От Матфея 23 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Учебной Библии МакАртура

Перевод Еп. Кассиана

1 Тогда Иисус сказал толпе народа и ученикам Своим:
2 на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте: ибо говорят они и не делают.
4 Связывают они ноши тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, сами же и пальцем своим не хотят двинуть их.
5 Все же дела свои совершают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают кисти;
6 любят же первое место на званых обедах и первые сиденья в синагогах
7 и приветствия на площадях, и чтобы звали их люди: «равви!»
8 Вас же пусть не называют равви, ибо один у вас Учитель, вы же все — братья.
9 И отцом своим не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец — Небесный.
10 И пусть не называют вас наставниками, потому что Наставник у вас один: Христос.
11 Больший из вас да будет вам слугою.
12 Ибо, кто вознесет себя, тот смирён будет, а кто смирит себя, тот вознесён будет.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное перед людьми: вы и сами не входите и входящим не даете войти.
14 Стих 14 прежних русских переводов, встречающийся в Мк 12:40 и Лк 20:47, отсутствует во всех древнейших рукописях Мф.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы сделать хотя бы одного прозелитом; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим, чем вы.
16 Горе вам, вожди слепые, говорящие: «кто поклянется храмом — ничего, кто же поклянется золотом храма — связан».
17 Безумные и слепые, что же больше: золото, или храм, освятивший золото?
18 И: «кто поклянется жертвенником — ничего, кто же поклянется даром, который на нем — связан».
19 Слепые! Что же больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак, поклявшийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и поклявшийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и поклявшийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и обошли более важное в Законе: правосудие и милосердие и верность; это надлежало исполнить и того не опустить.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара и проглатывающие верблюда!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете снаружи чашу и блюдо, внутри же они полны хищения и невоздержания.
26 Фарисей слепой! Очисти прежде чашу и блюдо внутри, чтобы и снаружи они стали чисты.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всякой нечистоты.
28 Так и вы снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием.
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророков и украшаете памятники праведных
30 и говорите: «если бы мы жили во дни отцов наших, мы не были бы сообщниками их в крови пророков».
31 Тем самым вы свидетельствуете против себя, что вы сыновья тех, которые убили пророков.
32 Доведите же до полноты меру отцов ваших,
33 Змеи, отродье змеиное! Как бежать вам от осуждения в геенну?
34 Поэтому, вот, Я посылаю к вам пророков и мудрых и книжников; иных вы убьете и распнете, иных будете бичевать в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придёт на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам: это всё придет на род этот.
37 Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не захотели!
38 Вот, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не скажете: «Благословен Грядущий во имя Господне.»

Учебной Библии МакАртура

23:2 Моисеевом седалище Это выражение эквивалентно университетскому «стоять за кафедрой». Сидеть на «Моисеевом седалище» означало иметь наивысшую власть учить людей. В данном случае это выражение может быть переведено, как «они сами посадили себя на Моисеево седалище», что подчеркивает тот факт, что это была воображаемая власть, которую они себе присвоили. По закону священники и левиты имели право толковать закон (Втор 17:9), но книжники и фарисеи превышали данные им законом полномочия и добавляли к Слову Божьему человеческие традиции (15:3−9). Именно за это Иисус порицал их (ст. 8−36).

23:3 соблюдайте и делайте Т.е. до той степени, пока это соответствует Слову Божьему. Фарисеи связывали «бремена тяжелые и неудобоносимые» (ст. 4) небиблейских традиций и «возлагали их на плечи других людей». Иисус открыто порицал такое законничество.

23:5 хранилища Кожаные футляры, содержащие пергамент, на котором в четыре столбика были написаны Исх 13:1−10; Исх 11−16; Втор 6:4−9; Втор 11:13−21. Их носили мужчины во время молитвы: один — по середине лба и второй — на левой руке чуть выше локтя. Использование подобных «хранилищ» было основано на слишком буквальной трактовке мест Писания, подобных Исх 13:9, 10; Втор 6:8. Очевидно, фарисеи делали полоски кожи, которыми эти хранилища крепились на лбу и на руке, более широкими, чтобы сделать их более заметными.
воскрилия одежд Т.е. кисточки. Иисус Сам носил их (см. пояснение к 9:20), и потому не кисточки как таковые Он осуждал, но то, что их удлиняли с целью показать свою особенную духовность.

23:8−10 учителями… отцом… наставниками Здесь Христос осуждает гордость и тщеславие, а не титулы сами по себе. Павел неоднократно говорит об «учителях» в церкви и даже называет себя «отцом» коринфян (1Кор 4:15). И конечно, данное место также не запрещает выказывать уважение (ср. 1Фес 5:11−12; 1Тим 5:1). Христос просто запрещает их использование как духовных званий для хвастовства, так как это подразумевает несоответствующую человеку власть, как если бы он, а не Бог, был источником истины.

23:13 не допускаете Избегая Божьей праведности, фарисеи пытались «поставить собственную праведность» (Рим 10:3) — и учили тому же других. Они своим законничеством и самоправедностью «загораживали» узкие врата, которыми должно входить в Царствие Небесное (см. пояснения к 7:13−14).

23:14 Этот стих отсутствует в доступных нам наиболее древних рукописях Евангелия от Матфея, но он появляется в Евангелии от Марка. См. пояснение к Мк 12:40.

23:15 одного Язычник, обращенный в иудаизм. См. Деян 6:5.
сыном геенны Т.е. того, чьим местонахождением в вечности будет ад.

23:16 то ничего Это различие, которое фарисеи сделали по своей воле, давало им лицемерное оправдание и право безнаказанно лгать. Если кто-то клялся «храмом» (или алтарем — ст. 18; или небесами — ст. 22), то считалось, что его клятва ни к чему его не обязывала, но если он «поклянется золотом храма», то он не может нарушить свое слово, не будучи наказанным по иудейскому закону. Наш Господь ясно говорит о том, что клятва этими вещами равносильна клятве Самим Богом. См. пояснение к 5:34.

23:23 десятину с мяты, аниса и тмина Это садовые растения, а не сельскохозяйственная продукция, с которой должна была приноситься десятина (Лев 27:30). Но фарисеи привередливо взвешивали десятину с каждого растения, возможно даже считая по отдельности каждое зерно аниса. Однако целью Иисуса не было осудить соблюдение ими тонкостей закона. Проблема состояла в том, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» — моральные принципы, которые лежат в основе всех законов. Они были довольны своим сосредоточением на мелочах и внешней стороне закона, сознательно отвергая его духовную суть. Он сказал им о том, что они должны сосредоточиться на более важном «и того не оставлять».

23:24 оцеживающие комара, а верблюда поглощающие Некоторые фарисеи процеживали свои напитки через высококачественные ткани, чтобы убедиться, что они ненароком не проглотили комара — самое маленькое из нечистых животных (Лев 11:23). Верблюд являлся самым большим нечистым животным (Лев 11:4).

23:25 очищаете внешность В корне ошибки фарисеев лежало их сосредоточение на внешних аспектах. Кто захотел бы пить из чаши, которая была вымыта снаружи, но по-прежнему загрязнена изнутри? Но тем не менее фарисеи жили так, как если бы внешность была важнее внутреннего содержания. В этом суть их лицемерия, и Иисус неоднократно порицал их за это (см. пояснения к 5:20; 16:12).

23:27 окрашенным гробам Для лучшей сохранности гробы регулярно окрашивались. Если кто-либо случайно касался их или наступал на них, то он считался нечистым по закону (Чис 19:16). Свежевыкрашенная могила будет сверкать белизной и выглядеть чистой, иногда особенно нарядной. Но внутри «они полны костей мертвых и всякой нечистоты». Сравните слова Иисуса здесь и в Лк 11:44.

23:30 мы… не были бы сообщниками Нелепая претензия на самоправедность, в то время как они уже составляли заговор, чтобы убить Мессию (ср. Ин 11:47−53).

23:34 пророков, и мудрых и книжников Т.е. учеников, так же, как и пророков, евангелистов, пасторов, которые следовали за ними (Еф 4:11).

23:35 Авеля… Захарии Соответственно первый и последний мученики Ветхого Завета.
сына Варахиина (Зах 1:1). В Ветхом Завете нет упоминания о его смерти. Тем не менее, о смерти другого Захарии, сына Иодая, говорится в 2Пар 24:20−21. Он был побит камнями во дворе храма, точно так, как и описывает здесь Иисус. Все наиболее сохранившиеся рукописи Евангелия от Матфея содержат фразу «Захарии, сына Варахиина» (Хотя она отсутствует в Лк 11:51). Некоторые предположили, что Захария в 2Пар 24 на самом деле является внуком Иодая, и имя его отца было также Варахия. Но мы избавимся от проблемы выбора, если просто воспримем слова Иисуса буквально и примем Его неопровержимое свидетельство о том, что мученическая смерть пророка Захарии между храмом и алтарем очень похожа на ту, которой умер уже известный нам Захария.

23:36 род сей С исторической точки зрения, это было поколение, ставшее свидетелем полного разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Плач Иисуса по Иерусалиму и сожаление Его о том, что Бог отнял у города и храма Свои благословения (ст. 37−38), подтверждает, что разграбление Иерусалима в 70 г. по Р.Х. являлось тем наказанием, о котором Иисус говорил. См. пояснения к 22:7; 24:2; Лк 19:43.

23:37 хотел Я… и вы не захотели Бог полностью независим и потому обладает достаточной властью, чтобы осуществить любой Свой замысел (ср. Ис 46:10), включая спасение кого бы то ни было избранного Им (Еф 1:4−5). Однако иногда Он в Своем полновластии выражает желание сделать то, что Он в действительности не совершает (ср. Быт 6:6; Втор 5:29; Пс 80:14; Ис 48:18). Такие пожелания никоим образом не говорят об ограниченности власти Бога или какой-либо перемене в Нем (Чис 23:19). Эти слова лишь открывают составляющие части Божьей Личности: Он полон сострадания, искренне милостив ко всем, всегда желает добра, а не зла и поэтому не радуется смерти грешников (Иез 18:32; Иез 33:11). Признавая владычество Божие, человек должен понять мольбу Иисуса к грешникам о покаянии и Его подразумевающийся призыв и воспринимать Его доброту по отношению к грешникам как истинную милость, направленную на то, чтобы побудить их к покаянию во спасение (Рим 2:4). Эмоции, выказанные Христом здесь (и в других похожих местах, таких, как Лк 19:41), являются глубоким, искренним чувством. Все чувства Христа находятся в полном соответствии с волей Всевышнего (ср. Ин 8:29), и этот плач не должен восприниматься лишь как проявление Его человеческой сущности.

23:38 оставляется... дом ваш пуст Несколькими днями ранее Христос упоминал о храме как о «доме» Его Отца (21:13). Но слава и благословения Божии были отняты у Израиля (см. 1Цар 4:21). Когда Христос «вышед… шел от храма» (24:1), слава Божия «ушла» вместе с Ним. В Иез 11:23 описано видение Иезекииля, в котором он видел удаление славы Господней. Слава покинула храм и остановилась над Елеонской горой (см. пояснения к 24:3; Лк 19:29) — именно таким маршрутом Иисус проследовал от храма (ср. 24:3).

23:39 не увидите Меня отныне Общественное служение Христа было окончено. Он отказывался от Израиля до того времени, когда тот признает Его как Мессию (Рим 11:23−26). Затем Христос процитировал Пс 117:26.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.