По Матфею 21 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Когда они подходили к Иерусалиму и достигли Виффагии, селения у горы Масличной,1 Иисус послал вперед двух учеников,
2 сказав им: «Идите в селение, которое перед вами. Вы сразу же найдете там ослицу на привязи и с ней молодого осла; отвяжите их и приведите ко Мне.
3 А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте: „Они нужны Господу“, — и он тотчас отпустит их».2
4 Это произошло во исполнение сказанного через пророка:
5

«Скажите дочери Сиона:3
Вот Царь твой к тебе идет,
духом Он кроткий, восседает на осле,
на молодом осле, идущем рядом с матерью-ослицей,
приученной к жизни под ярмом“».4

6 Ученики отправились и сделали всё так, как велел им Иисус.
7 Они привели ослицу и молодого осла, положили на животных одежды свои; Иисус сел на них.
8 Многие из толпы, сопровождавшей Его, устилали дорогу своими одеждами, а другие устилали ее ветвями, которые срезали с деревьев.
9 И толпы людей, шедших впереди и позади Него, восклицали:

«Осанна5 Сыну Давида!
Благословен Грядущий во имя Господне!
В высях небесных осанна6

10 Когда Иисус вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение. «Кто это?» — спрашивали повсюду.
11 Толпа отвечала: «Это пророк Иисус из Назарета Галилейского».
12 И вошел Иисус в Храм, и изгнал оттуда всех, кто продавал и покупал там, опрокинул столы менял и прилавки торгующих голубями.
13 «Написано, — сказал Он им, дом Мой будет назван домом молитвы.7 Вы же делаете из него вертеп разбойников!»
14 И подошли к Нему в Храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в Храме: «Осанна Сыну Давида!», — возмутились
16 и сказали Ему: «Ты слышишь, что они говорят?»
«Да! — ответил им Иисус. — Разве вы никогда не читали: „Из уст младенцев и грудных детей уготовил хвалу Ты Себе“»8?
17 И, оставив их, ушел Он из города в Вифанию и там провел ночь.
18 Возвращаясь ранним утром в город, Иисус почувствовал голод.
19 Увидев при дороге смоковницу, Он подошел к ней, но кроме листьев ничего не нашел на ней и сказал дереву: «Так пусть никогда не будет плодов на тебе!» И смоковница тотчас засохла.
20 Ученики, увидев это, удивились: «Что это вдруг сразу засохла смоковница?»
21 «Воистину, — ответил им Иисус, — если будет вера у вас, и вы не усомнитесь, сделаете не только то, что произошло со смоковницей, но даже если этой горе скажете: „Поднимись и пади в море!“ — так и будет.
22 И всё, о чем бы ни просили вы в молитве с верою, получите».
23 Иисус вошел в Храм, и, когда Он учил, подошли к Нему первосвященники и старейшины и спросили: «По какому праву9 Ты делаешь это? Кто дал Тебе эту власть?»
24 «Спрошу вас и Я об одном, — сказал им Иисус, — если вы ответите Мне, то и Я скажу вам, по какому праву делаю это.
25 Крещение, что Иоанн совершал, откуда оно — от Бога или от людей?»
Они стали рассуждать между собой: «Если скажем: „От Бога“, Он спросит: „Почему же вы тогда не поверили ему?“
26 Сказать: „От людей“ — опасно перед толпой, ведь все Иоанна считают пророком».
27 «Мы не знаем», — ответили они Иисусу.
И Он ответил им: «Я тоже вам не скажу, по какому праву делаю это».
28 «А что вы скажете об этом? У одного человека было два сына, и он, подойдя к первому, сказал: „Сын мой, ступай, поработай сегодня в винограднике“.
29 Тот ответил: „Не хочу“, но потом раскаялся10 и всё же пошел.
30 Отец подошел к другому сыну и сказал ему то же самое. Сын ответил: „Иду, мой отец“, а сам не пошел.
31 Кто из них выполнил волю отца?»
«Первый», — ответили слушавшие.
«Верно, что сборщики налогов и блудницы, — сказал им Иисус, — идут впереди вас11 в Царство Божие.
32 Ибо Иоанн пришел показать вам путь к праведности,12 и вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же и после того, как увидели это, не захотели изменить свое мнение13 и поверить ему.
33 Послушайте другую притчу. Жил один человек, у которого было имение, он насадил виноградник, обнес оградой его, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал.
34 Когда подошло время для сбора винограда, он послал своих слуг к виноградарям взять причитающуюся ему долю урожая.14
35 Но виноградари схватили слуг его: одного избили, другого убили, а третьего побили камнями.
36 Послал он других слуг, и притом больше, чем прежде, но и с ними обошлись так же.
37 Наконец, послал он к ним сына своего, думая: „К сыну моему они отнесутся с уважением“.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: „Это наследник. Давайте убьем его и завладеем его наследством!“
39 Они схватили его, выволокли из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он тем виноградарям?»
41 «Расправится со злодеями, предав их злой смерти, — ответили они, — а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в положенный срок».
42 Тогда Иисус сказал им: «Разве никогда не читали вы в Писаниях:

Камень, что отвергли строители,
краеугольным стал камнем;
Господом сделано это,
и чудом кажется нам?“15

43 Потому говорю вам: Царство Божие отнято будет у вас и передано народу, который приносит ожидаемые плоды.16
44 [Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах»].
45 Когда первосвященники и фарисеи услышали эти притчи, поняли они, что о них Он говорит,
46 и хотели было схватить Его, но побоялись народа, который пророком Его почитал.

Учебной Библии МакАртура

21:1 Виффагию Маленький городок недалеко от Вифании, на юго-западном склоне Елеонской горы. Этот город упоминается в Писании только в связи с триумфальным входом Христа (Мк 11:1; Лк 19:29).

21:3 если кто скажет вам что-нибудь В Евангелии от Марка записано, что именно это и случилось (Мк 11:5−6). Только что прибыв в Виффагию (ст. 1), Иисус не имел возможности приготовить этих животных для использования. Но, несмотря на это, Он точно знал местонахождение животных и характер их хозяев. Такое точное знание говорит о Его Божьем провидении.

21:5 молодом осле, сыне подъяремной Точное цитирование Зах 9:9 (ср. Ис 62:11). То, что это мессианское пророчество было в точности исполнено, иудеи не могли не понимать, ибо толпа приветствовала Его, провозглашая титулы и похвалы, которые могли относиться только к Мессии (см. пояснение к ст. 9).

21:7 ослицу и молодого осла Матфей — это единственный из авторов Евангелий, который упоминает ослицу. Но все они упоминают о молодом возрасте осла (Ин 12:14), или о том, что ни один человек до этого момента на него не садился (Мк 11:2; Лк 19:30). Возможно, ослица была взята, чтобы заставить слушаться молодого осла.
Он сел поверх их Т.е. на одежды. Христос ехал на молодом осле (Мк 11:7).

21:8 постилали свои одежды по дороге Это был древний способ выражения глубочайшего почтения, предназначавшийся только для царских особ (4Цар 9:13), поэтому тот факт, что иудеи «постилали свои одежды по дороге», говорит об осознании Его слов о том, что Он — Царь иудейский.

21:9 осанна Слово имеет то же значение, что и еврейское выражение, которое переведено, как «спаси же» в Пс 117:25.
благословен Точное цитирование ст. 26 того же псалма. Это в сочетании с мессианским титулом «Сын Давидов» ясно указывало на осознание толпой мессианства Христа (см. пояснение к 1:1). Вход Христа в Иерусалим произошел в воскресение, девятого Нисана, в 30 г. по Р.Х., ровно 483 года спустя после указа Артаксеркса, упоминаемого в Дан 9:24−26 (см. пояснения там же).

21:12 выгнал Уже во второй раз Христос очистил храм от торговцев. Ин 2:14−16 описывает сходное происшествие, имевшее место в начале служения Христа. Но эти два происшествия четко отличаются. При первом очищении служители храма сразу же «приступили» к Иисусу (см. пояснение к ст. 23; ср. Ин 2:18); ни в одном из повествований не упоминается о том, чтобы что-либо подобное произошло после второго очищения. Вместо этого все синоптические Евангелия говорят, что Иисус обратился ко всем присутствующим (ст. 13) и даже использовал это событие для наставления (Мк 11:17; Лк 19:46, 47).
продающих и покупающих Он обвинил и торговцев и покупателей в том, что они оскверняли храм. Среди продаваемого и покупаемого там были голуби и другие животные, предназначенные для жертвы (ср. Ин 2:14).
меновщиков Менялы, присутствовавшие там же, были необходимы, так как римские монеты и другие наличные деньги считались неприемлемыми для пожертвований в храме. Очевидно, деятельность менял и торговцев приобрела такой размах, что торговое место при храме приобрело дух вертепа разбойников (ст. 13). Такая торговля происходила во дворе язычников — огромном пространстве на храмовой горе площадью в несколько акров.

21:13 написано Иисус объединяет два ветхозаветных пророчества, Ис 56:7 («дом Мой назовется домом молитвы для всех народов») и Иер 7:11 («Не соделался ли на ваших глазах вертепом разбойников дом сей, над которым наречено имя Мое?»).

21:15 детей Буквально, «мальчиков». Среди людей, пришедших в Иерусалим на Пасху, было большое количество двенадцатилетних мальчиков, которые пришли сюда, чтобы отпраздновать свою первую Пасху, как и Иисус, когда находился в таком же возрасте (см. пояснение к Лк 2:42).

21:16 да! разве вы никогда не читали Ответ Иисуса негодующим первосвященникам и книжникам был равносилен прямому заявлению о Его Божьей природе. Он процитировал слова Пс 8:3, который говорит о «хвале», воздаваемой Богу. Используя этот стих в защиту поклонения Богу, Он требовал поклонения Себе как Богу.

21:19 тотчас Это понятие относительно: конечно, дерево могло засохнуть сразу же, но Мк 11:14, 20 (см. пояснения там же) говорит, что факт гибели дерева стал явным лишь на следующий день. Иисус проклял смоковницу не в порыве разочарования; это было ниспосланное свыше целенаправленное предостережение. Смоковница часто употребляется в Писании как символ Израиля (Ос 9:10; Иоиль 1:7). Бесплодная смоковница часто символизирует Божий суд над Израилем по причине его духовного бесплодия (см. пояснение к 3:8), несмотря на обилие духовных преимуществ (Иер 8:13; Иоиль 1:12). Кроме того, поступок Иисуса иллюстрирует Божий суд над тленным Израилем за его позорную бесплодность, выразившуюся в отвержении Мессии. Одна из притчей Христа содержит подобное наставление (Лк 13:6−9).

21:21 если будете иметь веру и не усомнитесь Это выражение предполагает наличие Божьей воли для подобного действия (см. пояснение к 17:20), потому что только Богом данная вера настолько свободна от сомнений (ср. Мк 9:24).
будет Чуда именно такого масштаба фарисеи требовали от Иисуса, но Он всегда отказывал им (см. пояснение к 12:38). Здесь Христос в переносном смысле говорил о неограниченной силе Бога, которая проявляется в жизни тех, кто имеет истинную веру.

21:23 это Т.е. учение и чудеса. Также они могли иметь в виду совершенное Им днем ранее очищение храма (см. пояснение к ст. 12).
кто Тебе дал такую власть? Они были вынуждены признать, что Он имел источник неоспоримой власти. Его чудеса были слишком очевидными и слишком многочисленными, чтобы быть мошенничеством. Даже в Его учении была такая сила и чистота, что всем было ясно, что в Его словах была власть (см. пояснение к 7:29).

21:25 крещение Иоанново откуда было Иисус поймал иудейских лидеров в их же собственную ловушку. Они, несомненно, надеялись, что Он, отвечая, будет утверждать, что власть Ему дана непосредственно Богом (так Он поступал много раз ранее — ср. Ин 5:19−23; Ин 10:18). Тогда они обвинили бы Его в богохульстве и использовали бы это обвинение как предлог, чтобы убить Его, — так они уже пытались сделать (Ин 5:18; Ин 10:31−33). Однако здесь Он ставит их перед неразрешимым выбором, потому что люди глубоко чтили Иоанна и не могли вспомнить служение Иоанна без того, чтобы не признать себя виновными. Не признать законность миссии Иоанна фарисеи не могли, так как боялись народа (ст. 26). В результате Иисус показал, что они сами не обладали достаточной властью, чтобы испытывать Его. См. пояснение к Лк 20:5.

21:31 Который из двух исполнил волю отца? Иисус вынудил их свидетельствовать против себя самих. Суть этой притчи в том, что дела намного важнее слов (ср. 7:21−27; Иак 1:22). Они вынуждены были признать это, тем самым осуждая самих себя. Мысль о том, что покаявшиеся мытари и блудницы войдут в Царствие Небесное прежде внешне религиозных лицемеров была неоднократно повторяющейся темой на протяжении всего Его служения (см. пояснение к 5:20), и это приводило в ярость иудейских вождей.

21:32 путем праведности Т.е. покаяние и вера ведут к тому, что верующим вменяется Божья праведность (см. пояснение к Рим 3:21).
мытари и блудницы См. пояснения к 5:46; 9:9; Мк 2:15. Люди, наиболее презираемые первосвященниками и старейшинами, изгои иудейского общества, нашли спасение, в то время как самоправедные вожди не обрели его. Ср. Рим 10:3.

21:33 виноградник… точило См. Ис 5:2. Здесь Иисус ясно ссылается на это место Ветхого Завета, которое, несомненно, было хорошо знакомо иудейским вождям. Виноградник в Писании обычно символизирует иудейский народ. Здесь владелец виноградника — это Бог, Который взращивал виноградник с большой заботой, а затем отдал его виноградарям, олицетворяющим иудейских вождей.

21:34 своих слуг Т.е. ветхозаветных пророков.

21:35 иного прибили, иного убили, а иного побили камнями Матфей часто совмещает и упрощает подробности (см. пояснения к ст. 19; 8:28; 20:30). Из повествования Марка мы узнаем, что в истории, рассказанной Иисусом, трое разных слуг пришли по отдельности. Виноградари «прибили» первого слугу, второго побили камнями и «убили» третьего (Мк 12:2−5). Это описание соответствует отношению многих иудейских правителей к ветхозаветным пророкам (3Цар 22:24; 2Пар 24:20−21; 2Пар 36:15−16; Неем 9:26; Иер 2:30).

21:37 сына моего Этот персонаж олицетворяет Господа Иисуса Христа, Которого они убили (ст. 38−39) и, таким образом, навлекли на себя Божий суд (ст. 41).

21:41 виноградник отдаст другим виноградарям Иудейские вожди вновь провозгласили суд над самими собой (см. пояснение к ст. 31). Приговор, который они вынесли злым виноградарям, соответствует суду Христа над ними (ст. 43). Царствие и все духовные преимущества, данные Израилю, теперь будут переданы «другим виноградарям», которые символизируют Церковь (ст. 43), состоящую преимущественно из язычников (ср. Рим 11:11).

21:42 камень, который отвергли Здесь речь идет о жертве Христа на кресте; а восстановление отвергнутого камня символизирует Его Воскресение.
сделался главою угла На первый взгляд, эта цитата из Пс 117:22−23 никак не связана с предшествующей притчей. Но эти слова взяты из мессианского псалма. Иисус обратился к этому отрывку в подтверждение того, что Сын, Который был убит и выброшен из виноградника, также был краеугольным камнем в Божьем плане искупления.

21 :43 народу, приносящему плоды его Т.е. церкви. См. пояснение к ст. 41. Петр назвал Церковь «народ святый» (1Пет 2:9).

21:44 этот камень Христос является «камнем преткновения и скалою соблазна» для неверующих (Ис 8:14; 1Пет 2:9). Пророк Даниил изобразил Его как камень, который «отторгнут был от горы не руками» и падает на все царства мира, сокрушая их (Дан 2:44−45). Падает глиняный сосуд на камень или камень падает на глиняный сосуд — результат один и тот же. Это высказывание говорит о том, что и враждебность и безразличие являются неправильным ответом на призыв Христа и над виновными в этих грехах нависла опасность суда.

21:45 поняли, что Он о них говорит Воскрешая в их сознании такой общеизвестный мессианский образ (ст. 42−44), Христос однозначно говорил фарисеям о Своей сущности.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Елеонской.
3  [2] — Или: они нужны Господу, и Он вскоре вернет (букв.: пошлет) их.
5  [3] — Выражение «дочь Сиона» — гебраизм, используемый здесь для указания на жителей Иерусалима. См. в Словаре Сион.
5  [4] — Ис 62:11; Зах 9:9.
9  [5] — «Осанна» — еврейское выражение, означающее «спаси же»; произносилось как хвалебный возглас.
9  [6] — Пс 118 (117):26.
13  [7] — Ис 56:7.
16  [8] — Пс 8:3 (LXX).
23  [9] — Букв.: какою властью; то же в ст. 24 и 27.
29  [10] — Или: передумал.
31  [11] — Или: вместо вас; друг. возм. пер.: войдут, а вы — нет.
32  [12] — Или: пришел к вам в согласии с волей Божьей.
32  [13] — Букв.: не раскаялись.
34  [14] — Букв.: свои плоды.
42  [15] — Пс 118(117):22, 23.
43  [16] — Букв.: творящему плоды его, т. е. Царства Божия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.