От Матфея 24 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 Выйдя из храма, Иисус хотел было уходить, но тут подошли к Нему ученики Его, чтобы показать храмовые строения.
2 Он же, обратясь к ним, сказал: видите всё это? Уверяю вас: не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено.
3 И когда наедине с учениками Своими Он сидел на горе Елеонской, они обратились к Нему с вопросом: скажи нам, когда это будет, и будет ли какое-нибудь знамение пред Твоим пришествием и концом века сего?
4 В ответ Иисус сказал им: берегитесь, как бы кто не обманул вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, утверждая: это я — Христос; и многих обманут.
6 Когда же станут доходить до вас слухи о битвах и войнах, смотрите, не ужасайтесь: это должно произойти, но это ещё не конец.
7 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; будут и болезни, и голод, и землетрясения.
8 Но это — начало бедствий.
9 Тогда станут вас предавать на мучения и убивать вас, и все народы будут ненавидеть вас из-за имени Моего. (Ис 66:5)
10 Тогда многие ожесточатся и возненавидят друг друга, и станут предавать друг друга.
11 И появятся многие лжепророки, и многих обманут.
12 И когда умножится беззаконие, во многих оскудеет любовь.
13 Претерпевший же до конца — спасется.
14 И будет проповедано Евангелие Царства по всей земле, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, по слову пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет!1 — (Дан 12:11; Дан 8:11)
16 тогда находящиеся в Иудее пусть убегают в горы;
17 кто будет на кровле — пусть не спускается захватить что-нибудь из дома своего;
18 кто будет в поле — пусть не возвращается забрать одежду свою.
19 Горе кормящим матерям и беременным в те дни!
20 Молитесь же, чтобы не пришлось убегать вам зимою или в субботу.
21 Ибо тогда наступит великая скорбь, которой не бывало от начала мира даже доныне, и не будет. (Дан 12:1)
22 И если бы не сократились те дни, то никто не мог бы спастись; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда если кто-нибудь скажет вам: вот, здесь или там Христос, — не верьте.
24 Ибо появятся лжехристы и лжепророки и сотворят великие знамения и чудеса, чтобы обмануть, по возможности, и избранных. (Втор 13:1)
25 Вот, Я предсказал вам всё.
26 Поэтому, если вам скажут: вот Он, в пустыне, — не выходите; скажут: вот Он, в комнате, — не верьте,
27 ибо пришествие Сына Человеческого будет подобно молнии, которая, сверкнув на востоке, видна даже до запада.
28 А туда, где труп, слетятся стервятники.
29 И сразу же вслед за скорбью тех дней солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды падут с небес, и своды небесные поколеблются. (Ис 13:10; Ис 34:4)
30 Тогда появится на небе знамение Сына Человеческого, и возрыдают все народы земли, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных со славою великою и воинством. (Дан 6:27; Дан 7:13−14)
31 И пошлет Он ангелов Своих с громогласными трубами, и соберут они избранных Его с четырех сторон света, от края небес и до края их.
32 Возьмите, к примеру, смоковницу: когда ветви её становятся мягкими и вырастают листья, — вы знаете, что близко лето.
33 Так и вы: когда увидите всё это сбывающимся, знайте, что (Царство Божье) уже близко, у дверей.
34 Уверяю вас: не закончится век сей,2 доколе всё это не сбудется,
35 ибо изменится небо и земля, и лишь слова Мои не изменятся никогда.
36 О дне же том, или часе, не знает никто: ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец Мой Небесный один.
37 Но подобно тому, как было во дни Ноя, так будет и в день пришествия Сына Человеческого,
38 ибо как в те дни перед потопом ели и пили, женились и выходили замуж до того самого дня, как Ной вошел в ковчег,
39 и не догадывались (ни о чём) до тех пор, пока не пришёл потоп и не погубил всех, — подобно этому будет и в день пришествия Сына Человеческого.
40 Тогда из двоих, что на поле, один будет взят, другой останется;
41 из двух, что молотят зерно, одна будет взята, другая останется.
42 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который день придет Господь ваш.
43 Понимаете же вы, что, если бы хозяин дома знал, в который час придет вор, то он бодрствовал бы и не позволил обокрасть дом свой.
44 Поэтому и вы будете всегда наготове, ибо не ведаете часа, в который придет Сын Человеческий. (Дан 7:13)
45 Будет ли верен и благоразумен тот раб, которому господин его, (уехав), поручил вовремя подавать пищу домашним своим?
46 Счастлив будет этот раб, если господин его, возвратясь, найдет, что он поступает как должно.
47 Уверяю вас: всё имение своё он поручит ему.
48 Если же раб этот окажется нерадив и скажет в сердце своем: не скоро приедет господин мой;
49 и начнет издеваться над другими рабами его, есть и пить вместе с пьяницами,
50 то господин раба этого, возвратись в день, в который тот его не ожидает, и в час, которого тот не знает,
51 покарает его и подвергнет одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Новой Женевской Библии

24:1 — 25:46 Главы эти содержат последнюю из пяти основных частей Иисусовых речений. Она называется «эсхатологической» — по содержанию или «Елеонской» — по месту произнесения. Большая часть ее есть у Марка (гл. 13). Толкование затруднено: язык — символический и речь идет не об одном событии, а о нескольких.

Основных подходов к ее пониманию три: 1) вся или почти вся гл. 24 (во всяком случае, до ст. 35) посвящена только разрушению Иерусалима, а «пришествие» здесь — вознесение Иисуса на небо; 2) вся проповедь — о Втором пришествии и суде; 3) то и другое совмещено, Иерусалим — образ суда над миром, так что едва ли возможно четко разделить обе темы.

24:2 камня на камне. Это исполнилось в 70 г. по Р.Х.

24:4−14 Войны, землетрясения, гонения, лжепророки — «родовые схватки», предвещающие возвращение Христа, но не уточняющие, когда это будет. Ст. 6: все это должно случиться («надлежит всему тому быть»), но «это еще не конец», и ст. 8: это — начало «болезней». Тем самым, речь идет обо всем отрезке времени между воскресением Христа и Его судом. Если бы ученики знали, когда Он вернется, они бы могли утратить бдительность и ревность в благовествовании. Единственный намек на время пришествия связан с их делом: после того как Евангелие будет проповедано всему миру.

24:14 См. статью «Миссия Церкви в мире».

24:15−21 Хотя некоторые относили это место, как и всю проповедь, ко Второму пришествию и суду, многое, несомненно, указывает на то, что речь идет и о разрушении Иерусалима в 70 г. Это ясно из параллельного рассказа у Луки (21:20−24).

Эта часть проповеди связана с первым вопросом, заданным учениками (ст. 3). Однако разрушение Иерусалима предвещает Последний суд и, тем самым, может служить прообразом грядущего гнева.

24:15 мерзость запустения. Можно толковать как «мерзость, происходящая от запустения». Вероятно, этот стих надо читать в свете 23:38. Иерусалим претерпевает такую осаду, ибо запущен духовно, так как упорно и нераскаянно отказывался подчиниться Богу (Иер 12:7; Иер 22:5). Такое толкование согласуется с Лукой: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (21:20), и Даниилом (8:13), где мятежность народа Божия приводит к разрушению храма. Большая часть ученых связывают «мерзость» не с самим судом, а с причинами, приведшими к тому, что суд Божий излился на Иерусалим.

«Мерзость запустения» у Даниила (9:27) происходит во время семидесятилетнего плена; Дан 11:31 напоминает о мерзости времен Антиоха Епифана, который осквернил храм жертвами Зевсу в 168 г. до Р.Х.; Дан 12:11, возможно, говорит о разрушении Иерусалима или же о злодеяниях последнего антихриста.

читающий да разумеет. Возможно, это слова не евангелиста Матфея, а Самого Иисуса. В любом случае они означают не «пусть поймет тот, кто читает это Евангелие», а «пусть тот, кто читает Даниила, поймет, о чем на самом деле говорит пророк».

24:16 да бегут в горы. Согласно Евсевию, историку ранней церкви, христиане во время Иудейской войны действительно оставили Иерусалим во исполнение пророчества.

24:22 те дни. Хотя обычно это связывают со ст. 15−21, возможно, что речь идет обо всех «болезнях» (ст. 4−14).

24:24 если возможно. Точнее: «если бы то было возможно». Хотя лжепророки стремятся прельстить именно избранных, успеха они не добьются. См. статью «Сохранение святых».

24:27 как молния. Пришествие Христа явно, очевидно, его нельзя ни с чем спутать.

24:28 где будет труп. Знамения Второго пришествия будут столь же очевидными, как несомненно: где собрались орлы, там — труп. См. ком. к Лк 17:37.

24:29−31 Полагают, что в этих стихах говорится о поражении сатанинского войска, о победе Сына Человеческого и о распространении Евангелия по всему миру (что символически и произошло при разрушении Иерусалима). Но язык ст. 31 — такой же, как 13:41; 16:27 и 25:31, а также 1Кор 15:52 и 1Фес 4:14−17. Это позволяет считать, что речь здесь идет о Втором пришествии и суде.

24:30 знамение. Сам Христос или первые мгновения Его пришествия.

24:34 род сей. Возможно, тип людей — «род лукавый и прелюбодейный» (12:39).

все сие. Соответствует тем же словам в ст. 33, где речь идет еще не о самом конце. Это — «родовые схватки» и знамения, которые только указывают на пришествие Христа (включая осаду и падение Иерусалима). Это пророчество во всех деталях, кроме самого пришествия, так или иначе свершилось еще при жизни апостолов.

24:36 никто не знает. Этими словами пресекаются попытки предсказать, когда вернется Христос. См. статью «Полнота человеческого естества в Иисусе Христе».

24:42 бодрствуйте. Состояние активной деятельности, а не пассивного ожидания (ст. 45−51). См. статью «Второе пришествие Иисуса Христа».

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[24.1] «читающий да разумеет» — неизвестно, кому принадлежат эти слова: самому евангелисту или позднейшему переписчику.
[24.2] век сей — здесь «век» означает всю совокупность мирового времени до второго пришествия, когда «времени уже не будет» (Откр. 10.6).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.