По Матфею 9 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Сев в лодку, Он переправился на другой берег и прибыл в Свой город.
2 И вот принесли к Нему на носилках парализованного. Иисус, видя их веру, сказал паралитику: «Не бойся, дружок! Твои грехи прощены».
3 А некоторые книжники подумали: «Он кощунствует!»
4 Распознав их мысли, Иисус сказал: «Почему думаете дурно?
5 Что, по-вашему, легче: сказать “твои грехи прощены” или сказать “вставай и иди”?
6 Но знайте, что Сын Человеческий имеет на земле власть прощать грехи». И Он велел паралитику: «Вставай, бери носилки и иди домой!»
7 Тот встал и пошёл домой.
8 А народ, видя это, страшился и славил Бога, дающего людям такую власть.
9 Идя дальше, Иисус увидел человека по имени Матфей, занятого сбором налогов, и сказал ему: «Иди за мной!» Тот встал и пошёл за Ним.
10 Однажды Иисус возлежал дома за трапезой, и много откупщиков и грешников ели с Ним и Его учениками.
11 Фарисеи, видя это, спросили Его учеников: «Почему ваш Учитель ест с откупщиками и грешниками?»
12 А Он, услышав, сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным.
13 Разберите, что означают слова: Милосердия хочу, а не жертвы29. Не правых пришёл Я призвать, а виноватых».
14 Ученики Иоанна пришли к Нему и спросили: «Почему и мы и фарисеи часто постимся, а Твои ученики не постятся?»
15 Иисус ответил: «Разве гости на свадьбе могут скорбеть, пока с ними жених? Но придут дни, когда его заберут прочь — вот тогда они будут поститься!
16 Не ставят на старый плащ заплату из новой ткани, не то плащ порвётся и прореха станет больше.
17 Молодое вино не наливают в старые мехи, а не то они порвутся — и вино выльется, и мехи пропадут. Молодое вино наливают в новые мехи, чтобы сохранилось то и другое».
18 Когда Он это говорил, появился один старейшина и, пав перед Ним на колени, сказал: «У меня только что умерла дочь. Пойди возложи на неё руки — и она оживёт!»
19 Иисус встал и пошёл за ним, а следом — ученики.
20 И вот, одна женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошла к Нему сзади и прикоснулась к кисти30 на Его плаще,
21 потому что думала: «Дотронусь до Его плаща — исцелюсь».
22 Иисус, обернувшись и увидев её, сказал: «Не бойся, дорогая! Твоя вера тебя спасла». И в тот же миг женщина исцелилась.
23 А Иисус, придя в дом старейшины и увидев флейтистов и смятенный народ,
24 сказал: «Уходите! Девочка не умерла. Она спит». Над Ним только посмеялись.
25 А когда народ удалили, Он вошёл в комнату, взял девочку за руку — и она встала.
26 Молва об этом разнеслась по всей округе.
27 Когда Иисус шёл оттуда, за Ним следовали двое слепых, крича: «Сын Давида, пожалей нас!»
28 Он вошёл в дом, и слепые за Ним. Иисус спросил их: «Верите, что Я могу это сделать?» Они ответили: «Да, господин!»
29 Тогда, коснувшись их глаз, Он сказал: «Пусть будет по вашей вере!»
30 И у слепых открылись глаза. А Иисус строго предупредил их: «Об этом никто не должен знать!»
31 Но те, выйдя из дома, разнесли о Нём молву по всей округе.
32 Едва они ушли, к Нему привели немого, одержимого демоном.
33 Демон был изгнан, и немой заговорил. Люди удивлялись, говоря: «Такого ещё не бывало в Израиле!»
34 Но фарисеи сказали: «Он изгоняет демонов силой их повелителя».
35 Так обходил Иисус все города и сёла и учил народ в синагогах, провозглашая Добрую Весть о Царстве и исцеляя все болезни и немощи.
36 Увидев толпы людей, Он пожалел их, встревоженных и беспомощных, словно овцы без пастуха31.
37 И Он сказал ученикам: «Жатва обильна, а работников мало.
38 Молите же хозяина нивы, чтобы он послал на жатву работников».

Учебной Библии МакАртура

9:1 Свой город Это Капернаум (см. пояснение к 4:13). Иисус направился туда, чтобы на время уединиться от толп народа (8:18).

9:2 прощаются тебе грехи твои Тот факт, что этого человека принесли на постели, говорит о том, что он страдал очень тяжелой формой паралича. Слова Иисуса о прощении показывают, что паралич был прямым последствием греха, совершенного этим человеком. Ср. Ин 9:1−3; см. пояснения к Лк 5:20−26.

9:3 Он богохульствует Это было бы правильным осуждением любого другого, но только не воплотившегося Бога, хотя Ему вменяют в вину только Его исключительное право прощать грехи. Слова Иисуса, обращенные к этому человеку, были, таким образом, недвусмысленным утверждением Его Божьей власти.

9:4 видя помышления их Ср. 12:25; Ин 2:24. Хотя Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2:4−8) и оставил независимое использование данных Ему Богом привилегий, Он все же оставался всеведущим Богом. См. Мк 13:32; Лк 2:52.

9:5 что легче Нет сомнения в том, что легче продемонстрировать власть прощать грехи, чем исцелять. Мгновенным исцелением расслабленного Христос на деле доказал, что имеет власть прощать грехи. Если Он мог совершать очевидно более сложное, то, конечно же, Он мог сделать кажущееся более легким. Тем не менее подлинное прощение грехов в действительности было намного более сложной задачей, так как для этого в конечном счете Он должен был пожертвовать Своей жизнью.

9:9 сидящего у сбора пошлин Здесь видно смирение Матфея. Он не скрывал своего прошлого и не оправдывал себя. Хотя в Мк 2:14 и Лк 5:27 употребляется его прежнее имя, Левий, сам Матфей использует имя, под которым он был известен после того, как стал учеником Христа (ср. Мк 3:18; Лк 6:15). Сборщики податей считались самыми презираемыми людьми в обществе. Часть собираемых денег они забирали себе (ср. Лк 19:8), а часть отдавали как налог Риму, что делало их не только ворами, но и изменниками своему, еврейскому народу (см. пояснения к 5:46; Мк 2:15).

9:11 мытарями См. пояснения к 5:46−47.

9:12 здоровые… больные Фарисеи считали себя «здоровыми» — нравственно чистыми и непорочными. Отверженные знали, что они таковыми не являлись. Гордые и несокрушенные лицемеры не могут спастись.

9:13 пойдите, научитесь, что значит Эта фраза использовалась как упрек по отношению к тем, кто не знал чего-то того, что он должен был знать. Стих, к которому обращается Иисус, находится в Ос 6:6 (ср. 1Цар 15:22; Мих 6:6−8), где подчеркивается абсолютное главенство духовных постановлений закона над церемониальными требованиями. Фарисеи сосредоточивались на внешних, формальных и церемониальных аспектах Божьего закона, пренебрегая заповедями, касающимися вечной, духовной стороны жизни. Поступая так, они стали грубыми, осуждающими, самоправедными и презирающими других. Иисус повторяет такие же критические замечания в 12:7.

9:14 ученики Иоанновы Лука предполагает, что этот вопрос задавали фарисеи (см. пояснение к Лк 5:33; ср. Мк 2:18−20). Очевидно, что, когда пришли ученики Иоанна, некоторые фарисеи еще остались. Обе эти группы могли задать этот вопрос.
и фарисеи постимся много Ср. Лк 18:12.

9:15 См. пояснение к 6:17. Используя аллегорию свадьбы, Иисус ответил, что пока Он с ними, есть слишком много радости и это время не для поста, который связан с периодами печали и интенсивной молитвы.

9:16 к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани Здесь Христос использует еще одну аллегорию: как новая ткань не держится на старой, так и истину Нового Завета невозможно подогнать под ветхозаветные обрядовые формы.

9:17 вина молодого в мехи ветхие Благодаря своей эластичности для брожения вина использовались шкуры животных. Когда вино начинало бродить, давление усиливалось и растягивало мехи. Растянутая прежде шкура теряла свою эластичность и рвалась. В результате и вино вытекало, и рвались мехи. Иисус привел такой пример, чтобы показать, что формальный пост, практикуемый фарисеями и учениками Иоанна, не пригоден для «вина» эры Нового Завета (ср. Кол 2:17). В обоих сравнениях (ст. 16, 17) Господь говорит, что то, что фарисеи делали во время поста, и другие ритуалы никак не связаны с Евангелием.

9:18 начальник Иаир (Мк 5:22; Лк 8:41) был начальником синагоги.

9:20 двенадцать лет страдавшая кровотечением Недуг этой женщины был серьезен не только с физической точки зрения: из-за своего недуга по закону она считалась постоянно нечистой (ср. Лев 15:25−27). Ее избегали все, включая ее собственную семью, и она не допускалась ни в синагоги ни в храм.
к краю одежды Его Ср. 14:36. Возможно, это была одна из кисточек, пришитых по краям одежды, для того, чтобы носящий эту одежду вспоминал все заповеди Господни и исполнял их (Чис 15:38−40; Втор 22:12).

9:22 спасла тебя Эту фразу следует воспринимать буквально.

9:23 свирельщиков и народ в смятении Характерные черты траура в этой культуре (ср. 2Пар 35:25). На похоронах в толпе обычно присутствовали профессиональные плакальщицы — женщины, чьей задачей было жалобно причитать, повторяя имя усопшего, а также имена близких, умерших ранее. В результате стоял беспорядочный, назойливый шум.

9:24 спит Иисус не хотел сказать, что она не умерла. Это было предсказание того, что она будет жить снова. Такие же слова Он сказал о смерти Лазаря (Ин 11:11) — и потом был вынужден объяснить Своим ученикам, что Он выражался метафорически (Ин 11:14). В Новом Завете сон обозначает смерть (ср. 1Кор 11:30; 1Кор 15:51; 1Фес 5:10).
смеялись над Ним Как быстро их платный траур превратился в смех!

9:27 Сын Давидов Ср. 1:1; 12:23; 21:9, 15. Мессианское имя (см. пояснение к 1:1). См. в 20:29−34 удивительно похожий, но отличный от этого случай.

9:29 по вере вашей См. пояснение к 8:13.

9:30 смотрите, чтобы никто не узнал См. пояснение к 8:4.

9:34 князя бесовского Фарисеи видели достаточно проявлений силы Иисуса, чтобы понять, что это Божья сила. Однако в своем упрямом неверии они говорили, что Его сила — это сила сатаны. См. пояснение к 12:24; ср. 25:41; Мк 3:22; Лк 11:15.

9:35 исцеляя всякую болезнь и... немощь Исцеление Иисусом различных болезней являлось ярким доказательством Его Божьей природы. В этой связи неверие и отвержение Его евреями было еще более отвратительным. См. пояснение к 12:15.

9:36 Он сжалился Здесь отношение Христа к грешникам выражается через человеческие чувства, так как Он был еще и человеком. Он «сжалился». Несмотря на то, что Бог неизменен и потому не подвержен эмоциям (Чис 23:19), Христос, наделенный полностью всеми человеческими способностями, буквально был тронут до слез положением грешников (Лк 19:41; см. пояснение к Лк 13:34). Бог Сам выражал подобное сострадание через пророков (Исх 33:19; Пс 85:15; Иер 9:1; 13:17; Иер 14:17).
они были изнурены и рассеяны Духовные нужды людей гораздо важнее, чем нужда в физическом исцелении. Удовлетворение духовных нужд потребует больше работников (ст. 37).

9:37 жатвы Ср. Лк 10:1−2. Господь говорит о жатве душ для спасения.

9:38 итак, молите Иисус подтвердил, что молитвы верующих участвуют в исполнении Божиих планов.

Примечания:

 
Открытый перевод
[29] Ос 6:6.
[30] Имеются в виду «цицит» — кисти, которые евреям полагалось пришивать по четырем углам верхней одежды, как напоминание о заповедях (Числ 15:37—40; Втор 22:12).
[31] Числ 27:17; 2 Пар 18:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.