По Матфею 5 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды при большом стечении народа Иисус поднялся на гору. Там Он сел, и вокруг Него собрались Его ученики.
2 Отверзши уста Свои, Иисус стал говорить. Он учил:
3

«Блаженны нищетой духа своего томимые,1
ибо их есть Царство Небесное.

4

Блаженны скорбящие:2
утешены будут они.

5

Блаженны и кроткие:
вся земля им в наследство.3

6

Блаженны алчущие, жаждущие праведности:
они обретут ее.4

7

Блаженны милосердные:
они помилованы будут.

8

Блаженны чистые сердцем,
ибо узрят Бога они.

9

Блаженны миротворцы:
Божьими их назовут детьми.

10

Блаженны те, кого за праведность преследуют:
их царство — Царство Небесное.

11 Блаженны и вы все, кого за Меня будут гнать, поносить, кого будут злословить из-за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь: велика ваша награда на небесах — так и пророков гнали, которые жили до вас.
13 Вы — соль земли, но если соль станет пресной, что сделает ее соленой? Ни на что она не годится больше: ее выбрасывают вон, под ноги людям.
14 Вы — свет мира. Не может быть скрыт город, на вершине горы расположенный.
15 И когда зажигают светильник, не под сосуд его ставят, но на подставку, и он светит всем в доме.
16 Пусть и ваш свет людям светит, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что упразднить Я пришел Закон5 или пророков: не упразднить Я пришел, но исполнить.
18 Заверяю вас,6 пока не исчезли земля и небо, ни одна, даже самая малая, буква7 и черточка8 ни одна из Закона не выпадет, пока не сбудется всё.
19 А если кто хотя бы одной — пусть самой малой — из заповедей этих не повинуется и научит тому людей, ничтожнейшим назван он будет в Царстве Небесном. Но кто следует этим заповедям и других тому учит, великим будет назван в Царстве Небесном.
20 Потому говорю Я вам: если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев и книжников, не войдете вы в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что праотцам вашим было сказано: „Не убивай!“9 Если же убьет кто, должен ответить перед судом.
22 А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду. Кто скажет брату своему: „Глупец“, должен ответить перед Синедрионом,10 а кто безумцем11 его назовет, того геенна12 ждет огненная.
23 И если, придя с даром своим к жертвеннику, вспомнишь ты вдруг, что брат твой имеет что-то против тебя,
24 оставь свой дар там, у жертвенника, и прежде пойди, примирись с братом и только потом вернись и принеси дар свой Богу.
25 Спеши добром уладить спор свой с противником в самом начале.13 Иначе передаст тебя противник судье, а судья — страже, и окажешься ты в тюрьме.
26 Поверь Мне, не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последнего гроша.14
27 И еще вы слышали, что было сказано: „Не прелюбодействуй!“15
28 А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну.
30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
31 Было сказано и так: „Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство“.16
32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности17 ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: „Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои“.18
34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий,
35 ни землей — это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя,
36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным.
37 Пусть слово ваше будет: „да“, если да, и „нет“, если нет; а что сверх того — то от духа злого.
38 Вы слышали, что было сказано также: „Око за око и зуб за зуб“.19
39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую.
40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду.
41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту,20 пройди с ним две.
42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: „Люби ближнего своего21 и ненавидь врага своего“.
44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас.
45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных.
46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов?
47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Учебной Библии МакАртура

5:1 — 7:29 Нагорная проповедь предваряет цикл из пяти важных проповедей, записанных в Евангелии от Матфея (см. во Введении: Исторические и теологические темы). Эта проповедь, являясь великолепным изложением закона, резко обличает законничество фарисеев и заканчивается призывом к спасению через настоящую веру (7:13−29). Христос подробно растолковал закон и показал, что полностью его человеку исполнить невозможно (ср. 5:48). Вот должное применение закона в отношении к спасению: он сводит на нет все возможные заслуги человека и оставляет грешникам лишь надежду на Божью милость (ср. Рим 3:19−20; Гал 3:23−24). Христос проникает в глубину закона, показывая, что действительные требования закона выходят далеко за пределы поверхностного значения слов (5:28, 39, 44), и определяет совершенно новый критерий, гораздо выше тех, которые могли представить себе самые скрупулезные исследователи закона до сих пор (5:20). См. пояснения к Лк 6:17−49.

5:1 сел Это обычное положение учителя в то время, когда он учит (ср. 13:1−2; 26:55; Мк 4:1; Мк 9:35; Лк 5:3; Ин 6:3, Ин 8:2). См. пояснение к Лк 4:20.

5:3 Блаженны Буквально это слово означает «счастливый, удачливый, благоприятный». Здесь говорится не о простых поверхностных эмоциях. Христос описывал дарованное свыше благополучие, которое имеют только верующие. Заповеди блаженства показывают, что путь к небесным благословениям совершенно другой, чем тот, по которому обычно идут люди в поисках счастья. Люди ищут счастье в богатстве, развлечениях, всякого рода излишествах и тому подобных вещах. Но истина совершенно в другом. Заповеди блаженства дают Христово описание качеств настоящей веры.
нищие духом Прямая противоположность самоуверенности. Эта фраза говорит о глубоком смирении и осознании своей духовной несостоятельности без Бога. Эти слова описывают тех, кто остро осознают свою потерянность и безнадежность без Божьей милости (ср. 9:12; Лк 18:13). См. пояснение к 19:17.
их есть Царство Небесное См. пояснение к 3:2. Заметьте: уже в первом стихе Нагорной проповеди подчеркивается, что спасение даруется по милости Божией. Христос учил, что Царствие Небесное является даром милости Божией тем, кто осознает свою духовную бедность.

5:4 плачущие Здесь говорится об оплакивании греха, о печали «ради Бога», которая ведет к покаянию во спасение (2Кор 7:10). Утешением для «плачущих» является прощение грехов и спасение (ср. Ис 40:1−2).

5:5 кроткие Кротость является совершенной противоположностью непослушанию. Это не слабость, но предельный самоконтроль, который возможен благодаря силам, данным Духом Святым (ср. Гал 5:23). Слова о том, что «кроткие наследуют землю», процитированы из Пс 36:11.

5:6 алчущие и жаждущие правды Это противоположность самодовольству фарисеев. Этот стих говорит о тех, которые ищут Божией правды, а не своей (Рим 10:3; Флп 3:9). То, что они ищут, наполнит их, т.е. удовлетворит их жажду правильных отношений с Богом.

5:7 ибо они помилованы будут Обратное также верно. Ср. Иак 2:13.

5:8 Бога узрят Не только с помощью веры, но также и в вечности. Ср. Евр 12:14: Откр 22:3−4.

5:9 миротворцы См. в ст. 44−45 более подробно об этом качестве.

5:10 изгнанные Ср. Иак 5:10−11; 1Пет 4:12−14. См. пояснение к Лк 6:22.

5:13 Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Соль одновременно является и предохранителем от гниения и вкусовой добавкой. Нет сомнения в том, что Иисус имел в виду соль именно как предохранитель от гниения. Чистая соль не может утратить своих свойств, но соль, которая обычно встречается в районе Мертвого моря, имеет примеси селенита (гипса) и других минералов и может оказаться пресной или утратившей свойства предохранителя. Такая минерализованная соль могла быть использована лишь для очищения пешеходных дорог от растений.

5:16 светит свет Жизнь в Боге является убедительным свидетельством о спасающей силе Господа. Такая жизнь славит Его. Ср. 1Пет 2:12.

5:17 Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков Мы не должны думать, что Иисус своим учением изменяет или отвергает ветхозаветный закон. Он не дает новых заповедей и не изменяет прежних, но только лишь раскрывает истинный смысл закона Моисеева и других заповедей, данных в Ветхом Завете. Слова «закон и пророков» означают весь Ветхий Завет, а не какие-либо его толкования раввинами.
исполнить Здесь говорится об исполнении пророчеств. Христос указывал на то, что Он являлся исполнением закона во всех его проявлениях. Он исполнил духовный закон, соблюдая его в точности. Он исполнил и формальную сторону закона, будучи воплощением всего, о чем говорил закон. Он исполнил закон суда, олицетворив Божий праведный суд (ср. 12:18, 20).

5:18 доколе не прейдет небо и земля… пока не исполнится все В этом месте Христос подчеркивал богодухновенность и вечную непреложность всего Писания. Он особенно подчеркивал совершенную непогрешимость и абсолютный авторитет Ветхого Завета как Слова Бога — до последней иоты и черты. Это еще раз (см. пояснение к ст. 17) подтверждает, что Новый Завет не должен расцениваться как дополнение или как отмена Ветхого Завета, но как его исполнение и объяснение. Например, все церемониальные требования закона Моисея были исполнены во Христе, и христианам теперь нет нужды соблюдать их (Кол 2:16−17). Но тем не менее ни одна иота или ни одна черта не исчезла из закона; непреложные истины Ветхого Завета остаются — и фактически они лишь более полно открываются нам в свете Евангелия. Они никуда не исчезли из закона — вот что хотел сказать здесь Христос. ни одна иота или ни одна черта «Иота» — это самая маленькая буква в еврейском алфавите. Она изображается легким прикосновением ручки к бумаге. Она похожа на знак ударения или апостроф. «Черта» — это маленькое удлинение на еврейской букве, подобное засечке на гарнитуре современного шрифта.

5:19 малейшим наречется… великим наречется Человек, не следующий в своей жизни Слову Божьему или учащий этому других, «малейшим» будет назван в Царствии Небесном (см. пояснение к Иак 2:10). Определение положения человека в Царстве Небесном находится всецело во власти Бога (ср. Мф 20:23). Иисус провозглашает, что Он не будет считаться с теми, кто не считался с Его Словом. Верующие, которые не послушны Божьим законам, не доверяют им или принижают их, не остаются безнаказанными (см. пояснение к 2Кор 5:10). Тот факт, что нарушители, будучи назваными «малейшими», все же остаются в Царстве, показывает, что Иисус не говорит о потере спасения. Тот же, кто сам соблюдает и правильно научает Божьему Слову, «великим» будет назван в Божьем Царстве. Иисус снова подчеркивает два аспекта: учение и дела. Жители Царства должны утверждать каждую часть Божьего закона как в своем учении, так и в своей жизни.

5:20 если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев С одной стороны, Христос призывал своих учеников к более глубокому, более полному благочестию, чем праведность фарисеев. Фарисейство имело склонность к смягчению внутренних требований закона путем заострения внимания на внешних проявлениях праведности. В последующих стихах Иисус полностью раскрывает духовное значение закона и показывает, что действительная праведность, к которой призывает закон, предполагает в большей степени внутреннее соответствие его духу, чем просто следование его букве.
не войдете в Царство Небесное С другой стороны, Он указывает на то, что спасение невозможно заслужить. Писание неоднократно учит нас, что праведность грешников несовершенна, испорчена (например, Ис 64:6). По этой причине грешники могут быть оправданы лишь совершенной праведностью Бога, которая вменяется в праведность уверовавшим в Него (Быт 15:6; Рим 4:5).

5:21−22 Вы слышали… А Я говорю вам См. ст. 27, 31, 33, 38, 43. Это цитаты из Исх 20:13; Втор 5:17. Христос не изменял слов закона ни в одном из этих мест Писания. Он скорее исправлял то, что они «слышали», т.е. трактовку закона раввинами (см. пояснение к ст. 38).

5:22 «рака» Буквально это означает «пустой человек», или «пустоголовый». Христос говорит, что источником злословия являются те же греховные эмоции (злоба, ненависть), которые в конце концов приводят к убийству. Такое отношение запрещено законом, и поэтому человек, оскорбивший другого, настолько же виновен, как и убийца. геенне Понятие пошло от долины сынов Еннома, находящейся к юго-западу от Иерусалима. Ахаз и Манассия во время своего правления разрешали совершать там человеческие жертвоприношения (2Пар 28:3; 2Пар 33:6), и поэтому долина стала называться долиною смерти (Иер 19:6). Во времена Иисуса в том месте находилась свалка мусора, где постоянно горел огонь. Таким образом, эта долина являлась подходящим образом для вечного огня.

5:25 Мирись… скорее Иисус призывает к быстрому примирению — даже если это потребует какого-либо самопожертвования. Лучше остаться обиженным, чем позволить возникнуть распрям, которые пятнают Христа, между братьями по вере (1Кор 6:7). соперник Здесь говорится о сопернике на судебном процессе. темницу Тюрьмы для должников, где они могли отработать свой долг.

5:27 Цитата из Исх 20:14; Втор 5:18.

5:29 вырви его и брось от себя Иисус не пропагандировал членовредительство (так как это не искоренит из нас похоть, которая, по сути, является проблемой сердца). Он использовал гиперболу, чтобы проиллюстрировать серьезность греховных похотей и вожделений. Смысл этой гиперболы в том, что человеку будет «легче» (ст. 30) перенести потерю одного из членов своего тела, чем нести на себе вечные последствия совершённого греха. Грех должен искореняться полностью, так как он ведет к смерти.

5:31 сказано См. пояснения к Втор 24:1−4. Раввины очень вольно толковали это место Писания. Они обращались к Втор 24:1−4, чтобы просто соблюсти бумажные формальности, когда кто-либо хотел развестись (см. пояснение к 19:7). Таким образом, они ошибочно считали, что мужья могут требовать развода по любому поводу, достаточно им было дать «разводное письмо». Моисей предоставил это положение для защиты разведенных женщин (см. пояснения к 19:7−9), но совсем не для того, чтобы оправдать или узаконить развод по любому поводу.

5:32 кроме вины прелюбодеяния См. пояснение к 19:9. Развод был разрешен лишь в случае супружеской неверности. Стих Лк 16:18 также должен рассматриваться в свете этого места.
подает... повод прелюбодействовать Допускается, что разведенные люди могут вновь состоять в браке. Если же причиной развода не являлась супружеская неверность, то всякий повторный брак будет считаться прелюбодеянием, так как Бог не признает развод. Подробнее о разводе см. пояснение к 1Кор 7:15.

5:33 не преступай клятвы Это наставления из Лев 19:12; Чис 30:2; Втор 23:21, 23.

5:34 не клянись вовсе Ср. Иак 5:12. Это место не должно быть воспринято, как осуждение клятвы во всех обстоятельствах. Сам Бог скрепил Свое обещание клятвой (Евр 6:13−18; ср. Деян 2:30). Сам Христос говорил под присягой (26:63−64). При определенных обстоятельствах закон разрешает клятвы (например, Чис 5:19, 21; Чис 30:2−3). Здесь Христос запрещает легкомысленное, необдуманное или небрежное употребление клятв в повседневной речи. Иудеи часто использовали клятвы для обмана. Чтобы заставить собеседника поверить, что все сказанное — правда, иудеи клялись «небом», «землею», «Иерусалимом» или своей «головою» (ст. 34−36), но не Богом, надеясь таким образом избежать Божьего наказания за свою ложь. Однако все вышеперечисленное создано Богом, поэтому эти клятвы касались и Его, следовательно, и вина перед Богом была такой же, как если бы в клятве употреблялось непосредственно Его имя. Христос говорил, что наша речь должна быть такой, как если бы мы находились под присягой (ст. 37).

5:38 око за око Этот принцип был установлен законом, чтобы ограничить возмездие до справедливого предела (Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21). Его целью была проверка соответствия наказания преступлению. Но этот принцип никогда не одобрял личной мести. Тут мы снова (см. пояснения к ст. 17−18) видим, что Иисус никак не искажает истинного значения закона. Он только лишь объясняет и подтверждает истинную сущность закона.

5:39 не противься злому Как ст. 38, это место касается лишь личного возмездия, но не преступления или военной агрессии. Иисус говорит о применении этого принципа в случае оскорбления чьего-либо достоинства (ст. 39), судебного процесса, цель которого — овладение чужим имуществом (ст. 40), посягательства на личную свободу (ст. 41), нарушения чьих-либо прав собственности (ст. 42). Он призывал к полному отказу от всех личных притязаний.

5:41 принудит Это слово означает «заставит, применяя физическую силу». Пример такого же принуждения мы находим в Новом Завете, когда римские солдаты «заставили» Симона Киринеянина нести крест Иисуса (27:32).

5:43 люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего Первая часть этого повеления находится в законе Моисея (Лев 19:18). Вторая часть выражает применение этой заповеди из Ветхого Завета книжниками и фарисеями. Применение, о котором говорит Иисус, совершенно другое: любовь к своему ближнему должна распространяться и на тех ближних, которые являются врагами (ст. 44). И опять здесь нет совершенно никаких новшеств, так как еще в Ветхом Завете говорилось, что Божий народ должен творить добро своим врагам (Притч 25:21).

5:44−45 любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного Здесь четко указывается, что Божья любовь распространяется даже на Его врагов. Всеобъемлющая любовь Бога ярко проявляется в благословениях, которые Он посылает независимо от чего-либо. Богословы говорят о ней, как о «милости для всех». Ее нужно отличать от той вечной любви, которую Бог приготовил для избранных (Иер 31:3), но она тем не менее является искренней и добровольной (ср. Пс 144:9).

5:46 мытари Это вероломные израильтяне, нанимаемые римлянами за деньги, чтобы собирать подати с других евреев. Они стали символизировать самых плохих людей. Ср. 9:10−11; 11:19; 18:17; 21:31; Мк 2:14−16; Лк 5:30; Лк 7:25, 29, 34; Лк 18:11−13. Матфей был одним из них (см. пояснения к 9:9; Мк 2:15).

5:48 будьте совершенны Христос устанавливает недосягаемый образец. Он воплощает в Себе все требования, предъявляемые законом (Иак 2:10). Хотя полностью соответствовать этим требованиям невозможно, Бог не может снизить их, не ставя под угрозу Свое совершенство. Он, Который совершенен, не может установить несовершенный образец праведности. Удивительная весть Евангелия состоит в том, что Христос достиг этого образца ради нас (см. пояснение к 2Кор 5:21).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: нищие духом, т.е. те, кто ищет духовного подаяния, кто остро сознаёт свою нужду в том, что приносит с собой Царство Небесное. См. в Словаре Блаженный.
4  [2] — Букв.: плачущие, в знач. оплакивающие свою духовную нищету.
5  [3] — Или: будут владеть землею.
6  [4] — Букв.: они будут удовлетворены; или: насытятся.
17  [5] — См. в Словаре Закон.
18  [6] — Букв.: аминь ведь говорю вам; аминь (евр.) — «истинно так». Этим словом Христос, как видно, предварял Свои высказывания, чтобы обратить внимание слушателей на важность этих высказываний, и указывал на Божественный авторитет, с которым они произносились (ср. Ис 65:16 — «Бог истины», букв.: «Бог аминь»). Это выражение часто встречается у Матфея и переводится нами как «заверяю вас/тебя» или иначе в зависимости от контекста.
18  [7] — Букв.: ни одна йота. Имеется в виду самая маленькая еврейская буква «йод», похожая на апостроф.
18  [8] — Букв.: рожок, т.е. маленькая, незначительная часть буквы.
21  [9] — Исх 20:13.
22  [10] — См. в Словаре Синедрион.
22  [11] — Или: богоотступником.
22  [12] — См. в Словаре Геенна.
25  [13] — Букв.: мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути.
26  [14] — Букв.: последнего кодранта — самая мелкая римская монета в эпоху НЗ.
27  [15] — Исх 20:14.
31  [16] — Втор 24:1.
32  [17] — Или: не из-за блуда/разврата/распутства.
33  [18] — Лев 19:12; Чис 30:3.
38  [19] — Исх 21:24; Лев 24:19,20.
41  [20] — Букв.: (римскую) милю — мера длины, около 1,5 км.
43  [21] — Лев 19:18.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.