По Матфею 9 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Иисус вернулся к лодке, переправился на другой берег и прибыл в Свой город.
2 И тут люди принесли к Нему на носилках1 парализованного. Видя веру их, Иисус сказал параличному: «Не бойся, юноша! Твои грехи прощены».
3 При этом иные из книжников говорили про себя: «Он богохульствует!»
4 Иисус же, зная, о чем они думают, сказал им: «Для чего вынашиваете вы в сердцах такие недобрые мысли?
5 Что легче сказать: „Твои грехи прощены“ или „Встань и иди“?
6 Но чтобы убедить вас, что есть у Сына Человеческого власть на земле прощать грехи, — Он обратился к параличному, — встань, возьми постель свою и иди домой!»
7 Тот встал и пошел домой.
8 При виде этого народ, исполнившись благоговейного трепета, стал славить Бога, давшего такую власть людям.
9 Возвращаясь оттуда, Иисус увидел сидевшего на месте сбора налогов человека, которого звали Матфей, и сказал ему: «Иди за Мной!» Матфей встал и пошел за Ним.
10 Когда же Иисус обедал2 в доме, собралось там много сборщиков налогов и тех, кого называли грешниками,3 они заняли место за одним столом вместе с Ним4 и Его учениками.
11 Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам Его: «Почему Учитель ваш ест со сборщиками налогов и с грешниками?»
12 Иисус услышал это и сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным.
13 Ступайте же и вдумайтесь в слова Писания: „Милосердия хочу, а не жертвоприношений“.5 Не праведных пришел Я призвать, а грешников».
14 Явились к Нему потом ученики Иоанна и спросили: «Почему мы и фарисеи постимся [часто], а Твои ученики не постятся?»
15 Иисус ответил: «Разве могут печалиться гости на брачном пире,6 пока с ними Жених? Придет время, когда отнимут у них Жениха, тогда и будут поститься.
16 Никто ведь не ставит заплату из новой ткани на ветхую одежду: такая заплата разорвет старую ткань, и дыра станет еще больше.
17 И не наливают молодое вино в старые мехи: мехи эти прорвутся, тогда и вино вытечет, и мехи пропадут. Молодое вино наливают в новые мехи — тогда и то, и другое сохраняется».
18 Когда Иисус говорил им это, подошел к Нему один из старейшин и, пав ниц перед Ним, вымолвил: «Дочь моя только что скончалась, но Ты приди, возложи на нее руку Свою, и она оживет!»
19 Иисус встал и пошел с учениками Своими за ним.
20 Тут женщина, целых двенадцать лет мучавшаяся от кровотечения, подошла к Нему сзади и прикоснулась к краю одежды Его,
21 она говорила себе: «Исцелена7 буду, если хоть к одежде Его прикоснусь».
22 Иисус обернулся и, увидев ее, сказал: «Не бойся, дочь Моя! Вера твоя принесла тебе исцеление».8 В тот же миг женщина стала здорова.9
23 Войдя в дом старейшины, Иисус увидел там флейтистов и множество плачущих людей.
24 Он сказал им: «Выйдите все! Девочка не умерла — она спит!» Над Ним стали смеяться.
25 Когда же народ удалили, Иисус вошел в комнату, где лежала девочка, взял ее за руку, и она встала.10
26 Слух об этом прошел по всей земле той.
27 Когда Иисус уходил оттуда, [за Ним] последовали двое слепых. Они кричали: «Сжалься над нами, Сын Давидов!»
28 Как только Он вошел в дом, слепые приблизились к Нему. Иисус спросил их: «Верите ли, что Я могу это сделать?»
«Да, Господи», — ответили они.
29 Тогда прикоснулся Он к их глазам и сказал: «Пусть будет вам по вере вашей».
30 И открылись глаза их; Иисус же строго предупредил их: «Смотрите, чтобы никто не знал об этом ».
31 Они же, выйдя, стали рассказывать о Нем по всей земле той.
32 Не успели эти двое выйти, как привели к Иисусу немого, одержимого бесом.
33 Бес был изгнан, и немой заговорил. Люди пришли в изумление. «Никогда еще такого не видели в Израиле!» — говорили они.
34 Фарисеи же твердили: «Силой бесовского князя изгоняет Он бесов».11
35 Так ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах, возвещая Благую Весть о Царстве Божьем и исцеляя всякие болезни и всякие недуги.
36 Вид толп людских вызывал в Нем глубокое сострадание, потому что люди, как овцы без пастуха, были измучены и обессилены.
37 И сказал тогда Иисус Своим ученикам: «Жатва велика, а работников мало —
38 просите Господина жатвы, чтобы послал Он больше работников на жатву Свою».

Учебной Библии МакАртура

9:1 Свой город Это Капернаум (см. пояснение к 4:13). Иисус направился туда, чтобы на время уединиться от толп народа (8:18).

9:2 прощаются тебе грехи твои Тот факт, что этого человека принесли на постели, говорит о том, что он страдал очень тяжелой формой паралича. Слова Иисуса о прощении показывают, что паралич был прямым последствием греха, совершенного этим человеком. Ср. Ин 9:1−3; см. пояснения к Лк 5:20−26.

9:3 Он богохульствует Это было бы правильным осуждением любого другого, но только не воплотившегося Бога, хотя Ему вменяют в вину только Его исключительное право прощать грехи. Слова Иисуса, обращенные к этому человеку, были, таким образом, недвусмысленным утверждением Его Божьей власти.

9:4 видя помышления их Ср. 12:25; Ин 2:24. Хотя Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2:4−8) и оставил независимое использование данных Ему Богом привилегий, Он все же оставался всеведущим Богом. См. Мк 13:32; Лк 2:52.

9:5 что легче Нет сомнения в том, что легче продемонстрировать власть прощать грехи, чем исцелять. Мгновенным исцелением расслабленного Христос на деле доказал, что имеет власть прощать грехи. Если Он мог совершать очевидно более сложное, то, конечно же, Он мог сделать кажущееся более легким. Тем не менее подлинное прощение грехов в действительности было намного более сложной задачей, так как для этого в конечном счете Он должен был пожертвовать Своей жизнью.

9:9 сидящего у сбора пошлин Здесь видно смирение Матфея. Он не скрывал своего прошлого и не оправдывал себя. Хотя в Мк 2:14 и Лк 5:27 употребляется его прежнее имя, Левий, сам Матфей использует имя, под которым он был известен после того, как стал учеником Христа (ср. Мк 3:18; Лк 6:15). Сборщики податей считались самыми презираемыми людьми в обществе. Часть собираемых денег они забирали себе (ср. Лк 19:8), а часть отдавали как налог Риму, что делало их не только ворами, но и изменниками своему, еврейскому народу (см. пояснения к 5:46; Мк 2:15).

9:11 мытарями См. пояснения к 5:46−47.

9:12 здоровые… больные Фарисеи считали себя «здоровыми» — нравственно чистыми и непорочными. Отверженные знали, что они таковыми не являлись. Гордые и несокрушенные лицемеры не могут спастись.

9:13 пойдите, научитесь, что значит Эта фраза использовалась как упрек по отношению к тем, кто не знал чего-то того, что он должен был знать. Стих, к которому обращается Иисус, находится в Ос 6:6 (ср. 1Цар 15:22; Мих 6:6−8), где подчеркивается абсолютное главенство духовных постановлений закона над церемониальными требованиями. Фарисеи сосредоточивались на внешних, формальных и церемониальных аспектах Божьего закона, пренебрегая заповедями, касающимися вечной, духовной стороны жизни. Поступая так, они стали грубыми, осуждающими, самоправедными и презирающими других. Иисус повторяет такие же критические замечания в 12:7.

9:14 ученики Иоанновы Лука предполагает, что этот вопрос задавали фарисеи (см. пояснение к Лк 5:33; ср. Мк 2:18−20). Очевидно, что, когда пришли ученики Иоанна, некоторые фарисеи еще остались. Обе эти группы могли задать этот вопрос.
и фарисеи постимся много Ср. Лк 18:12.

9:15 См. пояснение к 6:17. Используя аллегорию свадьбы, Иисус ответил, что пока Он с ними, есть слишком много радости и это время не для поста, который связан с периодами печали и интенсивной молитвы.

9:16 к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани Здесь Христос использует еще одну аллегорию: как новая ткань не держится на старой, так и истину Нового Завета невозможно подогнать под ветхозаветные обрядовые формы.

9:17 вина молодого в мехи ветхие Благодаря своей эластичности для брожения вина использовались шкуры животных. Когда вино начинало бродить, давление усиливалось и растягивало мехи. Растянутая прежде шкура теряла свою эластичность и рвалась. В результате и вино вытекало, и рвались мехи. Иисус привел такой пример, чтобы показать, что формальный пост, практикуемый фарисеями и учениками Иоанна, не пригоден для «вина» эры Нового Завета (ср. Кол 2:17). В обоих сравнениях (ст. 16, 17) Господь говорит, что то, что фарисеи делали во время поста, и другие ритуалы никак не связаны с Евангелием.

9:18 начальник Иаир (Мк 5:22; Лк 8:41) был начальником синагоги.

9:20 двенадцать лет страдавшая кровотечением Недуг этой женщины был серьезен не только с физической точки зрения: из-за своего недуга по закону она считалась постоянно нечистой (ср. Лев 15:25−27). Ее избегали все, включая ее собственную семью, и она не допускалась ни в синагоги ни в храм.
к краю одежды Его Ср. 14:36. Возможно, это была одна из кисточек, пришитых по краям одежды, для того, чтобы носящий эту одежду вспоминал все заповеди Господни и исполнял их (Чис 15:38−40; Втор 22:12).

9:22 спасла тебя Эту фразу следует воспринимать буквально.

9:23 свирельщиков и народ в смятении Характерные черты траура в этой культуре (ср. 2Пар 35:25). На похоронах в толпе обычно присутствовали профессиональные плакальщицы — женщины, чьей задачей было жалобно причитать, повторяя имя усопшего, а также имена близких, умерших ранее. В результате стоял беспорядочный, назойливый шум.

9:24 спит Иисус не хотел сказать, что она не умерла. Это было предсказание того, что она будет жить снова. Такие же слова Он сказал о смерти Лазаря (Ин 11:11) — и потом был вынужден объяснить Своим ученикам, что Он выражался метафорически (Ин 11:14). В Новом Завете сон обозначает смерть (ср. 1Кор 11:30; 1Кор 15:51; 1Фес 5:10).
смеялись над Ним Как быстро их платный траур превратился в смех!

9:27 Сын Давидов Ср. 1:1; 12:23; 21:9, 15. Мессианское имя (см. пояснение к 1:1). См. в 20:29−34 удивительно похожий, но отличный от этого случай.

9:29 по вере вашей См. пояснение к 8:13.

9:30 смотрите, чтобы никто не узнал См. пояснение к 8:4.

9:34 князя бесовского Фарисеи видели достаточно проявлений силы Иисуса, чтобы понять, что это Божья сила. Однако в своем упрямом неверии они говорили, что Его сила — это сила сатаны. См. пояснение к 12:24; ср. 25:41; Мк 3:22; Лк 11:15.

9:35 исцеляя всякую болезнь и... немощь Исцеление Иисусом различных болезней являлось ярким доказательством Его Божьей природы. В этой связи неверие и отвержение Его евреями было еще более отвратительным. См. пояснение к 12:15.

9:36 Он сжалился Здесь отношение Христа к грешникам выражается через человеческие чувства, так как Он был еще и человеком. Он «сжалился». Несмотря на то, что Бог неизменен и потому не подвержен эмоциям (Чис 23:19), Христос, наделенный полностью всеми человеческими способностями, буквально был тронут до слез положением грешников (Лк 19:41; см. пояснение к Лк 13:34). Бог Сам выражал подобное сострадание через пророков (Исх 33:19; Пс 85:15; Иер 9:1; 13:17; Иер 14:17).
они были изнурены и рассеяны Духовные нужды людей гораздо важнее, чем нужда в физическом исцелении. Удовлетворение духовных нужд потребует больше работников (ст. 37).

9:37 жатвы Ср. Лк 10:1−2. Господь говорит о жатве душ для спасения.

9:38 итак, молите Иисус подтвердил, что молитвы верующих участвуют в исполнении Божиих планов.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: на постели.
10  [2] — Букв.: возлежал.
10  [3] — Букв.: много сборщиков налогов и грешников. «Грешниками» было принято называть тех, кто, согласно традиционному иудейскому пониманию, не придерживался Закона Божьего в его фарисейской интерпретации.
10  [4] — Букв.: возлегли с Ним.
13  [5] — Ос 6:6.
15  [6] — Букв.: сыны чертога брачного.
21  [7] — Или: спасена.
22  [8] — Или: спасение.
22  [9] — Или: была спасена.
25  [10] — Или: пробудилась/была воскрешена.
34  [11] — Некот. рукописи опускают ст. 34.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.