храма, точно так, как и описывает здесь Иисус. Все наиболее сохранившиеся рукописи Евангелия от Матфея содержат фразу «Захарии, сына Варахиина» (Хотя она отсутствует в Лк 11:51). Некоторые предположили, что Захария в 2Пар 24 на самом деле является внуком Иодая, и имя его отца было также Варахия. Но мы избавимся от проблемы выбора, если просто воспримем слова Иисуса буквально и примем Его неопровержимое свидетельство о том, что мученическая смерть пророка Захарии между храмом и алтарем очень похожа на ту, которой умер уже известный нам Захария.

23:36 род сей С исторической точки зрения, это было поколение, ставшее свидетелем полного разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Плач Иисуса по Иерусалиму и сожаление Его о том, что Бог отнял у города и храма Свои благословения (ст. 37−38), подтверждает, что разграбление Иерусалима в 70 г. по Р.Х. являлось тем наказанием, о котором Иисус говорил. См. пояснения к 22:7; 24:2; Лк 19:43.

23:37 хотел Я… и вы не захотели Бог полностью независим и потому обладает достаточной властью, чтобы осуществить любой Свой замысел (ср. Ис 46:10), включая спасение кого бы то ни было избранного Им (Еф 1:4−5). Однако иногда Он в Своем полновластии выражает желание сделать то, что Он в действительности не совершает (ср. Быт 6:6; Втор 5:29; Пс 80:14; Ис 48:18). Такие пожелания никоим образом не говорят об ограниченности власти Бога или какой-либо перемене в Нем (Чис 23:19). Эти слова лишь открывают составляющие части Божьей Личности: Он полон сострадания, искренне милостив ко всем, всегда желает добра, а не зла и поэтому не радуется смерти грешников (Иез 18:32; Иез 33:11). Признавая владычество Божие, человек должен понять мольбу Иисуса к грешникам о покаянии и Его подразумевающийся призыв и воспринимать Его доброту по отношению к грешникам как истинную милость, направленную на то, чтобы побудить их к покаянию во спасение (Рим 2:4). Эмоции, выказанные Христом здесь (и в других похожих местах, таких, как Лк 19:41), являются глубоким, искренним чувством. Все чувства Христа находятся в полном соответствии с волей Всевышнего (ср. Ин 8:29), и этот плач не должен восприниматься лишь как проявление Его человеческой сущности.

23:38 оставляется... дом ваш пуст Несколькими днями ранее Христос упоминал о храме как о «доме» Его Отца (21:13). Но слава и благословения Божии были отняты у Израиля (см. 1Цар 4:21). Когда Христос «вышед… шел от храма» (24:1), слава Божия «ушла» вместе с Ним. В Иез 11:23 описано видение Иезекииля, в котором он видел удаление славы Господней. Слава покинула храм и остановилась над Елеонской горой (см. пояснения к 24:3; Лк 19:29) — именно таким маршрутом Иисус проследовал от храма (ср. 24:3).

23:39 не увидите Меня отныне Общественное служение Христа было окончено. Он отказывался от Израиля до того времени, когда тот признает Его как Мессию (Рим 11:23−26). Затем Христос процитировал Пс 117:26.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — См. Чис 15:37−40.
7  [2] — См. в Словаре Равви.
14  [3] — Некот. рукописи добавляют: горе вам, книжники и фарисеи! Лицемеры! Вы наживаетесь за счет вдов и напоказ долго молитесь, — какой же суровый приговор ждет вас! (Ср. Мк 12:40 и Лк 20:47).
23  [4] — Или: веру.
26  [5] — В некот. рукописях: чашу и блюдо.
27  [6] — Для гробниц или склепов в Палестине большей частью служили пещеры или гроты, которые окрашивались в белый цвет во избежание осквернения через прикосновение к ним.
39  [7] — Пс 118 (117):26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.