Новый русский перевод
1 Помни своего Создателя в дни юности своей, пока не настали тяжелые дни и не приблизились годы, о которых ты скажешь: «Я не нахожу в них удовольствия!»
2 Пока не перестали сиять солнце, и свет, и луна, и звезды, и не вернулись тучи после дождя.
3 Придет день, когда задрожат стерегущие дом, и сильные мужчины согнутся, и мелющие женщины перестанут молоть, потому что осталось их немного, и помрачатся смотрящие в окно;
4 когда будут запираться двери на улицу и затихнет звук жернова; когда человек будет просыпаться даже от щебета птиц, и умолкнут все песни;
5 когда люди будут бояться высоты и опасностей на улице; когда расцветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и осыплется каперс. Ведь человек отправляется в свой вечный дом, и плакальщицы проходят по улицам.
6 Поэтому помни Его, пока не порвалась серебряная цепочка и не раскололась золотая чаша, пока не разбился кувшин у источника и не обрушилось колесо над колодцем.
[20]
7 И тогда тело вернется в землю, откуда оно и было взято, а дух вернется к Богу, Который дал его.
[21]
8 «Суета сует! — сказал Екклесиаст. — Всё суета!»
9 Екклесиаст не только был мудрым, но и передавал знания народу. Он обдумал, исследовал и записал много мудрых изречений.
10 Екклесиаст старался подбирать красивые выражения и верно записал слова истины.
11 Слова мудрецов подобны рожну, которым пастухи погоняют скот, и собранные
пословицы закрепляются в сознании, словно прочно вбитые гвозди. Они даны одним пастухом
[22].
12 Берегись, сын мой, того, что сверх этого: книги можно составлять без конца, и усиленное изучение утомляет тело.
13 Теперь, когда всё было услышано, вот заключение: бойся Бога и соблюдай Его повеления, ведь это всё,
что важно для человека,
[23]
14 потому что Бог приведет каждое дело на суд, включая и то, что сокрыто, будь оно хорошим или плохим.
Толкования Августина
Стих 7
Ближе к концу книги, называемой «Екклесиаст», написано о разъединении людей, которое происходит во время смерти, когда отделяется душа от тела: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Такое авторитетное высказывание, далекое от сомнения, характера недвусмысленного и не вводит ни в какое заблуждение. Но если кто-то пожелает так его истолковать, чтобы попытаться — исходя из того, что из той одной души, каковой Бог наделил первого человека, все прочие произошли — дополнительно обосновать распространение душ, то, как кажется, это будет в пользу того, что здесь сказано о плоти под именем праха: ведь в любом случае следует в этом месте понимать прах и дух не иначе как «плоть» и «душу», — чтобы, таким образом, предположение о рассаде той души, которую дал Бог первому человеку, подтверждало, что душа возвращается к Богу на основании того, что плотское вещество возвращается в землю. Коль скоро верно предположение о рассаде той плоти, которая создана у первого человека из земного вещества, то от нас потребуется в соответствии с тем, что известно о плоти, верить в то, что относительно души окутано тайной. Конечно же, то, что говорится о рассаде плоти, бесспорно, но относящееся к душе — подлежит сомнению.
Источник: Письма 143, Сl. 0262, 143.44.8.258.10.
Стих 13
Можно ли сказать что-нибудь короче, справедливее, спасительнее? Бойся, — говорит, — Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякий человек, который подлинно есть, есть хранитель заповедей Божиих, ибо кто не таков, суть ничто, так как он не преображается по образу истины, а остается подобием суеты.
Источник: О граде Божьем 20.3, Сl. 0313, SL48.20.3.36.