От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья1 и есть.
2 Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.
3 Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?
4 Как вошел он в дом Божий2 и ел священный хлеб,3 который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
5 И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?
6 Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.
7 И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос 6:6)
8 ибо Сын Человеческий господин субботы.
9 Уйдя оттуда, Он пришёл в местную синагогу,
10 а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?
11 Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?
12 А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;
13 после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.
14 И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.
15 И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,
16 запретив им разглашать о Нём,
17 во исполнение сказанного пророком Исайей:
18 вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.
19 Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.
21 И на Него будут уповать народы. (Ис 42:1−4; Ис 5:1)4
22 И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.
23 И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?
24 Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.
25 Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.
26 И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?
27 И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим?5 Пусть же они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.
29 Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.
32 И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.
33 Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.
34 О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.
35 Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.
36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,
37 ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.
38 Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение.6
39 Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Иона 2:1)
41 Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.
42 Царица южная7 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.
43 Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.
44 Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.
45 Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нём. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.
46 Он ещё говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.
47 И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.
48 Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?
49 И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,
50 ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.

Новой Женевской Библии

12:2 не должно. Ветхий Завет нигде не запрещает срывать в субботу колосья для пропитания; таким образом, учеников нельзя сравнивать с земледельцами, которые делают какую-то запрещенную работу. Упрек фарисеев основан на устном предании, которое искажало закон. См. статью «Христианская свобода».

в субботу. Суббота является символом Божией власти над творением (Исх 20:8). Суббота — воспоминание об искуплении народа Божия (Втор 5:12). Суббота олицетворяет надежду на вечный покой по пришествии полноты времен (Евр 4:9). Иисус — Господин субботы, и потому в Нем исполняются все три значения (Кол 2:16−17).

12:3−6 В ответ на обвинение фарисеев Иисус приводит два довода; оба ведут от меньшего к большему и оба указывают на Него и на Его власть. Давиду в час нужды было позволено нарушить ритуальный закон, а сейчас перед фарисеями Тот, Чья власть много больше. Точно так же нужды храмового служения освобождают священников от требования закона, гласящего, что нельзя работать в субботу, а «здесь Тот, Кто больше храма» (ст. 6).

12:6 Тот, Кто больше храма. Как истинная вера важнее для Бога, чем ритуальные символы, так и Тот, в Ком во всей полноте обитает Бог, больше, чем место, где Он обитает символически. Иисус — Еммануил («с нами Бог») — истинный Храм, на который указывал символ (Ин 1:14; Ин 2:21). Ученики были тогда с Иисусом, и потому их служение больше того, что совершали священники в храме.

12:7 милости хочу. Цитатой из Осии 6:6 (ср. 9:13) Иисус осуждает фарисеев, искажающих закон. Бог дал закон человеку в помощь, а фарисеи изменили саму его цель, сделав его тяжким бременем (Мк 2:27).

12:8 господин и субботы. Сын Человеческий получил власть над всей тварью и власть искупления (20:28). Тем самым, Он имеет власть и над субботой, которая знаменует Божие владычество, и над творением, и над искуплением. Сказанное Иисусом вызвало шок у фарисеев и укрепило их в решении убить Его (ст. 14).

12:9−14 Другой пример того, что Христос — Господин субботы. В Ветхом Завете нет прямого запрещения исцелять в этот день, и вообще добро разрешается творить всегда. Заметим, что Иисус нигде не учит, что с пришествием Царства суббота отменяется. Он пришел не нарушить закон, но исполнить (см. 5:17 и ком.). Дело не в том, что фарисеи соблюдали субботу, а в том, что они неверно ее понимали и обращали в тяжкое бремя то, что должно быть радостью.

12:16 запретил им объявлять. Слова Исаии (42:1−4) объясняют, почему Иисус запрещал «объявлять», кто Он. Он пришел возвестить и установить правду, но не показывая силу и уж тем более — не поднимая народ на политическое или военное выступление. Но поскольку пророчества о Мессии понимали именно в таком смысле, Ему приходилось предупреждать ложные восторги, которые неизбежно возникли бы.

12:24 веельзевул. См. ком. к Мк 3:22.

12:29 не свяжет сильного. Победой над сатаной в пустыне и изгнанием бесов Иисус показал, что «связал сильного» и тот бессилен помешать пришествию Царства. В иудейской апокалиптической литературе слова «связать сатану» означали мессианскую эру (см. 20:2).

12:31−32 Хула на Духа — называть Его дела, делами сатаны. Кощунственную хулу на Духа Святого невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твердое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию. Ясно, что любой, уверовавший в истину, уже не может этого совершить. См. статью «Грех, не имеющий прощения».

12:36−37 Иисус указывает здесь, что слова, даже необдуманно произнесенные, влияют на наше положение в вечности. Грехи словом — ложь, сплетни, оскорбления — осуждаются в Писании не менее сурово, чем прелюбодеяние и убийство (5:22, 37; 2Кор 12:20; 1Тим 1:10; Иак 3:6; Откр 21:8).

12:38 знамения. Поразительно, что они ищут знамений при том, чему только что были свидетелями.

12:39 знамения Ионы. Иона был как бы мертв и ожил. Воскресение Сына Человеческого — самое великое из знамений того, что пришло Царство.

12:40 три дня и три ночи. Образное выражение, означающее «три дня».

12:43−45 Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи (Рим 8:9).

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[12.1] Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.
[12.2] «дом Божий» — главная часть Храма;
[12.3] «священный хлеб» — пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод — «хлебы предложения» (см. Исх. 25.30).
[12.4] 12.18 — 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.
[12.5] сыновьям вашим — по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были «сыновьями» иудейского народа.
[12.6] знамение — книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.
[12.7] «царица южная» — царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 — 13).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.