По Матфею 16 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Там фарисеи и саддукеи подошли к Иисусу. Испытывая1 Его, они просили явить им знамение с неба.
2 Он же ответил им: «[Вы вечером говорите: „Хорошая будет погода, потому что небо пламенеет“,
3 а рано утром: „Сегодня ненастье,2 ведь небо багрово и хмуро “. Судить о погоде, глядя на небо, вы можете, а явных знамений времени не видите?]3
4 Нечестивое и прелюбодейное поколение знамения ищет, но не будет ему дано другого, кроме знамения пророка Ионы». Оставив их, Иисус удалился.
5 Переправляясь на другой берег, ученики Его забыли взять с собой хлеб.
6 Когда же Иисус сказал им: «Смотрите,4 берегитесь закваски фарисейской и саддукейской»,
7 они решили между собой: « Он потому это говорит, что хлеба не взяли мы».
8 Но Иисус, узнав о том, сказал: «Маловеры! К чему говорите вы, что нет у вас хлеба?
9 Вы всё еще не понимаете? Неужели не помните о пяти хлебах для пяти тысяч — сколько корзин тогда вы набрали?
10 Или о семи хлебах для четырех тысяч, и сколько в тот раз корзин вы набрали?
11 Или не понимаете, что не о хлебе Я вам сказал, когда говорил о том, чтобы беречься фарисейской и саддукейской закваски?»
12 Тогда они поняли, что не от хлебной закваски предостерегал Он их, а от учения фарисеев и саддукеев.
13 Придя в окрестности Кесарии Филипповой, Иисус стал спрашивать учеников Своих: «За кого принимают люди Сына Человеческого?»
14 И они сказали: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или одного из пророков».
15 «А вы? — спросил Он их. — За кого вы Меня принимаете?»
16 «Ты — Мессия,5 Сын Бога Живого!» — ответил Симон Петр.
17 «Блажен ты, Симон, сын Ионы, — сказал ему Иисус. — Ведь не разум человеческий6 открыл тебе это, но Отец Мой Небесный.
18 И Я говорю тебе: „Ты — Петр,7 и на скале8 этой воздвигну Я церковь Мою; и силы смерти9 никогда не одолеют ее.
19 Я ключи тебе дам Царства Небесного: на земле ты свяжешь10 то, что связано на Небесах, и разрешишь на земле на Небесах разрешенное“».
20 После того Иисус наказал ученикам не говорить никому, что Он — Мессия.
21 С этого времени Иисус начал открывать ученикам, что Ему надлежит идти в Иерусалим и перенести много страданий от старейшин, первосвященников и книжников. Там Его убьют, но на третий день11 будет Он воскрешен.
22 Тогда Петр, отозвав Иисуса в сторону, стал настойчиво увещевать Его, говоря: «Да помилует Бог Тебя, Господи! Не случится пусть этого с Тобой!»
23 Иисус повернулся и ответил Петру: «С глаз Моих уйди,12 искуситель! Камень преткновения ты для Меня, ибо не о Божьем ты думаешь, а о человеческом».
24 Потом всем ученикам Своим сказал Иисус: «Кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет свой крест и последует за Мной.
25 Ибо кто хочет спасти свою жизнь, потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее.
26 Что пользы будет человеку, если он весь мир приобретет, а себе нанесет вред непоправимый? Или что может дать человек в обмен на жизнь свою?
27 Ведь придет Сын Человеческий с ангелами Своими во славе Отца Своего и каждому воздаст по делам его.
28 Вот что вам скажу: некоторые из стоящих здесь не умрут, не увидев Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своем».

Учебной Библии МакАртура

16:1 знамение с неба См. пояснение к 12:38. В этот раз Христос обвинял их в том, что их слишком заботят «знамения с неба» и потому они не могут «различать знамений времен». Он напоминает им о знамении пророка Ионы, о котором Он напоминал им ранее (ст. 4; ср. 12:39).

16:2−3 Их метод предсказания погоды был крайне примитивен, но их способность понимать духовные истины была еще хуже. Они ждали давно обещанного и долгожданного Мессию и теперь отказывались признавать Его.

16:6 закваски фарисейской и саддукейской Когда Иисус говорил об этом опасном влиянии, ученики думали, что Он говорил о хлебе. Он опять напоминал им, что Господь дал им «хлеба» в избытке и они не нуждались в «хлебе», предлагаемом фарисеями. Как же быстро они позабыли чудеса! См. пояснение к 13:33.

16:12 учения фарисейского и саддукейского Здесь закваска фарисейская — это их учение. В Лк 12:1 — это их лицемерие. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Наиболее пагубное влияние иудейских лидеров проявлялось посредством их самоуверенного учения, которое давало место лицемерию. Они были чрезмерно озабочены внешней стороной вещей и церемониями и не заботились о внутреннем содержании своих сердец. Иисус снова и снова обличает их лицемерие. См. пояснение к 23:25.

16:13 Кесарии Филипповой Местность на севере Галилеи, протяженностью 25 миль (40 км), у подножия горы Ермон. Ее нужно отличать от города Кесарии, построенного Иродом Великим на Средиземноморском побережье.

16:16 Бога Живого Ветхозаветное имя Бога (например, Втор 5:26; Нав 3:10; 1Цар 17:26, 36; 4Цар 19:4, 16; Пс 41:3; Пс 83:3; Дан 6:26; Ос 1:10) в противоположность мертвым, немым идолам (Иер 10:8; Иер 18:15; 1Кор 12:2).

16:17 не плоть и кровь открыли тебе это Мессианские утвержения Христа в сочетании с чудесными делами, подкреплявшими Его слова, являлись тонкой ссылкой на ветхозаветные пророчества. Никогда ранее Он не открывал Свою Личность ни Петру, ни апостолам полностью. Бог Отец открыл глаза Петра для полного понимания смысла этих утверждений и открыл ему, Кем являлся Иисус на самом деле. Другими словами, Бог открыл сердце Петра для этого более глубокого понимания Христа через веру. Петр не просто выражал традиционное мнение о Личности Христа; это было признание его собственной веры, которое стало возможно благодаря возрожденному Богом сердцу.

16:18 на сем камне Слово Петр обозначает небольшой камень (Ин 1:42). Иисус здесь использовал игру слов и употребил слово petra, которое обозначает «камень основания» (ср. 7:24−25). После этого в Новом Завете абсолютно ясно написано, что Христос является и основанием (Деян 4:11−12; 1Кор 3:11) и главою (Еф 5:23) церкви, поэтому ошибочно будет думать, что в данном месте Он передает Петру одну из этих функций. Смысл этих стихов в том, что апостолы играли основополагающую роль в создании церкви (Еф 2:20), но главенство принадлежит только Христу и не приписывается Петру. Поэтому высказывание Христа лучше всего расценивать как игру слов, с помощью которой Он говорит, что основополагающая истина исходит из уст того, чье имя означает «маленький камень». Петр сам объясняет этот образ в своем Первом послании: церковь построена из «живых камней» (1Пет 2:5), которые, как и Петр, исповедуют Иисуса как Христа, Сына Бога Живого. А Христос Сам является «краеугольным камнем» (1Пет 2:6−7).
Церковь Евангелие от Матфея — единственное, где употребляется термин «церковь» (см. также 18:17). Христос сказал «Церковь Мою» подчеркивая тем самым, что Он один является ее Архитектором, Строителем, Властелином и Господом. Греческое слово, обозначающее церковь, переводится как «призванные». Хотя Бог с начала истории спасения же собирал спасенных по благодати, церковь как таковая возникла только в день Пятидесятницы с сошествием Духа Святого, посредством которого Господь крестил верующих (по сути и являющихся церковью) в Его тело (см. пояснения к Деян 2:1−4; 1Кор 12:12−13).
врата ада Ад — это место наказания душ умерших неверующих. Такие люди попадают туда через смерть. Кроме того, эта иудейская фраза обозначает смерть. Даже смерть, самое сильное оружие сатаны (ср. Евр 2:14−15), не может остановить церковь. Смерть мучеников только ускорила духовный и количественный рост церкви.

16:19 ключи Царства Небесного Ключи символизируют власть, и здесь Христос дает Петру (а также и всем верующим) власть провозглашать что «связано» и что «разрешено» на небесах. Это место созвучно Ин 20:23, где Христос дает власть Своим ученикам прощать или не прощать грехи людей. Все это должно рассматриваться в контексте 18:15−17, где Христос дает особые наставления о том, как поступать с грехом в церкви (см. пояснение к 18:15). Все это вместе означает, что любое сообщество верующих, поступающих по Слову Божьему, имеет власть провозглашать, кто является прощенным, а кто — нет. Власть церкви состоит не в том, чтобы определять, кто прощен или не прощен, а в том, чтобы объявлять о суде Божьем в соответствии со Словом. Если они будут совершать такие суды в соответствии со Словом Божиим, они могут быть уверенными, что эти суды правильны. Другими словами, что они «свяжут» или «разрешат» на земле, то уже «связано» или «разрешено» на небесах. Когда церковь говорит, что какой-то человек связан грехом, церковь говорит то, что говорит Бог об этом человеке. Когда церковь приходит к мнению, что человек свободен от греха, Бог также согласен с этим, потому что это соответствует Его воле.

16:20 никому не сказывали См. пояснения к 8:4; 12:16.

16:21 С того времени С этого места в повествовании Матфея смещается акцент. Он перемещает внимание со служения Иисуса на Его личные наставления ученикам, которые принимают новый, более печальный оттенок. Ученики исповедали свою веру в Него как Мессию. С этого времени Он начинает готовить их к Своей смерти. См. пояснение к 20:19.

16:23 отойди от Меня, сатана! Эти слова резко контрастируют с похвалой Христа в ст. 17−19. Иисус сказал, что Петр выразил намерения сатаны. Смерть Христа была частью Божьего плана (Деян 2:23; Деян 4:27−28). «Но Господу было угодно поразить Его» (Ис 53:10). Христос именно для того и пришел, чтобы умереть во искупление грехов (Ин 12:27). И те, кто препятствовал исполнению Его миссии, действовали от имени сатаны.

16:24 возьми крест свой См. пояснение к 10:38.

16:26 выкуп На суде, когда человек столкнется с ужасным адом угрызений совести и страданий его потерянной души, чем сможет он выкупить ее от вечных мук? Ничем.

16:27 приидет… воздаст В будущем будет время, когда верующие получат награды (1Кор 4:5; 2Кор 5:8−10; Откр 22:12). Однако здесь Господь озабочен воздаянием неверующим — их ждет окончательное и вечное осуждение (Рим 2:5−11; 2Фес 1:6−10).

16:28 некоторые из стоящих Во всех трех синоптических Евангелиях это обещание дается Иисусом непосредственно перед Преображением (Мк 9:1−8; Лк 9:27−36). Кроме того, слово, обозначающее «Царствие», может быть переведено как «царское величие». Поэтому наиболее подходящим будет интерпретировать это обещание, как упоминание о Преображении, свидетелями которого станут 6 дней спустя «некоторые» из учеников — Петр, Иаков, Иоанн (см. пояснение к 17:1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: искушая.
3  [2] — Или: буря.
3  [3] — Букв.: лицо же неба знаете, (как) различить, а знамения времен не можете?
6  [4] — В некот. рукописях: будьте бдительны.
16  [5] — Или: Христос; то же в ст. 20.
17  [6] — Букв.: плоть и кровь — гебраизм, здесь это выражение означает «люди».
18  [7] — Греч. Пе́трос — камень, скала.
18  [8] — Греч. пе́тра — скала, утес.
18  [9] — Букв.: и ворота ада.
19  [10] — «Свяжешь» — еврейская идиома, означающая: «объявишь запрещенным или недозволенным».
21  [11] — По принятому тогда исчислению в счет включается и день смерти Иисуса.
23  [12] — Букв.: встань позади Меня. По мнению некоторых толкователей, Христос гонит прочь от Себя сатану и напоминает Петру, ставшему в этот момент орудием сатаны, следовать за Ним, не забегая вперед.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.