От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В то время, в субботу, Иисус проходил через засеянные поля. Его ученики были голодны и начали срывать колосья и есть зерна.
2 Но когда это увидели фарисеи, они сказали Ему:
— Смотри! Твои ученики делают то, что не разрешается делать в субботу.[72] [73]
3 Иисус ответил им:
— Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались?
4 Он вошел в дом Божий и ел священный хлеб[74] [75], который нельзя было есть ни ему, ни его людям, но только священникам[76].
5 Или вы не читали в Законе, что в субботу священники трудятся в храме, нарушая святость этого дня, и при этом на них нет вины?
6 Говорю вам, что здесь присутствует Тот, Кто больше храма.
7 Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы»[77], то не обвиняли бы невиновных.
8 Ведь Сын Человеческий — Господин над субботой!
9 Уйдя оттуда, Иисус зашел в синагогу.
10 Там был человек с иссохшей рукой. Люди в синагоге искали повод обвинить Иисуса и поэтому спросили Его:
— Позволяет ли Закон исцелять в субботу?
11 Иисус сказал им:
— Если у кого-то из вас есть одна-единственная овца, и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит её оттуда?
12 А ведь насколько человек дороже овцы! Стало быть, в субботу позволяется делать добро.
13 После этого Он сказал больному:
— Протяни руку.
Тот протянул, и его рука стала совершенно здоровой, как и другая.
14 Фарисеи же, выйдя, стали совещаться о том, как им убить Иисуса. Узнав об этом, Иисус ушел из тех мест.
15 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их всех.
16 Но Иисус запретил им разглашать о том, кто Он[78].
17 Так исполнялись слова, сказанные через пророка Исаию:
18 «Вот Мой избранный Слуга! Любимый Мною, в Ком радость души Моей! Я дам Ему Духа Моего, и Он возвестит народам правосудие,
19 Он не будет ни спорить, ни кричать; никто не услышит Его голоса на улицах.
20 Тростника надломленного Он не переломит и тлеющего фитиля не погасит, пока не даст восторжествовать правосудию.
21 На имя Его будут надеяться народы»[79].
22 Привели к Иисусу человека, одержимого демоном, который был к тому же слепым и немым. Иисус исцелил его, и он заговорил и стал видеть.
23 Все люди удивлялись и спрашивали друг друга: «Может, это и есть Сын Давидов?»
24 Когда же фарисеи услышали это, они сказали: «Он изгоняет демонов не иначе как силой Веельзевула, повелителя демонов».
25 Зная, о чем они думают, Иисус сказал им:
— Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и никакой город или дом, разделенный враждой, не устоит.
26 И если сатана изгоняет сатану, значит, он враждует против самого себя. Как тогда устоит его царство?
27 Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи?[80] Так что они будут вам судьями.
28 Но если Я изгоняю демонов Духом Божьим, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.
29 Как может кто-нибудь войти в дом сильного человека и разграбить его добро, если сначала не свяжет его? Только тогда можно будет ограбить его дом.
30 Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.
31 Любой грех и любое кощунство будут прощены людям, но кощунство над Духом прощено не будет.
32 Кто скажет что-либо против Сына Человеческого, тот будет прощен, но кто говорит против Святого Духа, тот не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево плохим и плод его плохим, ведь дерево узнается по его плодам.
34 Вы, змеиное отродье, как вы можете говорить доброе, если вы злы? Ведь что у человека на сердце, то и на языке.
35 Добрый человек выносит доброе из своего хранилища добра, а злой человек выносит злое из хранилища зла.
36 Но говорю вам, что в День Суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали.
37 Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!
38 Затем фарисеи и учители Закона стали просить Иисуса:
— Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение.
39 Иисус ответил:
— Злое и развратное поколение ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы.
40 И как Иона был три дня и три ночи в желудке огромной рыбы[81], так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы[82]. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы.
42 Царица Юга[83] [84] встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.
43 Нечистый дух, выйдя из человека, скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его.
44 Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел». Он возвращается и находит дом незанятым, чисто выметенным и убранным.
45 Тогда он идет, берет с собой семь других духов, ещё более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека ещё хуже того, что было вначале. Так будет и с этим злым поколением.
46 Иисус ещё говорил с народом, когда к дому подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним.
47 Кто-то Ему сказал:
— Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой.
48 Но Иисус ответил тому человеку:
— Кто Мне мать и кто Мне братья?
49 И, показав рукой на Своих учеников, сказал:
— Вот Моя мать и Мои братья.
50 Кто исполняет волю Моего Небесного Отца, тот Мне и брат, и сестра, и мать.

Новой Женевской Библии

12:2 не должно. Ветхий Завет нигде не запрещает срывать в субботу колосья для пропитания; таким образом, учеников нельзя сравнивать с земледельцами, которые делают какую-то запрещенную работу. Упрек фарисеев основан на устном предании, которое искажало закон. См. статью «Христианская свобода».

в субботу. Суббота является символом Божией власти над творением (Исх 20:8). Суббота — воспоминание об искуплении народа Божия (Втор 5:12). Суббота олицетворяет надежду на вечный покой по пришествии полноты времен (Евр 4:9). Иисус — Господин субботы, и потому в Нем исполняются все три значения (Кол 2:16−17).

12:3−6 В ответ на обвинение фарисеев Иисус приводит два довода; оба ведут от меньшего к большему и оба указывают на Него и на Его власть. Давиду в час нужды было позволено нарушить ритуальный закон, а сейчас перед фарисеями Тот, Чья власть много больше. Точно так же нужды храмового служения освобождают священников от требования закона, гласящего, что нельзя работать в субботу, а «здесь Тот, Кто больше храма» (ст. 6).

12:6 Тот, Кто больше храма. Как истинная вера важнее для Бога, чем ритуальные символы, так и Тот, в Ком во всей полноте обитает Бог, больше, чем место, где Он обитает символически. Иисус — Еммануил («с нами Бог») — истинный Храм, на который указывал символ (Ин 1:14; Ин 2:21). Ученики были тогда с Иисусом, и потому их служение больше того, что совершали священники в храме.

12:7 милости хочу. Цитатой из Осии 6:6 (ср. 9:13) Иисус осуждает фарисеев, искажающих закон. Бог дал закон человеку в помощь, а фарисеи изменили саму его цель, сделав его тяжким бременем (Мк 2:27).

12:8 господин и субботы. Сын Человеческий получил власть над всей тварью и власть искупления (20:28). Тем самым, Он имеет власть и над субботой, которая знаменует Божие владычество, и над творением, и над искуплением. Сказанное Иисусом вызвало шок у фарисеев и укрепило их в решении убить Его (ст. 14).

12:9−14 Другой пример того, что Христос — Господин субботы. В Ветхом Завете нет прямого запрещения исцелять в этот день, и вообще добро разрешается творить всегда. Заметим, что Иисус нигде не учит, что с пришествием Царства суббота отменяется. Он пришел не нарушить закон, но исполнить (см. 5:17 и ком.). Дело не в том, что фарисеи соблюдали субботу, а в том, что они неверно ее понимали и обращали в тяжкое бремя то, что должно быть радостью.

12:16 запретил им объявлять. Слова Исаии (42:1−4) объясняют, почему Иисус запрещал «объявлять», кто Он. Он пришел возвестить и установить правду, но не показывая силу и уж тем более — не поднимая народ на политическое или военное выступление. Но поскольку пророчества о Мессии понимали именно в таком смысле, Ему приходилось предупреждать ложные восторги, которые неизбежно возникли бы.

12:24 веельзевул. См. ком. к Мк 3:22.

12:29 не свяжет сильного. Победой над сатаной в пустыне и изгнанием бесов Иисус показал, что «связал сильного» и тот бессилен помешать пришествию Царства. В иудейской апокалиптической литературе слова «связать сатану» означали мессианскую эру (см. 20:2).

12:31−32 Хула на Духа — называть Его дела, делами сатаны. Кощунственную хулу на Духа Святого невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твердое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию. Ясно, что любой, уверовавший в истину, уже не может этого совершить. См. статью «Грех, не имеющий прощения».

12:36−37 Иисус указывает здесь, что слова, даже необдуманно произнесенные, влияют на наше положение в вечности. Грехи словом — ложь, сплетни, оскорбления — осуждаются в Писании не менее сурово, чем прелюбодеяние и убийство (5:22, 37; 2Кор 12:20; 1Тим 1:10; Иак 3:6; Откр 21:8).

12:38 знамения. Поразительно, что они ищут знамений при том, чему только что были свидетелями.

12:39 знамения Ионы. Иона был как бы мертв и ожил. Воскресение Сына Человеческого — самое великое из знамений того, что пришло Царство.

12:40 три дня и три ночи. Образное выражение, означающее «три дня».

12:43−45 Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи (Рим 8:9).

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [72] — Иудеи должны были оставлять некоторую часть урожая для бедных и поселенцев. Кроме того, Законом разрешалось руками срывать колосья на чужом поле, это не считалось воровством (см. Лев 23:22; Втор 23:25). Фарисеи обвиняли учеников Иисуса не в том, что они срывали колосья и растирали их руками, но в том, что они делали это в субботу, в религиозный день покоя.
2 [73] — См. Лев 23:22; Втор 23:25.
4 [74] — Это были 12 хлебов, которые выставлялись каждую субботу в шатре, а позже и в храме Бога, а старые хлебы доставались священникам (см. Исх 25:30; Лев 24:5-9).
4 [75] — См. Исх 25:30; Лев 24:5-9.
3 [76] — См. Лев 24:8-9; 1Цар 21:1-6.
7 [77]Ос 6:6.
16 [78] — Иисус, вероятно, не хотел, чтобы люди видели в Нем только чудотворца-целителя. Другая возможная причина — растущая популярность, которая мешала Его служению (см. Мк 1:43-45).
18 [79]Ис 42:1-4.
27 [80] — Букв.: сыновья.
40 [81] — См. Иона 2:1.
41 [82] — См. Иона 3:6-9.
42 [83]Царица Юга. Т. е. Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
42 [84] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.