Судьи 6 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Израильтяне вновь стали творить зло в глазах Господа, и Он на семь лет отдал их в руки мадианитян.
2 Мадианитяне так угнетали их, что израильтяне стали делать себе укрытия в горных расселинах и укрепления в пещерах.
3 Всякий раз, когда израильтяне сеяли, мадианитяне, амаликитяне и другие восточные народы вторгались в страну.
4 Они разбивали у них на земле свои лагеря, губили урожай до самой Газы и не оставляли Израилю никакого пропитания — ни овец, ни волов, ни ослов.
5 Они являлись со своим скотом и шатрами, словно рои саранчи. Людей и верблюдов было без счета; они вторгались в страну, чтобы опустошать её.
6 Израильтяне так обнищали из-за мадианитян, что воззвали к Господу о помощи.
7 Когда израильтяне воззвали к Господу из-за мадианитян,
8 Он послал им пророка, который сказал:
— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Я вывел вас из Египта, из земли рабства.
9 Я избавил вас от власти Египта и от руки всех ваших притеснителей. Я прогнал их от вас и отдал вам их землю.
10 Я сказал вам: „Я Господь, ваш Бог; не чтите богов аморреев, в земле которых вы живете“. Но вы не послушались Меня».
11 Ангел Господень пришёл и сел в Офре под дубом, который принадлежал авиезериту Иоашу. Его сын Гедеон молотил тогда пшеницу в давильне, чтобы укрыть её от мадианитян.
12 Когда Ангел Господень явился ему, Он сказал:
— Господь с тобой, могучий воин.
13 — Но Господин мой[35], — ответил Гедеон, — если Господь с нами, то почему же всё это случилось? Где же все Его чудеса, о которых нам рассказывали наши отцы, когда говорили: «Разве Господь не вывел нас из Египта?» Нет, теперь Господь оставил нас и отдал в руки мадианитян.
14 Тогда Господь повернулся к нему и сказал:
— Иди и спаси своей силой Израиль от руки Мадиана. Я Сам посылаю тебя.
15 — Но, Владыка[36], — спросил Гедеон, — как мне спасти Израиль? Мой клан самый слабый в роде Манассии, а я самый незначительный в семье.
16 Господь ответил:
— Я буду с тобой, и ты сразишь всех мадианитян, как одного человека.
17 Гедеон ответил:
— Если я нашел у Тебя расположение, то дай мне знак, что это действительно Ты говоришь со мной.
18 Пожалуйста, не уходи отсюда, пока я не вернусь и не принесу свой дар и не предложу его Тебе.
Господь сказал:
— Я буду ждать, пока ты не вернешься.
19 Гедеон пошел домой, приготовил козленка и сделал из ефы[37] муки пресного хлеба. Положив мясо в корзину и налив похлебку в горшок, он принес это к Нему под дуб и положил там.
20 Ангел Божий сказал ему:
— Возьми мясо и пресный хлеб, положи их на эту скалу и вылей похлебку.
Гедеон сделал это.
21 Концом посоха, который был у Него в руке, Ангел Господень прикоснулся к мясу и пресному хлебу. Из скалы вырвалось пламя, которое пожрало мясо и хлеб. И Ангел Господень исчез.
22 Когда Гедеон понял, что это был Ангел Господень, он воскликнул:
— О Владыка Господь! Я видел Ангела Господнего лицом к лицу!
23 Но Господь сказал ему:
— Мир тебе. Не бойся, ты не умрешь.[38]
24 Гедеон соорудил там жертвенник Господу, назвав его «Господь — это мир». Он и по сегодняшний день стоит в Офре, в земле клана авиезеритов.
25 В ту же ночь Господь сказал ему:
— Возьми из стада своего отца второго, семилетнего быка.[39] Разрушь жертвенник Баала, который принадлежит твоему отцу, и сруби столб Ашеры[40], что рядом с ним.
26 Сооруди, как должно,[41] жертвенник Господу, твоему Богу, на вершине этой скалы и на дровах из столба Ашеры, который ты срубишь, принеси во всесожжение второго[42] быка.
27 Гедеон взял десять человек из своих слуг и сделал, как сказал ему Господь. Но из страха перед семьей и жителями своего города, он сделал это не днем, а ночью.
28 Утром, когда жители города встали, жертвенник Баала был разрушен, вместе с ним срублен и столб Ашеры, а второй бык принесен в жертву на новом жертвеннике!
29 — Кто это сделал? — спрашивали они друг друга.
Они стали доискиваться, и им сказали:
— Это сделал Гедеон, сын Иоаша.
30 — Выведи своего сына, — потребовали у Иоаша горожане. — Он должен умереть, потому что разрушил жертвенник Баала и срубил столб Ашеры, что рядом с ним.
31 Но Иоаш ответил окружившей его враждебной толпе:
— Вы собираетесь вступиться за Баала? Вы хотите его спасти? Всякий, кто вступится за него, к утру будет предан смерти! Если Баал и вправду бог, он и сам может защитить себя, если кто-то разрушает его жертвенник.
32 С того дня Гедеон стал зваться Еруббаалом[43], потому что говорили: «Пусть Баал сам борется с ним», так как он разрушил Баалов жертвенник.
33 Все мадианитяне, амаликитяне и другие восточные народы объединили силы, переправились через Иордан и встали лагерем в долине Изреель.
34 Дух Господа сошел на Гедеона, он затрубил в рог, и авиезериты собрались, чтобы идти за ним.
35 Он послал вестников по всей земле рода Манассии, призывая их к оружию, а также послал к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они пришли к нему навстречу.
36 Гедеон сказал Богу:
— Если Ты собираешься спасти Израиль моей рукой, как обещал,
37 то вот, я разложу на гумне настриженную шерсть. Если роса выпадет только на шерсть, а земля будет сухой, то я буду знать, что Ты спасешь Израиль моей рукой, как говорил.
38 Так и произошло. На следующий день Гедеон встал рано. Он стал выжимать шерсть и выжал из неё столько росы, что её хватило бы на целую чашу.
39 Тогда Гедеон сказал Богу:
— Не гневайся на меня. Позволь мне просить ещё лишь раз. Дай мне устроить ещё одно испытание с шерстью. На этот раз пусть шерсть останется сухой, а земля вокруг будет покрыта росой.
40 В ту ночь Бог сделал это. Сухой осталась только шерсть; вся земля была покрыта росой.

Толкования Августина

Стих 36

И вот что говорится в Писании (о том, как закон и милость Божия соотносятся с человеческой природой): Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Рим 3:20−21). Когда он утверждает, что явилась правда, то дает понять, что она существовала, но была подобна испрошенной Гедеоном росе, которая прежде была незаметна на шерсти и вот теперь стала видна на всей земле.

Поскольку закон без благодати мог не уничтожить, а скорее, усилить грех, прочтем: жало же смерти — грех; а сила греха — закон (56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. 1Кор 15:56). И многие, спасаясь от лица возведенного на престол греха, обращаются в поисках убежища к благодати, ныне лежащей на всей земле, но тогда лишь немногие обращались к ней, в то время незаметной, словно на шерсти. Воистину это разделение времен принадлежит вершинам богатейшей Божественной премудрости и глубинам ведения Божия, о которых сказано: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим 11:33).

Послания. Сl. 0262,177.44.14.682.11.

***

Один из праведных мужей древности Гедеон испрашивал у Господа знамение во второй раз следующими словами: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. Ибо Бог смиренным дает благодать (5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 1Пет 5:5). И вы хорошо знаете, что делал Господь Своим ученикам в умывальнице (См. 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Ин 13:19).

И вновь обратился Гедеон к Господу за знамением: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. Обратите внимание на то, что в ветхозаветные времена благодать была спрятана словно дождь в облаке, как роса в шерсти. Обратите теперь внимание на время Нового Завета. Если иметь в виду народ иудеев, то он теперь подобен сухой шерсти, в то время как весь мир уподобился сегодня «всей земле» и наполнился благодатью открытой, незатворенной. И поэтому мы сегодня вынуждены оплакивать тот факт, что они выступают против росы откровенной благодати, не сокрытой более в шерсти.

Впрочем, да простится иудеям. Но что сказать о христианах? По какой причине вы выступаете врагами благодати Христа? Отчего полагаетесь только на себя? Отчего вам быть неблагодарными? Зачем приходил Христос? Не было ли здесь раньше природы [человеческой], которую вы только обманываете, чрезмерно расточая похвалы? Не было ли здесь закона? Но апостол говорит: а если законом оправдание, то Христос напрасно умер (21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Гал 2:21). То, что апостол говорит здесь о законе, мы говорим о природе, имея в виду этих людей: а если природой оправдание, то Христос напрасно умер.

Проповеди. Сl. 0284, 131.PL 38.733.41.

Стих 40

Он сойдет, как дождь на скошенный луг1 , как капли, орошающие землю (6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; Пс 71:6). Он здесь упоминает и напоминает нам о том, что действия, которые совершал судья Гедеон, были в ознаменование, и цель им — Христос. Он обратился к Господу за знамением и попросил сначала того, чтобы роса была только на шерсти, а на всей земле было сухо; и еще раз, чтобы было сухо на одной только шерсти, а на всей земле была роса; и было так. Эта сухая овечья шерсть, которая лежала на земле посреди всего мира, означала прежний народ Израиля. И в этой связи Христос сошел как дождь на шерсть, в то время как земля оставалась сухой; поэтому Он, как известно, сказал [в ответ]: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Мф 15:24). И там [в доме Израилевом] нашел себе Мать и принял [плотский] облик раба, в котором явился человечеству. И здесь послал Иисус двенадцать и заповедал им, говоря: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; Мф 10:5−6).

Когда же Он говорил: «Идите прежде всего к тем [чадам] дома Израилева», то имел в виду, что позднее, когда придет время выпасть росе на всю землю, [ученикам Его] предстоит идти к погибшим овцам, которые не из бывшего дома Израилева. О них говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Ин 10:16). Поэтому апостол говорит: Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Б о жней, чтобы исполнить обещанное отцам (8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, Рим 15:8). И в том случае роса была лишь на шерсти, а на всей земле было сухо. Имея в виду это, апостол продолжает: А для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками, и буду петь имени Твоему (9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим 15:9). Дабы со временем исполнилось то, что Он говорит устами пророка: Ты... поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:44−45).

И мы видим теперь, что остался сухим без росы благодати Христа народ иудеев; тогда как на все народы всего мира снисходит дождь благодати христианской. И здесь другими словами он обозначил тот самый дождь, говоря: капли росы. И что же такое дождь, как не капли росы? Я полагаю, что здесь тот народ [иудеев] обозначен как шерсть либо потому, что ему суждено было быть остриженным от авторитета учения, подобно тому как с овцы состригается шерсть; либо потому, что он скрывал дождь в потайном месте, так как не хотел, чтобы проповедовалось учение крайней плоти, то есть чтобы оно открылось необрезанным народам.

Примечания

  • 1 — У Августина: лат. sicut pluuia in uellus — букв.: как дождь на овечью шерстьПрим. ред.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL39.71.9.1

***

Что же знаменовало собой руно Гедеона? Так народ иудейский в центре мира, который имел благодать таинств, воистину, не как явленную правду, но сокрытую под завесой тайны, подобно дождевым каплям в шерстяном покрове. И пришло время выжать дождевую росу из шерсти, и вот явилась правда открыто на всей земле — более не затворена. [Христос один есть влага росы]. И Его одного ты не узнаешь в Писании, Того, о Ком и ради Кого было записано Священное Писание. Но свершилось то, что сказано: Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих (4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих Пс 137:4).

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL40.137.9.27.

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [35] — Евр. Адони́.
15 [36] — Евр. Адона́й.
19 [37] — Вероятно, около 16 кг.
22 [38] — См. Исх 33:20.
25 [39] — Существует два толкования о том, почему Гедеон должен был взять именно второго быка: 1) потому что перворожденный бык уже был принесен в жертву по Закону (см. Исх 13:11-15); 2) Бог проявил милость, сохранив роду главного быка-производителя.
25 [40] — Это культовый символ языческой богини Ашеры; так же в остальных местах книги.
26 [41] — Или: « Сооруди из слоев камня…»
26 [42] — Или: взрослого, так же в ст. 28.
32 [43] — Это евр. имя означает: пусть Баал борется.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.